Эффективность бюджетного контроля - залог устойчивости государственных финансов

Финансовая стабильность государства напрямую зависит от эффективности контроля за расходованием бюджетных средств. Давайте разберемся, как устроена система бюджетного контроля в России и что можно сделать для повышения ее результативности.

Сущность бюджетного контроля

Бюджетный контроль - это деятельность уполномоченных государственных органов по проверке законности и эффективности использования бюджетных средств.

Основные цели бюджетного контроля:

  • обеспечение соблюдения бюджетного законодательства;
  • предупреждение и выявление нарушений при исполнении бюджетов;
  • оценка обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств.

Различают следующие виды бюджетного контроля:

  1. внешний и внутренний;
  2. предварительный и последующий.

Внешний контроль осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов. Внутренний контроль проводят Федеральное казначейство и финансовые органы исполнительной власти.

Предварительный контроль направлен на предупреждение нарушений в процессе исполнения бюджета. Последующий контроль проводится по итогам исполнения бюджета.

Субъекты бюджетного контроля

К субъектам бюджетного контроля относятся:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов;
  • Федеральное казначейство;
  • финансовые органы исполнительной власти.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом "бюджетный контроль" внешнего государственного аудита. Она осуществляет:

  • аудит эффективности бюджетных расходов;
  • экспертизу законопроектов о бюджете;
  • анализ бюджетного процесса;
  • подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства.

Контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов обладают аналогичными полномочиями на своем уровне.

Федеральное казначейство осуществляет внутренний государственный финансовый контроль. Его функции:

  • проверка исполнения бюджета;
  • анализ эффективности расходов бюджетополучателей;
  • мониторинг качества финансового менеджмента.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований также участвуют во внутреннем контроле в пределах своей компетенции.

Объекты бюджетного контроля

Объектами бюджетного контроля являются:

  • бюджетные средства, выделяемые получателям из федерального, региональных и местных бюджетов;
  • государственные и муниципальные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • иные объекты, определяемые бюджетным законодательством РФ.

Проверке подлежат как сами объекты контроля, так и бюджетная отчетность получателей бюджетных средств. Это позволяет выявлять нарушения на всех этапах бюджетного процесса.

Согласно статье 265.1 БК РФ, контроль осуществляется как в отношении главных распорядителей бюджетных средств, так и в отношении подведомственных им получателей.

Контроль в отношении подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств проводится в случаях, если это предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации, а также по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Это позволяет охватить проверками весь спектр участников бюджетного процесса. В современных условиях такой "бюджетный контроль" всесторонний подход крайне важен.

2009 5783
2010 6012

Как видно из приведенных данных, число проверок бюджетополучателей в последние годы только растет. Это свидетельствует о расширении масштабов финансового контроля в стране.

Методы бюджетного контроля

Для осуществления бюджетного контроля применяются следующие основные методы:

  1. Проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля;
  2. Анализ и оценка эффективности расходов бюджетных средств по госпрограммам и другим направлениям;
  3. Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;
  4. Сопоставление показателей бюджетов и отчетов об их исполнении для выявления отклонений.

Контрольные мероприятия могут проводиться в виде выездных и камеральных проверок. При выездных проверках делается анализ документации непосредственно в организации. Камеральные проверки осуществляются по месту нахождения контролирующего органа.

Важную роль в механизме бюджетного контроля играет аудит эффективности. Он позволяет оценить не только законность, но и экономность расходования государственных средств.

Проблемы действующей системы бюджетного контроля

Несмотря на предпринимаемые меры, российская система бюджетного контроля "бюджетный контроль" по-прежнему имеет существенные недостатки:

  • Нехватка координации и взаимодействия между различными контролирующими органами;
  • Недостаточность полномочий контрольно-счетных органов на местах;
  • Слабая мотивация госслужащих, занимающихся финансовым контролем;
  • Отсутствие единой информационной базы данных обо всех нарушениях.

В результате значительная часть нарушений в бюджетной сфере остается невыявленной. А те нарушения, которые выявляются, зачастую не получают должной правовой оценки из-за несовершенства законодательства.

Зарубежный опыт организации бюджетного контроля

Для совершенствования российской системы бюджетного контроля полезно проанализировать лучшие зарубежные практики. Можно выделить несколько основных моделей такого контроля:

  1. Британская модель с Национальным контрольным управлением;
  2. Французская модель с Счетным судом;
  3. Германская модель с Федеральным счетным управлением.

Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и особенности организации. Например, во Франции очень высокая степень независимости Счетного суда от исполнительной власти. А в Германии большое внимание уделяется внедрению IT-технологий для контроля.

Рекомендации по развитию бюджетного контроля в России

Для повышения эффективности бюджетного контроля в России можно предложить следующие меры:

  • Внедрение единых стандартов и методик проведения контрольных мероприятий;
  • Создание и интеграция информационных систем контролирующих органов;
  • Переподготовка кадров с учетом лучших мировых практик;
  • Расширение практики привлечения к административной ответственности за нарушения в финансово-бюджетной сфере.

Реализация этих и других мер позволит значительно повысить эффективность бюджетного контроля в России. А это, в свою очередь, будет способствовать укреплению финансовой стабильности государства.

Единые стандарты бюджетного контроля

Для повышения согласованности действий различных контролирующих органов целесообразно разработать и внедрить единые стандарты осуществления финансового контроля. Они должны регламентировать:

  • Порядок планирования контрольных мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода;
  • Методики проведения разных видов проверок и ревизий;
  • Требования к оформлению итоговых документов по результатам контрольных мероприятий.

Применение единых стандартов позволит обеспечить сопоставимость результатов проверок, проводимых разными контрольными органами в отношении одних и тех же объектов контроля.

Информатизация и бюджетный контроль

Цифровизация является важнейшим направлением повышения эффективности бюджетного контроля. Для этого необходимо:

  1. Создать единую базу данных нарушений, выявляемых всеми контрольными органами;
  2. Обеспечить интеграцию такой базы с информационными системами участников бюджетного процесса;
  3. Развивать технологии электронного документооборота и отчетности между контролирующими органами и объектами контроля.

Это позволит минимизировать человеческий фактор, повысить оперативность контрольных мероприятий и качество выявления нарушений.

Подготовка квалифицированных кадров

Важнейшим условием эффективности бюджетного контроля являются высококвалифицированные кадры. В связи с этим необходимо:

  • Разработать профессиональные стандарты для госслужащих контрольно-надзорных органов;
  • Организовывать регулярное повышение квалификации сотрудников с учетом лучших мировых практик;
  • Усилить требования к квалификации при отборе кадров для контрольной работы.

Это даст импульс к профессиональному развитию кадров финансового контроля и повышению качества их работы.

Повышение ответственности за бюджетные нарушения

Действенной мерой противодействия коррупционным проявлениям в бюджетной сфере может стать значительное ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В частности, необходимо:

  • Расширить составы правонарушений и преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств;
  • Увеличить размеры штрафов для должностных и юридических лиц;
  • Установить минимальные сроки лишения права занимать определенные должности за преступления в бюджетной сфере.

Это должно стать серьезным сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей бюджетной дисциплины.

Повышение прозрачности бюджетных расходов

Важным направлением совершенствования системы бюджетного контроля является обеспечение максимальной прозрачности и открытости информации о расходовании бюджетных средств. Для этого необходимо:

  • Расширить перечень обязательной к публикации бюджетной отчетности для всех уровней бюджетной системы;
  • Создать единый портал для публикации данных о расходах бюджета и результатах проверок госорганов и Счетной палаты;
  • Внедрить механизмы общественного контроля расходования бюджетных средств с участием НКО.

Это будет способствовать выявлению нарушений в бюджетной сфере и повышению эффективности бюджетных расходов.

Независимость контрольно-счетных органов

Для обеспечения объективности внешнего финансового контроля необходимо законодательно закрепить гарантии независимости контрольно-счетных органов (КСО) регионов и муниципальных образований. В том числе:

  1. Запретить необоснованное вмешательство исполнительных органов в деятельность КСО;
  2. Исключить возможность произвольной отмены решений КСО вышестоящими органами власти;
  3. Установить единые требования к процедуре назначения и освобождения от должности руководителей КСО.

Это будет способствовать повышению авторитета и значимости контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля.

Кооперация государственных и общественных институтов контроля

Перспективным направлением является налаживание взаимодействия между государственными контрольными органами и институтами общественного контроля:

  • Постоянные консультации с гражданским обществом при выработке государственной политики в сфере бюджетного контроля;
  • Привлечение независимых экспертов для оценки отдельных направлений расходования бюджетных средств;
  • Участие НКО в мониторинге реализации национальных и федеральных проектов.

Такая кооперация будет способствовать комплексному подходу к оценке эффективности государственных расходов и выявлению зон повышенного коррупционного риска.

Автоматизация анализа эффективности бюджетных расходов

Для повышения оперативности и объективности оценки эффективности использования бюджетных средств целесообразно внедрить автоматизированные системы анализа соответствия фактических и плановых показателей государственных/муниципальных программ. Такие системы позволят:

  • Быстро выявлять существенные отклонения в реализации программ и оперативно корректировать их;
  • Снизить влияние субъективного человеческого фактора при анализе программ;
  • Оптимизировать процедуры оценки эффективности бюджетных расходов.

Внедрение подобных систем будет способствовать повышению результативности бюджетных расходов.

Обучение специалистов бюджетной сферы

Для минимизации количества непреднамеренных нарушений при планировании и исполнении бюджетов необходимо на постоянной основе проводить обучение специалистов госорганов и бюджетных учреждений. Обучение должно охватывать:

  1. Требования бюджетного законодательства и ведомственных нормативных актов;
  2. Порядок бюджетного учета и отчетности;
  3. Современные методы бюджетного планирования и финансового анализа.

Проведение такого планового обучения позволит существенно повысить финансово-бюджетную грамотность участников бюджетного процесса.

Публичность наказания за бюджетные преступления

Существенным сдерживающим фактором от совершения преступлений в бюджетной сфере может стать публичное освещение всех этапов расследования таких дел и вынесения наказаний для виновных. Необходимо обеспечить:

  • Трансляцию судебных заседаний по резонансным делам о бюджетных преступлениях;
  • Регулярное освещение хода расследований в СМИ;
  • Публикацию обвинительных приговоров и информации об отбывании наказания осужденными.

Такая гласность будет иметь профилактический эффект и способствовать неотвратимости наказания за преступления в бюджетно-финансовой сфере.

Комментарии