Чистяков Павел Петрович: биография и творчество художника
Из данной статьи можно узнать о биографии художника Чистякова Павла Петровича, творческий путь которого был очень насыщенным и плодотворным. Познакомившись поближе с некоторыми его полотнами, описание которых также имеется здесь, каждый сможет осознать неоценимый вклад этого человека в мир художественный.
Биография художника
Чистяков Павел Петрович - знаменитый портретист, жанрист, а также выдающийся творец в жанре "историческая живопись". Дата и год рождения - 23 июня (5 июля) 1832 г. Место рождения - Тверская губерния. Богатой эрудицией и многогранностью развития он во многом обязан отцу, который был простым по происхождению человеком, но при этом понимал всю значимость просвещения. В училище Бежецкого уезда, где Павел Петрович получал свое первое образование, он начал всерьез увлекаться рисованием. Затем Чистякова зачислили в Императорскую академию художеств. Там он проходил обучение по классу исторической живописи П. В. Басина. Благодаря отличной учебе и золотым медалям за свои работы художник получил разрешение на заграничную поездку для приобретения нового творческого опыта.
В 1862 году он отправляется в Италию, там начинает активную работу сразу над несколькими произведениями. Этот период путешествий и знакомства с культурой других стран и народов существенно расширил кругозор Павла Петровича. Когда художник прибывает в Петербург в 1870 году, он получает гордое звание "академик".
С наступлением 1892 года Чистяков удостаивается чести стать профессором, а также его назначают заведующим мастерской, специализирующейся на работе с мозаикой. После этого назначения он руководит работами в храмах Воскресения Христа в Петербурге и Христа Спасителя в Москве. Чистяков умирает в 1919 году, 11 ноября, в месте под названием Детское Село (в настоящее время город Пушкин).
Педагогическая деятельность
Чистяков Павел Петрович был великолепным педагогом. Еще до путешествия в солнечную Италию он давал уроки в школе рисования. Но главная деятельность, связанная с обучением, стала бурно развиваться после присвоения ему звания академика и началом работы в академии художеств. И ему удавалось в одно и то же время вести занятия в своей личной мастерской, переписываться с подопечными и руководить частными студиями.
За долгие годы преподавания Чистяков создал свою, невиданную ранее "систему рисования". Он помогал студентам научиться смотреть на натуру так, чтобы видеть, какой она кажется и существует на самом деле, чувствовать и распознавать предмет вне зависимости от того, что требуется воссоздать на холсте, сложный сюжет или глиняный кувшин. Основная формула его системы - это "живое отношение к природе", а основной метод ее познания - это рисование. Количество учеников Чистякова было большим, лучших его учеников необходимо назвать: В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов. Можно сказать так, что Чистяков Павел Петрович как художник раскрыл себя не полностью, но вклад его в развитие педагогической системы был огромным.
Особенности творческой манеры художника
Чистяков старался дать своим ученикам не только технические знания, но и учил их чувствовать, соображать и думать. И эти основы заложены в его творчество. Картины Чистякова Павла Петровича причисляются к жанру "реализм", но есть в них свои особенности. Они обусловлены тем, как учил и творил сам автор этих работ. Павел Петрович считал, что самое главное в искусстве - это знать его законы, а первоосновой искусства является рисунок. Но рисунок должен быть не настолько реалистичным, до деталей художнику важно сохранять образность и собственное видение предметов и людей.
Его портреты отлично передают характер изображенных людей, их настроение, а сами персонажи прорисованы очень технично, с интересной цветопередачей. Что касается исторической живописи, то здесь Чистяков использует такую композиционную расстановку фигур, что все полотна выглядят очень живо и атмосферно, с реалистично переданным настроением.
Полотно "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту"
Гермоген, бесспорно, очень важный символ для Русской православной церкви, которая почитает его как хранителя веры и мученика, не отрекшегося от православия. Государство же восхваляло его, как настоящего патриота, смело отправившегося на смерть и не согласившегося идти на сотрудничество с поляками, посягнувшими на Московское государство.
Распознать патриарха Гермогена на картине не составит труда: он сидит в левом углу картины в темном одеянии, с седой бородой и поднятой рукой. Поляки требуют от патриарха подписания грамоты, в которой, вероятно, говорится о признании власти захватчиков и полном подчинении им. Гермоген категоричен, он не согласен подписать эту бумагу, так как является истинным патриотом. Он поднимает руку вверх, беседует с Богом, у которого он ищет успокоения и поддержки. Цвета, светотень, позы, выражения лиц - через это Чистяков передает нам атмосферу того времени, помогая проникнуться и почувствовать напряженность самой ситуации и всего того времени, в котором развивается сюжет картины.
Полотно "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому"
Художник Чистяков Павел Петрович, картины которого послужили началом такого направления, как "реалистичная историческая живопись", ярко и профессионально работает в этом жанре. И самый показательный пример этому данное творение. В основе сюжета полотна лежит история времен правления князя Василия II Темного. В самый разгар пира Софья Витовтовна посмела обвинить Василия Косого, который являлся сыном Юрия Галицкого, в противозаконном хищении знаменитого золотого пояса Дмитрия Донского. Она кидается к племяннику и срывает с него пояс, тем самым нанеся ему тяжелейшее оскорбление и как воину, и как мужчине. Галицкие покидают пир и по дороге разоряют город Ярославль, владения князя Донского. Как результат - начало гражданской войны, длившейся несколько десятилетий.
Чистяков отлично использует различные средства художественной выразительности в своей живописи, чтобы передать всю остроту данной сцены, силу эмоций изображенных людей и сам конфликт, отраженный на этом полотне. Психологическая разработка образов - то, к чему стремился художник, и ему это прекрасно удавалось.