Филиппино Липпи - итальянский живописец эпохи Возрождения: биография, творчество

В статье рассказано о жизни и творчестве Филиппино Липпи – представителя живописцев семьи Липпи. Рассматривается его жизненный путь и особенности манеры письма, в том числе как представителя маньеризма (этапа позднего Возрождения) по Д. Вазари.

Биография художника

Биография Филиппино Липпи начинается почти с анекдота. Он родился около 1457-1458 годов в тосканском городе Прато, в семье известного художника Фра Филиппо Липпи и Лукреции Бути. Его отец монах (отсюда добавка «Фра») был обласкан фактическим правителем Флоренции Козимо Медичи за свой талант.

Будучи еще тем ловеласом, несмотря на сан и возраст (около 50 лет), Фра Филиппо уговорил молоденькую хорошенькую послушницу монастыря Лукрецию Бути быть моделью его картины, соблазнил девушку и бросил. Когда у той родился сын, покровитель художника Козимо Медичи, чтобы остепенить своего любимца, заставил его жениться.

Отца художника все называли Фра Филиппо Липпи (в истории искусства известен как Филиппо Липпи Старший), он являлся ярким представителем проторенессанса, имел свою художественную школу. Учеником его был талантливый Сандро Боттичелли.

Филиппино (уменьшительное от Филиппо) Липпи, или просто Филиппино для всех знакомых, (Филиппо Липпи-Младший в истории искусства), рано лишился отца - в двенадцатилетнем возрасте. Грусть в глазах художника отмечена на его автопортрете.

Он учился живописи у Фра Диаманте, развивался далее под влиянием Сандро Боттичелли и произведений отца.

Филиппино Липпи работал во Флоренции, некоторое время провел в Прато, жил и работал в Риме. Умер во Флоренции 18 апреля 1504 года. Похоронен во флорентийской церкви Сан Микеле Бисдомине.

Творчество художника

Большинство художественных критиков отмечают, что он был менее талантлив, чем его отец. Однако в картинах Филиппино Липпи сохранена странная трогательность и лирическая одухотворенность работ отца, нежность колорита. Похожи и любимые модели художников. Однако если у Фра Филиппо преобладала свойственная лучшим работам кватроченто спокойная величавость, то у сына спокойствие переходит в грусть и беспокойство, тревожность и религиозную экзальтацию.

В фоне его картин на заднем плане напряжение часто подчеркивается грозовыми всполохами, предгрозовыми тучевыми скоплениями. Его произведения более динамичны, даже иногда драматичны. Фигуры на его работах виртуозно сгруппированы, но редко красиво свободны в движении. Это делает Филиппино Липпи типичным представителем маньеризма.

Практически все его картины написаны на религиозные темы, иллюстрируют Ветхий и Новый Заветы. Их сюжеты явно проходят через сердце художника, как и в работах Сандро Боттичелли передают движение, полеты и тоску взволнованной души.

Ранние работы во Флоренции

Флоренция была родиной Филиппино Липпи. Фрески, которыми художник закончил начатое еще Мазаччо Мазолини декорирование капеллы во флорентийской церкви Святой Марии дель Кармине, относятся к его ранним и изумительным по красоте работам. Это несколько фресок по Новому Завету, изображающие жизнь и деяния апостола Петра, к этим же работам иногда относят и фреску «Поклонение волхвов», которая до сих пор хранится во флорентийской галерее Уффици.

В двух небольших характерных картинах Филиппино Липпи «Смерть Лукреции» и «Эсфирь» явно просматривается флорентийский стиль. Они похожи на работы учителя, Сандро Боттичелли, своей ясностью, простором, гармоничностью и спокойствием. В них заключена музыка линий и объемов архитектурных шедевров Флоренции. Теперь «Смерть Лукреции» находится в галерее Питти, а « Эсфирь» - во французском Шантийи.

Поздние фресковые работы

Замечательны и некоторые более поздние фрески Филиппино Липпи. Это и две римские неповторимые работы в церкви Святой Марии сопра Минерва, повествующие: на одной огромной фреске - о торжестве святого Фомы, на другой, поменьше - о взятии на небо Богородицы.

Художнику принадлежат и фрески капеллы Строцци в церкви Святой Марии-Новелла во Флоренции. Там изображены деяния апостолов Иоанна и именного святого Филиппино – Филиппа. Изображения на фресках уже религиозно экзальтированны и вычурны, однако рука мастера, лучшего после Боттичелли в его круге, мастерски хорошо справляется с многофигурными композициями и цветом.

Работы художника из собрания Берлинской картинной галереи

Станковые произведения мастера не особенно многочисленны, хотя и встречаются в церквях Флоренции. Часть из них вывезена и экспонируется в художественных музеях Европы и Америки. Так, Берлинской картинной галерее принадлежит работа «Аллегория музыки» (второе название - «Эрато»). Эта картина, несмотря на все свои видимые достоинства, часто подвергается критике, особенно со стороны молодежи за непонятность аллегории и недостаточный профессионализм по сравнению с работами Тициана, который представлен в этой же галерее очень широко.

Множество работ других представителей итальянского Возрождения от художников проторенессанса до создателей творений высокого и позднего Возрождения также представлены в Берлинской картинной галерее.

Дань «мелочам» на картинах художника

При описании работ своего современника Джорджо Вазари восхищается не его манерой или профессионализмом, а его знанием античного быта. И действительно, в своих работах Филиппино в чрезмерно больших количествах вводит детали, заимствованные у различных античных саркофагов и медалей, старинных монет, орнаментов, у декора античных зданий и ваз.

Эти детали – дань моде того времени, и на взгляд людей 20-го и 21-го веков совсем не украшают изображение, а являют зрителям просто маниакальную коллекционерскую страсть Филиппино к редкостным старинным предметам. Это тоже следствие маньеризма, провозвестника вычурности готических украшений или переизбытка роскоши и сумбурности в будущем стиле барокко (рококо).

Влияние на художника античных сокровищ Рима и нидерландской живописи

В Риме, куда художник попадает 1488 году, вместо итальянских пейзажей фоном фресок Филиппино выбирает списанные им с натуры «одичалые» виды развалин. А пейзажи и архитектура мастера явно созданы под влиянием живописи нидерландцев. Это заметно на фресках Филиппино Липпи в росписи церкви Святой Марии сопра Минерва, упоминавшейся выше. Именно у северных художников взяты детали пейзажей для фресок, но заимствованы они толково и интересно, иногда соединены с итальянскими, близкими художнику, пейзажами.

Возможные причины появления маньеризма

Приезд в Рим резко повлиял на художника не только своими античными шедеврами, но и общим настроением «тревожности», связанной с так называемым «религиозным пожаром». Этот пожар вызвали пламенные речи Джироламо Савонароллы. Он продолжался несколько лет. Мощь этого пожара показывает отречение учителя и друга Филиппино Сандро Боттичелли от своего искусства.

Эта экзальтация тонких натур художников под влиянием религиозных проповедей Савонароллы была неизбежна, а казнь монаха-обличителя за ересь и подавно тяжело и сложно отразилась на их психике. Религиозные терзания и муки, несомненно, стали одной из причин болезненности и надрыва в творчестве Филиппино Липпи.

Автопортрет

Находящийся в Лондонской национальной галерее «Автопортрет» (на главном фото) выполнен ясными и чистыми тонами красок, не мешающих рассмотрению личности изображенного художника.

Портрет настолько реалистичен, что, кажется, начинаешь понимать даже мысли человека. Сказать, что глаза на портрете грустные – ничего не сказать. Грусть поселилась в них давно, т. к. сирота есть сирота. Да и Сандро Боттичелли, судя по описаниям современников, вряд ли был слишком ласков, хотя как учитель он очень многое дал мальчику.

Первое, что бросается в глаза на автопортрете художника – гордость в повороте головы, сомкнутых губах и глубине глаз с голубыми белками. Смуглый художник кажется несколько диковатым и угрюмым. Во взгляде проскальзывает вызов к зрителю: «Ну что тебе нужно?» Когда встречаешь такой взгляд, хочется отвернуться, чтобы не смущать его владельца. Если сравнивать героев «Ромео и Джульетты», на портрете изображен скорее Меркуцио, а не Ромео.

Мощная шея Филиппино - дань необходимости выжить в то неспокойное время, когда жил художник. Эпидемии и войны, религиозные взрывы и дворцовые перевороты, нищета и изысканная роскошь, существующие бок о бок, заставляли мужчин постоянно быть готовыми к стычкам, носить оружие и суметь отразить нападение. Но горячность на портрете смягчена способностью мыслить, чувствовать красоту и запечатлевать ее для потомков.

Автопортрет является одним из украшений галереи, как и другая известная работа Филиппино - «Мадонна с предстоящими ей святыми Иеронимом и Домиником».

Комментарии