Локрийский лад. Строение, особенности, звукоряд
Для нас, современных музыкантов, константой в практике и в сольфеджио является гамма. Каждая из существующих отталкивается от конкретной ноты, имеет свою высоту и звукоряд. Но для древних греков такого понятия просто не было, хотя бы потому, что у их инструментов не было единого строя. Они изобрели лады - наборы тонов и полутонов. Сегодня мы их рассматриваем как альтернативу гаммам, которые приемлемы для некоторых народных инструментов. В данной статье мы узнаем, что из себя представлял локрийский лад, как он звучал и почему утратил свою актуальность.
Особенности и звучание
Как известно, древние греки изобрели семь натуральных ладов, каждый из которых был диатоничным. Среди них были мажорные и минорные: первые характеризовались высокой третьей ступенью, вторые - пониженной. Остальные звуки могли быть повышенными - получались мелодические и дважды мелодические гаммы, которые могли быть пониженными, что было причиной образования гармонических строев. Но при этом каждый звукоряд начинался непременно с тона - то есть, расстояние между первой и второй ступенью было равно тону.
В случае с локрийским ладом все совершенно иначе. Он является единственным, в котором на первом месте стоит полутон. И можно было бы сказать, что пониженная вторая ступень - это также признак дважды гармонического мажора, но не в этом случае. Пониженной оказалась еще и V ступень, которая, с точки зрения современной гаммы, является устойчивой. Следовательно, в локрийском ладу нет ни мажорного, ни минорного звучания, на его основе нельзя построить трезвучие, он очень специфический и ни на что иное не похожий. Это подметили не только мы, современные люди, но и сами древние греки, которые привыкли к более "устойчивым" нотным сочетаниям.
Строим гамму
Локрийский лад, как мы уже выяснили, не имеет мажорной или же минорной направленности. Сравнить его можно с тритоном - интервалом, который находится между консонансами и диссонансами. Его звучание немного резкое, но вместе с тем весьма жалостное и окрашено мрачным оттенком. Итак, построение локрийского лада для нас, современных музыкантов, начинается с ноты си и ею же в следующей октаве заканчивается.
То есть, ключевыми малыми секундами является самое первое сочетание звуков - "си-до" и находящееся между IV и V ступенями - "ми-фа". Далее мы имеем следующую структуру: полутон-тон-тон-полутон-тон-тон и в конце снова тон ("ля-си").
Трезвучие
Это основной момент в структуре локрийского лада, который буквально вылетает из рамок современного сольфеджио. Дело в том, что для построения мажорного трезвучия первая и третья ступени должны образовать между собой большую терцию, а третья и пятая - малую. В случае с минором наоборот - вначале идет малая терция, затем большая.
Но в рамках данного лада мы имеем дело с двумя малыми терциями, ведь третья ступень у нас по определению низкая, как в миноре, а пятая пониженная. Получается уменьшенное трезвучие, звучание которого крайне неустойчивое и даже немного резкое. Некоторые называют его крайне печальным и жалостным, но в целом этот аккорд очень редко встречается в классической, да и в любой другой музыке.
Восприятие современным человеком
Конечно же, трезвучие, основанное на двух малых терциях - это диссонанс чистой воды для человека, воспитанного на мелодичных классических произведениях. Однако звучание самого локрийского лада не так трагично, как может показаться по описанию. Дело в том, что мы с самого начала изучаем гамму под названием "до мажор". Это азы сольфеджио, в этой гамме нет знаков, ее строение и звучание с точки зрения фортепиано идеально.
Звукоряд, который включает в себя также только белые клавиши, но начинается не от "до", а от "си" - то есть с ноты, которая находится буквально на предыдущей позиции, может быть воспринят как "немного измененный мажор". Для переосмысления звучания данного лада потребуется время и практика на иных музыкальных инструментах.
Восприятие древними греками
А вот этот народ не был обременен стандартами сольфеджио и идеальным фортепианным строем. Поэтому они "слышали наживо" и исходили из того, что им преподнесли здесь и сейчас, не сравнивая звучание с чем-то еще. Для древних греков локрийский лад был крайне меланхоличным, мрачным, тоскливым и жалостным.
Его использовали только в трагических постановках, на его основе писали грустную, печальную музыку, которая повествовала о горе, потерях и несчастье. Нередко этот неустойчивый лад сравнивался с женской натурой. Считалось, что в пьесах и театральных постановках именно в те моменты, когда горюет девушка (ни в коем случае не мужчина) будет уместной мелодия, написанная в локрийском ладу.
Несколько тысячелетий погребения
Практически все древнегреческие лады в эпоху средневековья были взяты за основу для написания хоралов, месс и мелких пьесок. Они были немного спутаны (неточность интерпретации записей Боэция), но в целом звучание звукорядов оставалось прежним. В большинстве случаев тогдашние композиторы, работающие на церковь, брали во внимание такое строи, как дорийский, ионийский, эолийский - они были самыми милозвучными.
А кот локрийский вообще выпал из общей картины, и оставался в небытие в течение многих веков. Только в конце XIX столетия о нем вспомнили и начали внедрять в новую музыку. Локрийский позднее стал встречаться в произведениях Прокофьева, Рахманинова и Стравинского.
Для гитаристов
Этот народный испанский инструмент является чуть ли не единственным в наши дни связующим звеном между музыкой Древней Греции и современной. Именно на гитаре локрийский лад, как и все остальные, изучается априори, так как в противном случае, дальнейшее понимание нот для данного инструмента и его особенностей в принципе будет весьма туманно. Есть определенная последовательность построения семи ладов на грифе, и в ней локрийский занимает последнее место. Для того чтобы сыграть его, достаточно понизить пятую ступень во фригийском ладе.