DAP - условия поставки. Расшифровка, особенности, распределение обязанностей

В международной торговле существует свои правила. Некоторые из них, касающиеся распределения обязанностей продавца и покупателя по доставке, стали настолько универсальными, что были оформлены в виде свода рекомендаций. В отдельных странах он получил статус закона. Рассмотрим особенности одного из основных терминов, существующего в торговле, и проведем расшифровку условий поставки DAP 2010.

Общие сведения

Инкотермс - это серия предварительно определенных коммерческих правил, опубликованных Международной торговой палатой (ICC) и относящихся к международному коммерческому праву. Они применяются при заключении внешнеэкономических сделок или в процессах закупок, так как их использование поощряется торговыми советами, судами и международными юристами.

Правила Инкотермс, состоящие из трехбуквенных торговых терминов, относящихся к общей договорной практике продаж, предназначены для четкого определения задач, расходов и рисков, которые возникают в связи с международными перемещениями грузов. Правила часто включают во внешнеэкономический договор купли-продажи, отражая достигнутые договоренности по ответственности, издержкам и рискам, возникающим вследствие вступления сторон в экономические взаимоотношения с иностранным партнером. Однако нормативный документ Инкотермс не является договором или законом. Также он не затрагивает цен и не определяет валюту сделки.

Нужно иметь в виду, что Инкотермс несколько раз пересматривали, поэтому существуют различные версии. В последний раз документ был перевыпущен в 2010 году. Это издание используется чаще всего.

К какой группе условий можно отнести DAP

Условия Инкотермс DAP входят в группу терминов D. Она описывает различные способы доставки товаров и представляет договоренности с максимальной ответственностью (как по издержкам, так и по рискам) для продавца, а не для покупателя. Когда-то в группе D было 5 сокращений. Сейчас их всего 3.

Ранее для обозначения условия доставки товаров до места в этой группе было три термина:

  • DAF - «Доставлено на границе».
  • DES - «Доставлено с корабля».
  • DEQ - «Доставлено на набережной».

Теперь эти 3 понятия упрощены.

Место доставки теперь идентифицируется так: DAT - «Доставлено на терминал» или DAP - «Доставка до места назначения». Это объясняется тем, что увеличение объемов рейсовых перевозок, а также транспортировки сборных грузов в означенный договором пункт привело к тому, что другие термины устарели.

Продолжаем рассматривать расшифровку. Термин DDU - это «Неоплаченные пошлины за доставку». Он был полностью исключен. Взамен предложили термин DDP, то есть «Оплата пошлины за доставку».

Будьте внимательны, потому что многие веб-сайты все еще используют старые аббревиатуры. Скорее всего, у них возникают неясности, вызванные старыми обозначениями. Эти моменты могут запутать, что грозит увеличением затрат при оформлении договора международной перевозки. Они могут обойтись вам дороже, чем вы рассчитывали.

DAP Инкотермс 2010 условия поставки –расшифровка

У каждого термина в Инкотермс существует определенное толкование. Инкотермс 2010 определяет условия DAP как «Доставка до места назначения». В данном случае продавец считается исполнившим свои обязательства по транспортировке, когда товары поступили в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к выгрузке в названом пункте назначения.

Таким местом может быть любая точка земного шара, о которой договорились стороны. Продавец доставляет товар на доступных ему транспортных средствах, чтобы покупатель мог его разгрузить. Заказчик принимает груз, когда начинает его выгружать.

Если спросить, условия DAP - что это простыми словами, то ответ прост. Это ситуация, когда продавец нанимает транспорт, осуществляет таможенное оформление товара и довозит его до того места, о котором договорились стороны сделки. Разгрузку, растаможку и прочие процедуры берет на себя покупатель.

Это понятие можно применять в случае транспортировки любыми средствами передвижения, а также для контейнерных и мультимодальных грузоперевозок.

Кто отвечает за таможенное оформление в стране экспорта

Как только товары готовы к отправке, необходимая упаковка осуществляется продавцом за свой счет, чтобы товары благополучно достигли финального пункта назначения. Все необходимые юридические формальности в стране экспорта выполняются продавцом на свой риск, то есть он полностью отвечает за то, чтобы товар без проблем смог покинуть страну экспорта. Также в его обязанности входит оформление документов на груз. Продавец несет ответственность не только за экспортные формальности, но также и за возможные нюансы в стране транзита.

Кто отвечает за таможенное оформление в стране импорта

Согласно условию поставки DAP Инкотермс, после поступления товара в определенное место в стране назначения оформление импорта должно быть выполнено покупателем самостоятельно, включая уплату всех таможенных сборов. Как и в случае с условиями DAT, любые задержки или простои оплачиваются продавцом.

Когда происходит переход рисков

Согласно условию DAP, передача всех рисков, связанных с товаром, происходит в момент, когда груз прибывает в пункт назначения. Если покупатель принял товар, уже он несет за него ответственность.

Как распределяются расходы между продавцом и покупателем

Согласно DAP условиям, все затраты на логистику оплачиваются продавцом до обозначенного места назначения. Необходимые затраты на разгрузку прибывших товаров несет покупатель.

Если продавец решает взять на себя издержки по заключенному им с логистами договору международной перевозки грузов, связанные с разгрузкой в ​​пункте назначения, то он не может возместить свои издержки за счет покупателя.

Если указанное в договоре место доставки является складом, куда груз следует из одного пункта в стране экспорта в какой-то пункт в стране импорта, то правило на этот случай является простым: товары могут быть доставлены без таможенной легализации.

Если местом назначения является склад где-то на границе, а товар следует не прямо из страны экспорта заказчику, а пересекает территорию третьих государств, то в соответствии с существующим таможенным законодательством, грузу может быть предоставлен статус транзитного. При этом он не проходит таможенную легализацию на тех территориях, где он шел транзитом.

Однако могут возникнуть сложности, если товар должен пройти растаможку перед доставкой, а также в том случае, если товар следует транзитом. Для оформления всех разрешительных документов при транспортировке груза может потребоваться тесная коммуникация между представителями перевозчика и покупателя. В случае неправильной работы или несогласованных действий могут возникать задержки и споры по поводу демерреджа.

Происходит ли переход права собственности

Важно знать, что DAP условия, как и другие термины Инкотермс, не определяют момент перехода права собственности на объект договора международной купли-продажи. Поэтому необходимо осветить этот вопрос отдельным пунктом.

На что стоит обратить особое внимание

Стороны могут применить условия Инкотермс DAP, не обращая внимания на то, какой транспорт они будут использовать для транспортировки груза. Нужно четко определить и прописать в договоре пункт, куда должен быть доставлен товар. Риски до этого момента полностью несет продавец, поэтому он должен позаботиться о том, чтобы наименование места назначения покупатель назвал максимально конкретно.

Так как Инкотермс в целом не определяет момент перехода права собственности и не передает его на товар, а также не называет условия оплаты, то для решения этих вопросов потребуются дополнительные переговоры и отдельное согласование обеих сторон. Это же актуально и для установления подсудности. Условия Инкотермс не применяются к товарам до и после осуществления поставки. Необходимо указывать в договорах подробности передачи, транспортировки и доставки товара. Загрузка контейнера не считается упаковкой и должна быть отмечена в договоре купли-продажи отдельно.

Важно учесть, что Инкотермс хоть и не является законом, но в отдельных странах, например, во Франции, он включен в правовое поле и имеет статус обязательного к исполнению акта. При этом первостепенную роль будут играть положения составленного договора, поэтому необходимо прописывать в нем все моменты, идущие вразрез с Инкотермс, но о которых заказчик договорился с партнером.

Обязанности между участниками договора по условиям доставки DAP Инкотермс распределяются следующим образом:

1. Обязанности продавца.

  • Надлежащее качество товаров.
  • Подготовка коммерческого счета и документации.
  • Экспортная упаковка и маркировка.
  • Экспортные лицензии и таможенные формальности.
  • Аренда транспортного средства.
  • Загрузка.
  • Доставка до места назначения.
  • Предоставление доказательства доставки.

2. Обязанности покупателя.

  • Разгрузка прибывшего товара.
  • Импортные формальности и пошлины.
  • Оплата стоимости осмотра перед отправкой.
  • Доставка до своего склада.

Таким образом, DAP - это одно из современных и весьма эффективных условий доставки товаров. Оно требует при оформлении договорных отношений особого внимания со стороны продавца, несущего большую часть расходов и обязательств.

Комментарии