Классификация рынков и их законы
Рынок представляет собой совокупность всех сделок, актов купли-продажи услуг и изделий. Процессы, проводимые на нем, происходят в соответствии с законами обращения и товарного производства. Рынок – это механизм, главными составляющими которого являются продавцы и покупатели.
Классификация рынков происходит по нескольким параметрам. Рассмотрим основные из них.
1. По признакам:
- меры государственного регулирования;
- степень монополизированности;
- легальность;
- степень масштаба товарообменных процессов;
- виды реализуемых услуг и изделий;
- территориальная принадлежность.
2. Классификация рынков по виду конкуренции:
- немонополизированный;
- высококонкурентный;
- олигополистический;
- дуополистический;
- монополистическая конкуренция.
3. По виду реализуемого товара:
- предметы потребления и услуги;
- недвижимость, здания, жилые площади;
- средства производства и земля;
- инвестиции;
- деньги, ценные бумаги;
- рабочие места, труд;
- инновации;
- духовный и интеллектуальный продукт.
4. Классификация рынков по территориальному признаку:
- региональные;
- национальные;
- местные;
- мировой.
5. По функциональному признаку:
- неорганизованный рынок;
- оптовый.
6. Классификация рынков по товарам:
- дефицитный или недефицитный;
- импортные или национальные.
7. В современной рыночной экономике стало актуальным подразделять рынки по принципу законности:
- легальный (официальный);
- нелегальный (теневой);
- черный.
8. По объектам обмена выделяют:
- финансовые;
- рынки производственных факторов;
- рынки услуг и товаров.
9. По степени насыщенности:
- равновесные рынки – уровень предложения и спроса находятся примерно на одном уровне;
- дефицитные – люди готовы купить больший объем товара, чем поставщики дают на продажу.
- избыточные – товары представлены на рынках в большом количестве, но покупатели не могут под влиянием различных факторов их приобрести.
В современной экономике сформировались определенные законы рынка. Рассмотрим основные.
1. Закон вероятности. Цена не является постоянной величиной, в определенный промежуток времени она начнет расти или падать.
2. Закон случая. Никто из продавцов не знает, что произойдет в следующий момент. Поэтому всегда нужно быть готовым к неожиданности, и корректировать свои расчеты с учетом возможных случайностей.
3. Закон подлости. На рынке условия постоянно меняются. И даже тогда, когда вы уверены в сделке и получили абсолютную гарантию, не забывайте о возможных изменениях правил «игры». Будьте готовы к любым неожиданностям и подстраховывайтесь.
4. Закон оптимизма. Многие люди склонны к преувеличению своих возможностей и шансов, когда необходимо трезво оценить ситуацию. Не стоит заключать сделки по первым предложенным вам ценам. Если вы покупаете продукцию, то старайтесь снизить стоимость партии. Найдите с продавцом выгодные для обоих условия сделки.
5. Закон времени. Формулировка его примерно следующая: чем дольше времени вы находитесь за пределами рынка, тем больше ваше желание совершить сделку. В этом случае, попадая на рынок, вы готовы заключать контракты на любых условиях. Будьте терпеливыми, рассмотрите все возможные варианты сотрудничества с партнерами.
6. Закон причины-следствия. Любое движение связано с какими-то определенными желаниями субъектов рынка. Не нужно совершать каких-либо сделок, если вы не знаете, что является первопричиной для подписания контракта. Рассматривайте ситуацию и со своей стороны, и с позиции партнера.
Развитие рынка происходит постоянно. Каждый участник сделок должен хорошо разбираться в ситуации, законах и прочих важных моментах экономики. В противном случае он может понести значительные потери, связанные со своими действиями или выпадами конкурентов на рынке.