Просветительство - это не только получение знаний

Большой поток информации проникает в сознание человека ежедневно. Одна оставляет его равнодушным, другая радует, удивляет, пугает, заставляет задуматься. Последнее наиболее характерно для тех сведений, которые человек получает из организованных источников просвещения и от квалифицированных специалистов.

Просветительство: немного истории

В переводе с французского siècle des lumières означает «век (эпоха) просвещения». Начавшись в Англии (17-й век) как одно из проявлений случившейся там научной революции и свободы мысли, культурное просветительство постепенно захватило многие страны мира. Наука, знания перестали быть достоянием аристократии и духовенства и стали использоваться просветителями как один из источников развития общественного сознания и бытия. Они считали, что просвещение всех слоев населения, в том числе женщин, исключенных тогдашними нормами морали из общественной жизни, будет способствовать всеобщему единению и благу.

Просветительство — это предмет споров и научных изысканий. Во взглядах самих философов того времени на вопросы общественного и мирового устройства было много разногласий. Однако несомненная их заслуга состоит в том, что они дали толчок мысли, поставили вопрос о поисках естественных законов существования человека в природе и обществе.

Наиболее известные философы эпохи Просвещения - Вольтер, Руссо, Юм, Дидро, Монтескье. В России, подхватившей европейские идеи просветительства, стали известными преобразования Петра I и Екатерины Великой (содействие развитию искусства, образования и науки), работы Ломоносова М. В., Радищева А. Н., Чернышевского Н. Г. и др.

«Образование» и «просветительство» — синонимы?

Основная идея эпохи Просвещения — сделать человеческий разум свободным от религиозных, политических, бытовых предрассудков, критическим, рациональным орудием совершенствования общественной морали и нравов. Эти идеи вполне можно считать задачами просвещения и современных людей, поскольку в обществе существуют несколько видоизмененные, но те же проблемы использования собственного разума: косность, боязнь или неумение рационально применять знания, искать истину и отличать ее от лжеучений, создавать красоту внутри и вне себя, отстаивать гражданские позиции и права.

Но не этим ли также занимается и образование? В бытовом понимании это синонимы, однако философия не ставит знака равенства между этими понятиями: просвещенность и образование. Общая их цель — предоставление научных знаний. Но просветительство — это

наиболее глубокий, культурный пласт образования, культурная зрелость личности (общества), высокий уровень воспитания (как морального, так и интеллектуального), умственное развитие, свобода от невежества и предрассудков. Просвещение противостоит «образованщине», которой свойственно сочетать поверхностную информированность с культурной неразвитостью и даже моральной дикостью.

Задачи просветительства в России

Чаще всего у населения возникают запросы на просвещение в области науки, медицины, культуры, духовного развития личности. Однако просветительство - это существенный элемент государственной образовательной политики. Поэтому оно ставит перед собой следующие задачи, от решения которых зависит само существование независимости и самобытности страны:

  • формирование общественного мнения по текущим вопросам внутренней и внешней политики;
  • содействие росту гражданской активности населения;
  • помощь в адаптации к изменениям условий жизни, в связи с реформами в различных ее областях, способствование сохранению жизненного оптимизма;
  • содействие развитию правовой, социальной, политической, культурной, духовной грамотности.

Решая задачи патриотического воспитания, просветительство должно формировать в сознании граждан образ России — великой многонациональной и самобытной державы. Ее многовековая история, нравственные устои и культура — своего рода источник высокого вдохновения для истинных патриотов.

Миссия духовного просвещения

Духовный человек хорошо знает законы красоты и преобразует себя и мир вокруг в соответствии с ними. Красота внутренняя выражается в чувствах и мыслях, поступках, совпадающих с требованиями Добра, и в корне противоречащих Злу… Эти общие представления о духовности конкретизируются в принципах гуманности, выработанных практикой человеческих отношений на протяжении многих веков.

Духовность и просветительство — вещи неразрывно связанные. Каждое новое поколение должно получить не только багаж знаний о принципах и правилах духовного сосуществования, но и навыков поведения, чтобы не погибла сама человеческая цивилизация.

Главная задача культурного и духовного просветительства — это:

  • Во-первых, заполнение неизбежных пустот, которые возникают в процессе роста и развития человека, несмотря на все усилия современной системы образования.
  • Во-вторых, взращивание, культивирование духовных запросов. Не умеющий читать и писать сохраняет образ человека, но бездуховную личность трудно назвать человеком в полном смысле этого слова. Она несет в себе угрозу обществу.

Духовные просветители (не обязательно религиозные) — это своего рода миссионеры, несущие свет истинной культуры, искусства, этики в массы. Они помогают людям отличить истинные ценности от тех суррогатов, которые настойчиво внедряются в умы и души нашего населения западными и иными «просветителями».

Формы и виды просветительской работы

Классификация форм такой работы проводится по нескольким основаниям.

  1. По числу объектов, воспринимающих информацию — индивидуальное, групповое, массовое просвещение.
  2. Комплексная форма: проводится серия тематических мероприятий — университеты, месячники, чтения, клубы по интересам.

Вид просветительской работы определяется по деятельности ее объекта, несущего информацию:

  • монологическая форма (самая распространенная — лекция на конкретную тему);
  • диалогическая, когда происходит взаимодействие с аудиторией — вечер вопросов и ответов, «круглый стол» и пр.

Понимание и усвоение информации происходит тем успешнее, чем больше органов чувств подключено к ее восприятию. В какой бы форме она ни преподносилась, организатор должен использовать сочетание разных методов воздействия на мысли и чувства слушателя, чтобы сделать ее интересной и доступной, вызвать желание активно участвовать в полезной деятельности.

Пропаганда ЗОЖ

Научно доказано, что качество и продолжительность жизни во многом зависит от тех усилий, которые человек затрачивает на поддержание ее здорового образа (ЗОЖ). Для этого он должен обладать специальными знаниями.

Медицинское просветительство ставит перед собой цели сохранения, улучшение и охраны здоровья населения через пропаганду специальных знаний и формирование необходимых привычек и умений. Это обязательная часть деятельности работников здравоохранения в рамках их специализации, педагогов учебных заведений, работников социальных служб.

Наиболее актуальные в настоящее время темы медицинского просветительства — это профилактика и преодоление вредных привычек и зависимостей, организация здорового питания и среды обитания, отдыха и физической активности, охрана психологического здоровья, разоблачение псевдоцелительства, соблюдение санитарно-гигиенических правил в угрожающих здоровью ситуациях (во время эпидемии гриппа, в общественных местах, учреждениях бытового обслуживания).

Комментарии