Строгановская школа: особенности, известные произведения и характерный стиль

В последнее время искусствоведы все больше начинают обращать внимание на историю русской живописи 16-17 веков, которая была представлена в те времена в основном иконописным творчеством. Это очень интересный и малоизученный пласт культуры, в недрах которого образовались многие современные живописные стили. На Руси 16-17 веков было довольно много иконописных мастерских, которые, объединяясь, создавали особые направления и школы рисунка. Наиболее известные из них — годуновская и строгановская школы русской иконописи. Не все их произведения дожили до современности. Какие же фамилии мастеров тех лет известны нам сейчас? Какие работы дошли до наших дней и в чем заключались особенности этих направлений в русской культуре?

Древнерусская живопись

На Руси в древности существовали такие виды живописи, как монументальное письмо, иконопись и миниатюра. Наибольшее развитие получила иконопись. Самые ранние из сохранившихся икон датированы 11 веком, по художественной манере они были близки к византийским. В конце 12 века на Руси в основном писались оплечные иконографические композиции (период Комнинов). Но постепенно это направление сменяется национальным подходом. В это время начинается преобладание ярких цветов в русских иконах. В конце 14 века на Руси начал творить знаменитый византиец Феофан Грек, чье творчество внесло огромный вклад в развитие русской иконописи и живописи. Он привнес в художество понятие высокой христианской символики, в его фресках было много цветовых вспышек, падающих на лица, как бы олицетворяющих божественный свет. В его творчестве можно выделить 2 периода — экспрессивный "новгородский" и более мягкий "московский". Еще одним открытием в иконописном деле 16 века стал мастер Дионисий, его художественная методика отличалась особенной праздничностью. В дальнейшем основные векторы развития живописного мастерства представляли две школы - годуновская и строгановская школа русской иконописи.

Годуновская школа

Некоторые работы конца 16 века писались на заказ царя Бориса Годунова, от этого имени произошло название одного из иконописных направлений. Его представители, следуя старому канону, возрождали традиции дионисиевского письма.

Художественные особенности школы:

  • нахождение канонизированных образов непосредственно рядом с образами живой натуры;
  • экспозиции с множеством человеческих фигур, старания изобразить толпу как отдельно взятую группу;
  • одновременное применение киноварно-красных, зеленых и охряных тонов;
  • стремление передать предметную материальность.

Знаменитые произведения этой школы — росписи Грановитой палаты Московского Кремля.

Купцы Строгановы — основатели школы

Один из знаменитых и богатых представителей Великого Новгорода — Федор Строганов — в 1475 г. переселился в Сольвычегодск. Его сын был основателем Пермского края, соляных промыслов, монастырей. И уже его потомки — Максим и Никита Строгановы стали богатейшими купцами-солепромышленниками, прославившими эту фамилию. Они оба любили иконопись и сами занимались этим творчеством. Но в основном иконы выполнялись по их заказу сольвычегодскими умельцами, а также московскими художниками, работавшими в царских мастерских. Почти все строгановские иконы с подписями были написаны именно для братьев-купцов и их людьми. В те времена возникло и разделение труда в среде иконописцев: появились "личники", "доличники", художники "палатного письма".

Годуновская и строгановская школы русской иконописи, основные различия

Годуновская школа продолжала двигаться в русле стилистики А. Рублева и Дионисия, ее мастеровые работали на царя и поэтому представляли как бы "официальную" линию в искусстве. В этих творениях преобладает монументальность, такие иконы предназначались в своей основе для оснащения храмов, в их технике превалируют золотые и серебряные оттенки.

Строгановская школа больше тяготеет к изысканным рисункам и тонкости цветовых решений. Их иконы, как правило, маленькие и предназначены скорее для украшения, чем для моления. В их технике господствует кропотливая проработка мелких подробностей, деталей.

Отличительные черты строгановского направления

Строгановская школа иконописи отличалась следующими чертами:

  • Иконы маленьких размеров, выписанные сложно и миниатюрно.
  • Цветовая палитра построена на полутонах с применением золотых оттенков.
  • Почти обязательное присутствие пейзажа вместе с фигурами персонажей.
  • Особое, причудливое изображение облаков на небе.
  • В композиции всегда много мелких элементов, таких как палаты, горки, фигуры людей, растений.
  • Иконы как бы всегда повествуют о чем-то, в центре широкими цветовыми мазками изображается образ мученика или святого.
  • Изображение растительного мира максимально приближается к натуральному, с использованием золотой краски.
  • Архитектурные изображения дополняются детально прорисованными башнями, лесенками, беседками, куполами.
  • Чувствуется эмоциональность, передача тревожности, экспрессии, например, рисуется много спиральных завитков.
  • Человеческие фигуры характеризуются удлиненными пропорциями.
  • Одежды изображаются яркими тонами, преимущественно красными, желтыми и зелеными, с прорисовкой мелких складочек и с добавлением золотистой краски.
  • Лица писались в светлых тонах, с пробелами, внимательно вырисовывались детали внешности, например волосы.

Подытоживая, можно сказать, что строгановская и годуновская школа иконописи различались в самом понимании назначения иконы. Для строгановцев было характерно миниатюрное изображение, усложненность, изящность и отход от монументальности, такая икона уже перестает быть образом для моления, а становится драгоценной миниатюрой.

Три этапа развития школы

В искусствоведении живописные работы строгановской школы условно подразделяют на 3 этапа.

1. "Старые строгановские письма"

Начальный период по своей стилистике очень напоминает новгородские творения. Созданные тогда иконы строгановской школы можно причислить к замечательным "новгородским" образцам, произведенным в имении сольвычегодских купцов.

2. "Вторые строгановские письма"

На этом этапе базируется основное представление о данной школе. Здесь утрачивается манера письма как образного воплощения мира и бога. Вместо этого появляется выпуклая парадность, некая величавость, стремление к красоте. Все подается с определенной манерностью, подчеркнуто изящными позами, доски покрываются золотыми и броскими красками. Эти иконы выполнены миниатюрно; они писались в основном не для храмов, а для домашнего богослужения и постепенно становились предметами быта московской Руси.

Раскрашенная графика, миниатюрное исполнение — такие техники представляют второй период творчества этой школы.

3. "Баронские"

Этот этап приходится на 18 век, его можно назвать модифицированием образцов второго периода. Икона перестает быть жанром живописи и окончательно превращается в драгоценность, место которой скорее в сокровищнице, чем в церкви. Эти произведения, по сути, являются тончайшими миниатюрами, примеры которых находятся в "палатах" Преображенского кладбища и Никольском монастыре.

Прокопий Чирин

Чирин — очень одаренный русский художник, мастер строгановской школы. Наиболее прославленное его произведение — икона "Никита-воин" (1593).

На полотне изображен святой воин, на нем — красная рубаха, яркий синий плащ и золотые доспехи. Его фигура отличается хрупкостью, в ней нет мужественности, образ подчеркнуто изыскан. Основное внимание мастера уделено отточенности красочных сочетаний, изображению мелких подробностей одежды, лицо и руки воина выписаны миниатюрно.

Икона "Иоанн Предтеча в пустыне" также приписывается этому мастеру. Ее рисунок подтверждает, что на центральный план в строгановской школе русской иконописи стало выходить изображение пейзажа. Пустыня здесь — это уже не простое изображение горок, а разнообразная перспектива с рекой и растительностью, где также присутствуют фигуры людей и животных. На этом фоне отчетливо вырисовывается образ святого, как бы передавая настроение фатального одиночества души в окружающем мире. В работе глубоко передана лиричность поэтического пейзажа с детально нарисованными реками.

Чирин является автором многих икон, которые обычно относят к первым годам 16 века, например, его кисти принадлежит икона святого Иоанна Воина, написанная для М. Строганова. В этом полотне П. Чирин проявил себя истинным мастером многосложной линии. От новгородской манеры здесь осталась лишь изящность немного удлиненных пропорций. По ощущению цвета этот автор не сильно отличается от других представителей своей школы. Несколько приглушенные тона роднят его с московским иконописным направлением.

В период с 1597-1604 гг., во время правления Годунова, им были написаны "Избранные святые". На полотне в определенной симметрии изображаются святые, покровительствующие царствующей династии. Князь Борис — предстатель самого царя — в головном уборе, в шубе, украшенной драгоценными камнями и жемчугами. Федор Стратиллат — мученик, покровительствующий его сыну, еще один святой — покровитель Бориса по его другому имени. Только имя Глеба никак не относилось к семье Годуновых, но традиционно он изображался в иконной живописи вместе с братом; за ними покровительницы женского пола — Мария и Ксения.

Дочь Годунова была известна своей целомудренностью и красивой внешностью, соответственно этому, на иконе была ее святая — Ксения. Все персонажи изображены в некоторой эмоциональной сдержанности. Фон картины передан золотистыми оливковыми тонами. Строгая симметрия изображения, большое количество золота и орнаментального узора поднимают икону на уровень, соответствующий пышной торжественности царского двора. Чирина как художника особенно привлекали образы творящих молитву, изображения Христа и Богоматери с младенцами. Частой темой этого мастера был образ Марии. Созданные им богоматери ("Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Владимирская") подчеркнуто утонченны и миловидны. Особенно ощущается светская направленность в том, как трактуется образ Марии. Мастерство художника здесь подчиняется в основном изображению узоров, краски приобретают немного металлический оттенок. Нужно обратить внимание, что в боковых створках изображены покровительницы женской части строгановского рода — праведные и святые мученицы. Можно сделать вывод, что причиной написания складня стало значимое для этой семьи событие. В подборке образов, изображенных на иконе, чувствуется желание Строгановых проследить свою генеалогическую линию.

Никифор Савин

Это еще один замечательный русский художник, мастер строгановской школы, создавший около 15 икон под своей подписью. Из его работ наиболее выделяется икона "Чудо Федора Тирона" (нач. 17 в.), где за основу взят христианский сюжет о воине-мученике.

Согласно апокрифу, мать Тирона была похищена огромным змием, но он спасает ее. Этого героя почитали на Руси как победителя злого начала. Здесь можно наблюдать объединение нескольких фрагментов: царского двора, следящего за борьбой, Тирона, молящего о победе, и его сражения со змеем. Сцены апокрифа изображены подробно и очень изысканно. В цветовой многослойной гамме применяются золото, серебро, цветные лаки. На золотую основу накладывается тонкий черневой рисунок, создающий мерцающую поверхность. Искусствоведы предполагают, что у этого мастера были стилистически разные временные периоды письма, первый — "цветной" и более поздний — "золотой".

Сохранилась еще одна, датируемая началом 17 века, икона этого автора — "Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста".

На этой иконе с большой убедительностью раскрыта тема благоденствия божьего, где святители изображены в момент совершения обряда причащения. Фигуры святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста написаны так, что получаются объединенными в единой композиции. Эти святые были глубоко почитаемы на Руси со времен крещения. В художественных произведениях их часто изображали на царских воротах, что подчеркивало сверхобычную значимость этих святых, как авторов литургий. Главное место в этой иконе отводится горке, символизирующей духовное восхождение. К великим учителям приходят люди, жаждущие духовного просветления и приобщения к божественному чуду, извивающаяся линия между горками отождествляется с благодатной рекой христианского вероучения.

Еще одно знаменитое полотно — "Ангел хранит спящего человека душу и тело" (начало 17 века). Иконография изображает ангела, держащего распятье у изголовья спящего человека. Над постелью помещается деисус как напоминание о Страшном суде. Эту икону связывают с молитвенными текстами перед засыпанием, где присутствуют раздумья об ангелах-хранителях, отгоняющих бесов в ночное время и оберегающих человека от любых бед днем. Никифор Савин справедливо причисляется к ряду лучших художников строгановского направления.

Емельян Москвитин

Этому мастеру приписывается авторство работы "Створы на Рогожском кладбище".

На этом полотне открывается утонченное ощущение цветов и линий: сочетание желтого, зеленого и розоватого передают нежную, немного холодную гармонию. В произведении чувствуется как будто последний отзвук того увлечения красотой, которое так явно проявилось в ферапонтовских фресках. Также получила известность икона Москвитина "Три отрока в пещи".

Письмо Емельяна определенно лежит в канве новгородской традиции. Об этом говорят манерное изображение поз и достаточно детальная раскраска.

Тематика произведений и стилистические приемы

По тематическому принципу иконографии этой школы схематически разделяются на 3 большие группы: тезоименные (изображающие покровителя), иконы, отображающие святых и иконы с описанием православных праздников. Для строгановской школы живописи 17 века особенно характерна первая группа. Их варианты достаточно разнообразны, но везде прослеживается светская направленность. Среди строгановцев было распространено создание икон, изображающих Матерь Божью. Этому образу они придавали камерный, домашний характер. Это же прослеживается в толковании их деисусных и праздничных икон.

В воспроизведениях праздников камерность образов особенно ощущается из-за присутствия бытовых деталей жанра. Исполнение строгановских икон подчеркнуто эстетизировано, это обусловлено, скорее всего, высоким общественным положением их заказчиков. Иконы олицетворяли эстетический эталон определенных групп русского сообщества. Возможно, именно это объясняет особенную кропотливость и тщательность рисования, предельное изящество образов — святые на них практически не касаются земли, а как будто парят над ней.

Иконописцев этой школы связывает одинаковое отношение к форме, пространству и палатному письму. Объем передается в основном путем чисто условного освещения, а линии никак не нарушают плоскости изображения. Оформление пространства также носит условный характер. Художники этой школы пытаются показывать "нутровые палаты". Для передачи пространственной структуры они пользуются приемами, которые были тогда в ходу у мастеров лицевого летописного свода.

В строгановской художественной школе приемы палатного изображения довольно характерны: в основном одноглавые церкви, увенчанные остроконечными кокошниками или домики с большим числом маленьких черных окон, с широкими проемами арок и остроконечными шпилями. Всегда изображалась ширина торцов зданий, оконные и арочные проемы. По своей стилистике строгановские иконы похожи на произведения московских придворных живописцев и московских представителей этой школы раннего периода.

Историческое значение школы

Строгановская школа иконописи сыграла важную роль в процессе эволюции русского искусства. Это был поворотный период в развитии русского иконописного мастерства, в глубинах этого направления развились те свойства, которые в последующем определили характер живописи развитого 17 века. В первую очередь это светскость подачи образов, проявившаяся в рисовании портретов, а также желание художников наиболее правдоподобно изображать исторические события. Результатом деятельности строгановской школы рисунка явилось появление в 18 веке светской живописи. В этом заключается историческое значение школы и ее роль в развитии русского искусства.

Итак, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что на Руси в 16-17 веках уже существовали вполне сформировавшиеся направления в жанре иконного письма, и что одним из основных его представителей была строгановская иконописная школа. Кроме этого, можно добавить, что данная школа прошла несколько этапов своего становления, имела свои отличительные особенности, характерную художественную манеру, а также свою стилистическую направленность и тематическое содержание. В строгановской школе имелись настоящие мастера своего дела, такие как Прокопий Чирин, Емельян Москвитин, династия художников Савиных, а также другие менее известные авторы. Некоторые их произведения дошли до наших дней и находятся в картинных галереях и музеях.

Комментарии