Базовые информационные технологии: понятие, виды и функции

В процессе развития общество в любой области деятельности последовательным образом проходило определенные этапы от ручного труда к промышленному высокотехнологичному производству. Прежде всего усилия были направлены на то, чтобы облегчить физический труд. Информационная сфера на протяжении долгих лет считалась уделом умственного труда. С каждым годом она требовала больше трудовых ресурсов. Создание ЭВМ и сетей передачи информации способствовало процессам революционного плана в сфере информатизации. Это позволило осуществить переход на промышленный уровень инструментальных средств и технологий. В нашей статье речь пойдет о базовых информационных процессах и технологиях. Рассмотрим их разновидности, особенности и функционал.

Понятие базовой информационной технологии

Под информационной технологией следует понимать процесс, применяющий совокупность методик и инструментов для сбора, обработки и последующей передачи данных для того, чтобы получить информацию о состоянии объекта, явления или процесса с принципиально новыми качественными характеристиками. Целью базовых и прикладных информационных технологий выступает производство информации. Она анализируется человеком, после чего последний принимает наиболее выгодное решение, связанное с выполнением того или иного действия.

Новая стадия развития базовых ИТ

Внедрение ПС в информационную сферу и использование телекоммуникационных инструментов для связи — именно это определило новую стадию развития базовых знаний информационных технологий. Интересно отметить, что сегодня у информационной технологии есть «дружественный» интерфейс работы пользователя. Она применяет телекоммуникационные средства и персональные компьютеры. Категория базовой информационной технологии основывается на следующих ключевых принципах:

  1. Диалоговый (интерактивный) режим работы с персональным компьютером.
  2. Интегрированность с иными программными продуктами.
  3. Предельная гибкость процесса постановки задач и изменения данных.

Рассмотрим базовые средства информационных технологий. В качестве инструментария здесь применяются наиболее распространенные разновидности программных продуктов. Речь идет о текстовых процессорах, электронных таблицах, издательских системах, электронных календарях, системах управления базами данных, информационных системах функционального назначения.

Классификация категории

К основным видам базовых информационных технологий целесообразно отнести следующие:

  1. Информационная технология, связанная с обработкой данных. Стоит заметить, что она предназначена для решения грамотно структурированных задач, пути и алгоритмы решения которых четко известны и для преодоления которых есть все необходимые данные входного плана. Данная технология используется, как правило, в исполнительской деятельности сотрудников невысокой квалификации для того, чтобы автоматизировать некоторые рутинные, постоянно повторяющиеся операции управленческой работы.
  2. Базовая информационная технология управленческого типа нужна для информационного обслуживания персонала предприятий, который связан с принятием основных решений. В данном случае информация представляется как регулярные или специальные отчеты управленческого типа и содержит сведения о возможном будущем, настоящем и прошлом предприятия.
  3. Технология автоматизированного офиса необходима для дополнения существующей системы связи сотрудников структуры. Автоматизация офиса подразумевает организацию и последующую поддержку процессов коммуникационного плана как внутри компании, так и с внешней средой на основе компьютерных сетей и иных современных инструментов, предназначенных для передачи информации и работы с ней.
  4. Базовая информационная технология, связанная с поддержкой принятия решений необходима для разработки управленческих решений, происходящих по итогам итерационного процесса, где принимает участие система поддержки по принятию решений (это объект управления и вычислительное звено), а также человек (это управляющее звено, которое задает входные данные и оценивает полученный результат).
  5. Технология экспертных систем базируется на применении искусственного интеллекта. Стоит заметить, что экспертные системы предполагают наличие возможности у менеджеров получать консультации ведущих экспертов по разным проблемам, о которых в данных системах есть накопленные знания.

Базовые и прикладные информационные технологии

Для полноценного понимания базовых технологий целесообразно рассмотреть их относительно прикладных. Итак, базовые информационные технологии предназначены для практически любого процесса. Они в значительной мере определяются требованиями так называемого «архитектурного» уровня, иными словами, принципами фон Неймана. Необходимо учитывать, что обработка разнородной в плане формы информации, которая представлена разнотипными данными, в любом случае предопределяет соответствующий пул инструментов и технологий. Последние ориентированы на форму представления сведений и виды операций. Сюда стоит включить:

  • системы обработки чисел;
  • технологии и системы обработки текстовой информации (системы распознавания текста, текстовые процессоры);
  • средства обработки мультимедийных сведений (к примеру, векторной или растровой графики, видео, звука).

Как правило, названные технологии осуществляются в виде функционально-ориентированных прикладных продуктов, которые ассоциируются с термином «технологии конечного пользователя».

Виды базовых технологий

На сегодняшний день известны следующие модели базовой информационной технологии:

  • Мультимедийные технологии.
  • Технологии информационной защиты.
  • Автоматизация офиса.
  • Телекоммуникационные технологии.
  • Информационные технологии, связанные с автоматизированным проектированием.
  • Информационные технологии в экономике и промышленности.
  • Искусственный интеллект.
  • CASE-технологии.
  • Информационные технологии статистического плана.
  • Геоинформационные технологии.
  • Информационные управленческие технологии.
  • Информационные образовательные технологии.
  • Корпоративные технологии. Эти базовые информационные технологии предназначены дляорганизационного управления.
  • Информационные системы по бухгалтерии (БУИС).

Состав и структура типовой ИТ

Важно отметить, что первоначальные шаги в развитии АСУ показали, что за несколько десятков лет так и не удалось внедрить типовые АСУ, так как не получилось еще больше типизировать уже существующие типовые предприятия промышленности. ИТ достаточно выгодно отличается тем, что у нее комплексный состав элементов, совокупность которых работает вне зависимости от условий существования.

Рассмотрим состав и структуру типовой ИТ. Далее типовая ИТ будет называться базовой тогда, когда она ориентирована на конкретную область использования. Базовая ИТ формирует модели, методы, а также инструменты для решения задач. Она создается на базе типовых средств аппаратно-программного плана. Следует заметить, что русские базовые информационные технологии подчинены определенной цели. Речь идет о решении функциональных задач в соответствующей предметной сфере (задачи проектирования, управления, испытания, научного эксперимента и так далее).

На вход информационной технологии рассматриваемого плана, которая считается системой, поступает совокупность задач, для которых в конкретные сроки должны быть найдены базовые решения посредством инструментов и методов, характерных именно для ИТ. Разберем применение базовой ИТ на логическом, концептуальном и физическом уровнях.

Разбор

Итак, на концептуальном уровне базовой технологии информационных систем задается идеология предварительно автоматизированного решения стоящих задач. Необходимо иметь в виду, что типовая последовательность может быть представлена в форме алгоритма. Начальным этапом выступает постановка задачи. Если данная задача относится к автоматизированному управлению, то она считается совокупностью взаимосвязанных алгоритмов, обеспечивающих управление. Под ПЗ следует понимать содержательную характеристику задачи: целевое назначение, экономико-математическую модель и методику решения, а также информационную и функциональную взаимосвязь с иными задачами. Документально, то есть в методических материалах, оформляется «Постановка задачи и алгоритм решения». На данной стадии предельно важна корректность характеристики с точки зрения обозначенных критериев.

Следующим этапом служит формализация задачи. Здесь актуальна разработка математической модели. Если последняя установлена, следующая стадия — алгоритмизация задачи. Под алгоритмом следует рассматривать процесс преобразования данных исходного типа в искомый результат за определенное число шагов.

Осуществление алгоритма на базе конкретных вычислительных инструментов реализуется на стадии программирования задачи. Это достаточно объемная задача, но она реализуется обычно на базовом программном обеспечении информационных технологий. Если есть программа, то осуществляется решение задач и, конечно же, получение конкретных показателей для данных входного типа и принятых ограничений.

Далее следует не что иное, как анализ решения. Здесь можно уточнить модель формализации задач. Стоит отметить, что самыми творческими, сложными и объемными считаются стадии постановки и формализации задач. Под понятием первоначальной задачи скрывается глубокое понимание происходящих в предметной области процессов.

В условиях рассматриваемой технологии под глобальной задачей следует понимать разработку модели предметной области. В процессе реализации ИТ зачастую можно встретить плохо формализуемые задачи. Здесь на помощь приходят системы экспертного плана. В их основу заложены знания ведущих экспертов в предметной сфере. Разработчик таких систем собирает все существующие методы формализации определенной задачи. Пользователь же является получателем вариантов решения. Данный процесс именуется автоматизированием проектирования ИТ.

Прикладные технологии

Основной задачей прикладных технологий считается рациональная организация какого-то информационного процесса. Реализуется это посредством адаптации к конкретному использованию одной или целого ряда типовых информационных технологий, которые позволяют наилучшим образом осуществить отдельные фрагменты всего процесса. Так, ключевыми научными проблемами в сфере исследования прикладных технологий выступают следующие:

  1. Разработка методик анализа, оптимизации и синтеза прикладных инф. технологий.
  2. Разработка теории проектирования инф. технологий разных видов и разнородного практического назначения.
  3. Разработка методов сравнительной оценки разных вариантов создания информационных технологий в количественном плане.
  4. Формирование требований к аппаратно-программным инструментам автоматизации процессов осуществления информационных технологий.

Рассмотрим пример прикладной технологии

К примеру, работа специалиста кредитного отдела банковского учреждения с использованием ЭВМ так или иначе предполагает применение совокупности технологий банковского типа, предназначенных для оценки кредитоспособности ссудозаемщика, создания срочных обязательств и кредитного договора, расчета платежного графика и иных технологий, реализованных в той или иной информационной технологии: текстовом процессоре, СУБД и так далее. Трансформация обеспечивающей ИТ в чистом виде в функциональную (то есть модификация общеупотребительных инструментов в специальные) может быть сделана как проектировщиком, так и непосредственно пользователем. Расклад зависит от того, сложна ли подобная трансформация, иными словами, от того, насколько она является доступной самому пользователю. Представленные возможности все больше и больше расширяются, так как обеспечивающие технологии с каждым годом становятся все дружественнее.

Заключительная часть

Итак, мы в полной мере рассмотрели основные аспекты категории базовых информационных технологий. Выяснились, что основными функциями современных информационных технологий в управленческом плане являются следующие процедуры: поиск, сбор, обработка, хранение данных, разработка новой информации, а также решение задач оптимизационного типа. При этом актуальной считается задача не только автоматизировать регулярно повторяющиеся, трудоемкие, одним словом, рутинные операции по переработке целого пула данных, но и путем данной переработки получить новую информацию в принципиальном ключе, которая необходима для принятия максимально эффективных решений касательно управления.

Стоит помнить, что созданию информационных технологий в любом случае предшествует подробный анализ и обследование объекта управления, а также управленческих задач и структуры, содержания информации и ее потоков. На основе данного анализа осуществляется разработка информационной модели управления структурой, фиксирующей связь между задачами по обработке данных и новыми информационными потоками. Затем реализуется выбор технических инструментов и разрабатывается соответствующая ИТ.

Комментарии