Экономическое содержание налогов: виды, принципы налогообложения и функции

Организация эффективной системы налогообложения является ключевой задачей фискальной политики современного государства. Сбалансированность в подходах к решению вопросов пополнения бюджета за счет налоговых сборов выражается в разнонаправленности соблюдения интересов субъектов экономической инфраструктуры. Это необходимое условие для стабильного развития хозяйственных систем. Устранение недостатков и рисков чрезмерного повышения данной нагрузки невозможно без понимания экономического содержания налогов особенно в контексте целей, ориентированных на повышение инвестиционной привлекательности страны.

Налог в реальном секторе экономики

Каждая общественно-экономическая формация имеет собственную систему доходов, обусловленную производственными процессами, характером товарно-денежных отношений, функциями и самой природой государственного устройства. В свою очередь налогообложение является одним из главных способов увеличения бюджетных доходов. В большинстве государств взимание налогов осуществляется с целью обеспечения платежеспособности на всех уровнях производства власти. И даже если исключить разделение по направлениям платежей в рамках бюджетной поддержки (на региональном и федеральном уровнях), принципы распределения денежных средств могут различаться. Например, экономическое содержание налога выражается не только в финансировании деятельности правительства и органов местного самоуправления, но и в образовании различных фондов и организаций, также входящих в структуры государственного управления.

Виды налогов

Существует несколько классификационных признаков современного налогообложения. Базовыми в данном контексте являются финансово-экономические признаки, к которым относятся:

  • Способ изъятия – косвенный и прямой.
  • Переложение бремени налогообложения – прямые и косвенные.
  • Способ обложения – налог с юридического или физического лица, а также общие налоги.
  • Единица налогообложения – расчетный и экономический налог.
  • Налоговая ставка – регрессивный, прогрессивный, пропорциональный, кратный определенному показателю или твердый налог.
  • Сфера применения – специальные и общеобязательные налоги.
  • Направленность – конкретные и абстрактные налоги.
  • Способ выражения – безналичные и налично-денежные налоги.
  • Источник (в качестве общего признака) – налог на расход или доход.

Также экономическое содержание налогов вовсе не исключает их рассмотрение с применением административно-правовых признаков. В этом случае на первый план выйдут такие принципы разделения, как право пользования платежей, структурно-административный уровень, способ перечисления и т.д. Менее значимые и скорее технологические классификации отражают временные и пространственные характеристики применения системы налогообложения, в числе которых периодичность, время и место взимания налогов.

Виды объектов налогообложения

Определение параметров системы сбора налогов невозможно без учета специфики объекта финансового обременения. К основным объектам налогообложения относятся:

  • Акцизы. Как правило, группы товаров, которые подпадают под категории акцизной продукции – например, к таким относятся алкоголь, этиловый спирт, некоторые виды парфюмерно-косметической продукции и т. д.
  • Организации, получающие прибыль. Собственно, экономическое содержание налога на прибыль раскрывается в виде доходов, полученных по всем видам предпринимательской деятельности, связанной не только с реализацией товаров, но и с предоставлением услуг. В эту же группу входят финансовые действия, влекущие за собой получение операционных доходов.
  • Природные ресурсы. Речь идет о пользовании природными ресурсами – например, это могут быть работы на лесоповалах, забор воды, добыча полезных ископаемых и т. д.

Функции налогов

У системы налогообложения помимо непосредственного наполнения бюджета есть несколько более важных задач, которые достигаются в том числе за счет принципов экономического содержания налогов. Функции, в частности, могут быть следующие:

  • Фискальная. Технологически обеспечивает пополнение финансовых ресурсов, требующихся для реализации социальной, бюджетной и других программ, а также для поддержания работы общественно-государственных институтов.
  • Регулирующая. Налог может использоваться и как средство оказания влияния на воспроизводственный процесс – например, в качестве стимулятора или тормоза в развитии предприятия из-за определенных показателей финансовой нагрузки.
  • Контрольная. Доходы и расходы налогоплательщиков могут контролироваться в том числе и с помощью мониторинга выплат налогов.

В основе каждой из названных функций все же стоит экономическая составляющая. Наиболее важный эффект от применения налоговой системы обложения можно достигнуть с помощью социально-справедливого перераспределения. Для этого у государства должна быть сформулирована четкая фискальная политика, основывающаяся на определенных государственных приоритетах. В целом же социально-экономическая функция налогов можно представить как косвенный, но все же способ регуляции финансовой деятельности.

Принципы налогообложения

Организация системы налогообложения в любой форме должна ориентироваться на ряд принципов, позволяющих с наибольшим эффектом достичь решения поставленных задач.

К основным принципам такого рода относятся:

  • Равномерность – предполагается всеобщность и равнонапряженность при изъятии налогов согласно единству государственных требований в отношении налогоплательщиков.
  • Определенность – ясность, четкость и однозначность в определении основополагающих характеристик налоговой системы. К основным характеристикам экономического содержания налогов относят ренту, прибыль, заработную плату и т. д.
  • Неотягощенность – принцип умеренности налогообложения.
  • Стабильность – устойчивость действия различных видов налоговых ставок в рамках установленного периода времени.

Налоговая политика

В фискальной системе под политикой понимается комплекс мер, ориентированных на достижение стратегических задач в рамках общего экономического развития. В этом смысле экономическое содержание налогов может отражать собой и характер государственного вмешательства в экономическую сферу. К основным задачам регулирования налоговой политики относят обеспечение органов власти финансовыми ресурсами, стимулирование экономического роста, создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности в стране и сглаживание неравенства между разными уровнями доходов граждан.

Механизмы налогообложения

Практическое осуществление налоговой политики невозможно без выработанного механизма, который строится на организационно-правовых формах и методах. В России базовые принципы применения данного механизма регулируются на уровне Федерального законодательства в части, посвященной экономическому содержанию налогов – статья 8 НК РФ, в частности, раскрывает понятие сбора налогов как обязательного денежного взноса. Это центральное понятие, на основе которого государственные органы осуществляют изъятие налогов. Однако совокупный механизм также предусматривает возможности коррекции сбора за счет введения льгот, установки налогового иммунитета, изменения ставок, снижения налогового оклада и т. д.

Управление налоговой системой

Одна из форм фискальной деятельности государства, основанием для проведения которой является законодательство. На базовом уровне управления устанавливается порядок налогообложения в соответствии с назначением налога и экономического содержания сбора в рамках определенной среды финансового обременения. Конкретно устанавливаются процедуры, формы, компетенции и организационные методы, в соответствии с которыми будут действовать уполномоченные органы власти в этой сфере. Определяется и набор функций с перечнем задач, которые позволят обеспечивать контроль с привлечением к ответственности лиц, нарушивших налоговое право.

Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками

Несмотря на очевидность сущностного процесса налогообложения и механизмов его производства, взаимосвязи между условными сборщиками и налогоплательщиками могут иметь разный характер. В частности, выделяют несколько методов такого взаимодействия:

  • Административное принуждение. Предусматривается применение санкционных инструментов, арест имущества и финансовых счетов.
  • Регулируемые альтернативы. Налогоплательщику предоставляется возможность выбора между разными формами уплаты налога по ставкам.
  • Дружественное партнерство. Относительно новая форма, при которой экономическое содержание налога выражается взаимоотношением между органами власти и налогоплательщиком не на уровне административного требования, а на основе партнерского сотрудничества, которое может носить форму соглашения. Что это значит? Это означает, что в силу тех или иных обстоятельств налогоплательщик может выполнять свои обязательства перед органами контроля на особых ранее оговоренных условиях.

Заключение

Общемировой процесс развития систем налогообложения говорит о том, что механизмы сбора налогов совершенствуются, становятся более гибкими и эффективными. В передовых странах происходит и сущностное упразднение самого понятия сбора. Финансовый сбор переходит в более сложную форму поиска оптимального источника для сбора, что в корне отличает современный подход к работе фискальной системы. Но, как и прежде, в России экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями органов власти и граждан с минимальным спектром свобод в жестких рамках правового регулирования. Даже новшество в виде налогообложения с формой дружественного партнерства пока еще принимается неохотно по причине низкого уровня возможностей администрирования. Тем не менее специалисты отмечают и прогрессивный характер развития сферы налогообложения РФ, указывая на внедрение инновационных технологий и в целом интерес правительства к пересмотру устаревших моделей применения законодательства в данной области.

Комментарии