Муниципальный заказ - это... Понятие, юридическое определение, законодательная база и условия размещения
Понятие "государственный заказ" известно многим. Но что такое муниципальный заказ? Это нам предстоит выяснить в данной статье. Представим определение этого слова, разновидности подобного заказа. Определим для него законодательную базу, правила и принципы размещения.
Понятие
Муниципальный заказ - это совершение закупок структурой местного самоуправления с задействованием для данных целей общественных средств. В первую очередь - бюджетных денег.
Система подобных заказов является одним из основных регуляторов экономических процессов на местном уровне власти. В отдельных случаях муниципальный заказ трактуется неоправданно узко - разновидность конкурсной закупки разновидностей материальных ресурсов для нужд муниципалитета. Еще реже - способ оказания муниципальных услуг.
Более широкое понимание муниципального заказа: это идеология формирования и дальнейшего использования расходной доли местных бюджетов, один из элементов управления финансовыми ресурсами всей массы муниципальных образований.
Проблема современности
В идеале через муниципальные заказы должна проходить вся продукция, приобретаемая для нужд местной системы власти. А также вся масса бюджетных муниципальных услуг, оказываемых как самими муниципальными, так и иного рода исполнителями.
Но в настоящее время, к сожалению, размещение муниципальных заказов в РФ - более исключение, чем правило. Нет единой службы, которая была бы ответственна за организацию такого рода заказов. Поэтому каждый структурный отдел местного самоуправления самостоятельно ищет для себя исполнителей. Или работает только со знакомыми, известными ему поставщиками, закрыв для себя возможность знакомства с более выгодным и надежным новым сотрудничеством.
Муниципальный или государственный?
Есть ли отличия между муниципальным и государственным заказом? Да, но на самом деле разница невелика. Законодательство все же определяет как отдельное явление муниципальный заказ. Это нужно в первую очередь для того, чтобы обозначить заказчика - муниципальный или госорган власти. Но и тот и другой работают в одном направлении - это удовлетворение государственных нужд.
Управлением подобными заказами, созданием для них интернет-площадок занимаются специализированные агентства. Они отслеживают, насколько правомерно размещен заказ, соответствуют ли сопутствующие ему процедуры предписаниям законодательства.
Контракт или заказ?
Следует различать эти близкие, но при этом разные понятия. Рассмотрим, как их трактует российский Бюджетный кодекс.
Муниципальный контракт - это вид договора, заключенный структурой местного управления,различными бюджетными учреждениями, уполномоченными органами или организациями от имени определенного муниципального образования с физическими или юрлицами. Цель такого контракта - обеспечение муниципальных нужд, что предусмотрены границами местных бюджетов.
Муниципальным заказом называется совокупность уже подписанных муниципальных контрактов - на поставку продукции, оказание услуг за счет средств из местной госказны.
Что является предметом заказа?
По российскому законодательству, предметами муниципальных заказов выступают:
- Деятельность по благоустройству территорий.
- Строительство, капремонт, реконструкция дорожного полотна.
- Ремонт объектов, относящихся к социальной инфраструктуре.
- Поставка для муниципальных нужд различных горюче-смазочных материалов.
- Переработка и дальнейшая утилизация отходов.
- Обслуживание, содержание, капитальный и текущий ремонт как жилого, так и нежилого муниципального фонда и инженерной сети.
- Поставки разнообразных видов товаров для муниципальных нужд.
- Поставки продукции народного потребления - для детей и малоимущего населения.
- Оказание иных услуг, которые могут обеспечить удовлетворение социальных, культурных и бытовых потребностей граждан.
Главные задачи
Размещение муниципальных заказов преследует сразу несколько важных задач:
- Снижение расходов на отдельные разновидности товаров и услуг.
- Адресное предоставление социальных услуг населению, которое объективно нуждается в подобной поддержке.
- Приоритетное развитие конкретных разновидностей услуг, объемы которых по определенным причинам не могут регулироваться рыночными механизмами.
- Сокращение периодов исполнения муниципальных услуг, обеспечение их высокого качества.
Принципы осуществления
Рассмотрим теперь важнейшие принципы осуществление муниципальных заказов:
- Применение нормативно установленных процедур планирования и дальнейшего осуществления закупок.
- Обеспечение всем открытого доступа к участию в проводимых конкурсах на выполнение муниципальных заказов. В это число входит и осуществление закупок продукции для муниципальных нужд на различных товарных биржах.
- Жесткий контроль за размещением муниципальных контрактов.
- Обеспечение экономии бюджетных средств.
- Соблюдение принципов свободной конкуренции.
Законодательное регулирование
Рассмотрим, что сказано о муниципальном заказе в законе. Регулирующими актами здесь будет выступать следующие:
- ФЗ "О размещении заказов на работы, товары и услуги для муниципальных и госнужд" №94 (2005).
- Ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ.
- Ст. 447-449 ГК РФ.
- Ст. 70-73 российского Бюджетного кодекса.
Надо отметить, что в настоящее время во многих муниципалитетах приняты нормативные акты, регулирующие процессы размещения заказов структурой местного самоуправления.
Разновидности явления
Размещение муниципального заказа (как и государственного) осуществляется в строгих рамках тендера. Главная цель тендера на выполнение подобных заказов - поиск поставщиков, готовых предложить максимально надежное и выгодное сотрудничество.
Муниципальные заказы, как правило, размещаются на специальном официальном сайте. Вне зависимости от фигурирующей в них сумм.
Закон о государственном, муниципальном заказе вводит несколько утвержденных способов для его размещения:
- Открытый или закрытый конкурс.
- Открытый или закрытый аукцион.
- Запрос котировок.
- Проведение биржевых торгов.
- Электронные аукционы.
- Проведение закупок у единственного поставщика.
Правила размещения
Муниципальный заказ - это выбор наиболее подходящего варианта среди вышепредложенных. На него большое влияние оказывают объемы, сроки контракта, который государственные или муниципальные власти намереваются реализовать.
Формированием заказа тут также может заниматься и сам госзаказчик, и специальный организатор, им нанятый. На сегодняшний день можно встретить и массу специализированных организаций, занимающихся управлением муниципального заказа.
Данный заказ формируется путем создания конкурсной документации. В ней описываются все требования к необходимым государству или муниципалитету товарам, услугам, работам. Указываются сроки, на протяжении которых исполнители могут оставить свои заявки на выполнение заказа. После его полного формирования заказ размещают в специальном реестре на сайте муниципалитета.
Размещение муниципального заказа (на муниципальные услуги, к примеру) - обязательно открытое. Цель: чтобы как можно больше исполнителей или поставщиков смогли принять участие в тендере. Главных целей проведения подобного мероприятия несколько:
- Создание подходящих условий для здоровой конкуренции.
- Обеспечение прозрачности сделок.
- Экономия средств из государственного или муниципальных бюджетов.
Схема-алгоритм
В большинстве случаев заказчики придерживаются этой схемы. Однако в отношении определенных муниципальных образований она может изменяться:
- Разработка проекта местного бюджета на грядущий финансовый год. Сбор заявок о потребности бюджетных структур в разного рода товарах, услугах, работах - в пределах плановых величин бюджетных ассигнований.
- Разработка сводного плана муниципального заказа.
- Определение заказчиков по отдельным позициям. Иными словами, определяется, кто и в какой нише муниципальной деятельности будет наделен этой функцией заказчика - правомочием заключать с исполнителями и поставщиками муниципальные контракты.
- Размещение подготовленного муниципального заказа. Учет заключенных контрактов, контроль за их исполнением.
В ходе исполнения заказа параллельно проходит сбор заявок от структур муниципалитета на грядущий финансовый год. К его началу сводный план уже должен быть полностью готов к утверждению.
Организация и исполнение
Муниципальный заказ на муниципальные нужды размещается, как мы уже отметили, открыто. Чтобы сделать конкурс или аукцион закрытым, нужны только веские основания. Например, обеспечение государственной безопасности. Или сжатые сроки исполнения. Также требуется разрешение на то специальных госорганов, занятых управлением госзаказами.
После того как на сайте муниципалитета появится новый заказ, его заказчик должен сообщить об этом факте в местные СМИ. В противном случае тендер может быть признан недействительным.
Само же управление подобными муниципальными заказами - достаточно сложный процесс с юридической стороны. Поэтому большее количество заказчиков предпочитают перепоручать его специализированным фирмам-исполнителям. Профессионалы проводят тендеры от стартового этапа (создания подходящих условий для проведения) до заключения контракта с определенным исполнителем или поставщиком.
Муниципальный заказ во многом напоминает государственный. Только заказчиком тут выступает не федеральная власть, а система местного самоуправления. Пока что практика размещения таких заказов не распространена широко в России. Но в некоторых муниципалитетах уже действуют соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие размещение подобных заказов.