Эффективность бюджетного контроля - залог устойчивости государственных финансов
Финансовая стабильность государства напрямую зависит от эффективности контроля за расходованием бюджетных средств. Давайте разберемся, как устроена система бюджетного контроля в России и что можно сделать для повышения ее результативности.
Сущность бюджетного контроля
Бюджетный контроль - это деятельность уполномоченных государственных органов по проверке законности и эффективности использования бюджетных средств.
Основные цели бюджетного контроля:
- обеспечение соблюдения бюджетного законодательства;
- предупреждение и выявление нарушений при исполнении бюджетов;
- оценка обоснованности и эффективности расходования бюджетных средств.
Различают следующие виды бюджетного контроля:
- внешний и внутренний;
- предварительный и последующий.
Внешний контроль осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов. Внутренний контроль проводят Федеральное казначейство и финансовые органы исполнительной власти.
Предварительный контроль направлен на предупреждение нарушений в процессе исполнения бюджета. Последующий контроль проводится по итогам исполнения бюджета.
Субъекты бюджетного контроля
К субъектам бюджетного контроля относятся:
- Счетная палата РФ;
- контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов;
- Федеральное казначейство;
- финансовые органы исполнительной власти.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом "бюджетный контроль" внешнего государственного аудита. Она осуществляет:
- аудит эффективности бюджетных расходов;
- экспертизу законопроектов о бюджете;
- анализ бюджетного процесса;
- подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства.
Контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов обладают аналогичными полномочиями на своем уровне.
Федеральное казначейство осуществляет внутренний государственный финансовый контроль. Его функции:
- проверка исполнения бюджета;
- анализ эффективности расходов бюджетополучателей;
- мониторинг качества финансового менеджмента.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований также участвуют во внутреннем контроле в пределах своей компетенции.
Объекты бюджетного контроля
Объектами бюджетного контроля являются:
- бюджетные средства, выделяемые получателям из федерального, региональных и местных бюджетов;
- государственные и муниципальные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- иные объекты, определяемые бюджетным законодательством РФ.
Проверке подлежат как сами объекты контроля, так и бюджетная отчетность получателей бюджетных средств. Это позволяет выявлять нарушения на всех этапах бюджетного процесса.
Согласно статье 265.1 БК РФ, контроль осуществляется как в отношении главных распорядителей бюджетных средств, так и в отношении подведомственных им получателей.
Контроль в отношении подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств проводится в случаях, если это предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации, а также по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Это позволяет охватить проверками весь спектр участников бюджетного процесса. В современных условиях такой "бюджетный контроль" всесторонний подход крайне важен.
2009 | 5783 |
2010 | 6012 |
Как видно из приведенных данных, число проверок бюджетополучателей в последние годы только растет. Это свидетельствует о расширении масштабов финансового контроля в стране.
Методы бюджетного контроля
Для осуществления бюджетного контроля применяются следующие основные методы:
- Проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля;
- Анализ и оценка эффективности расходов бюджетных средств по госпрограммам и другим направлениям;
- Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;
- Сопоставление показателей бюджетов и отчетов об их исполнении для выявления отклонений.
Контрольные мероприятия могут проводиться в виде выездных и камеральных проверок. При выездных проверках делается анализ документации непосредственно в организации. Камеральные проверки осуществляются по месту нахождения контролирующего органа.
Важную роль в механизме бюджетного контроля играет аудит эффективности. Он позволяет оценить не только законность, но и экономность расходования государственных средств.
Проблемы действующей системы бюджетного контроля
Несмотря на предпринимаемые меры, российская система бюджетного контроля "бюджетный контроль" по-прежнему имеет существенные недостатки:
- Нехватка координации и взаимодействия между различными контролирующими органами;
- Недостаточность полномочий контрольно-счетных органов на местах;
- Слабая мотивация госслужащих, занимающихся финансовым контролем;
- Отсутствие единой информационной базы данных обо всех нарушениях.
В результате значительная часть нарушений в бюджетной сфере остается невыявленной. А те нарушения, которые выявляются, зачастую не получают должной правовой оценки из-за несовершенства законодательства.
Зарубежный опыт организации бюджетного контроля
Для совершенствования российской системы бюджетного контроля полезно проанализировать лучшие зарубежные практики. Можно выделить несколько основных моделей такого контроля:
- Британская модель с Национальным контрольным управлением;
- Французская модель с Счетным судом;
- Германская модель с Федеральным счетным управлением.
Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и особенности организации. Например, во Франции очень высокая степень независимости Счетного суда от исполнительной власти. А в Германии большое внимание уделяется внедрению IT-технологий для контроля.
Рекомендации по развитию бюджетного контроля в России
Для повышения эффективности бюджетного контроля в России можно предложить следующие меры:
- Внедрение единых стандартов и методик проведения контрольных мероприятий;
- Создание и интеграция информационных систем контролирующих органов;
- Переподготовка кадров с учетом лучших мировых практик;
- Расширение практики привлечения к административной ответственности за нарушения в финансово-бюджетной сфере.
Реализация этих и других мер позволит значительно повысить эффективность бюджетного контроля в России. А это, в свою очередь, будет способствовать укреплению финансовой стабильности государства.
Единые стандарты бюджетного контроля
Для повышения согласованности действий различных контролирующих органов целесообразно разработать и внедрить единые стандарты осуществления финансового контроля. Они должны регламентировать:
- Порядок планирования контрольных мероприятий с учетом риск-ориентированного подхода;
- Методики проведения разных видов проверок и ревизий;
- Требования к оформлению итоговых документов по результатам контрольных мероприятий.
Применение единых стандартов позволит обеспечить сопоставимость результатов проверок, проводимых разными контрольными органами в отношении одних и тех же объектов контроля.
Информатизация и бюджетный контроль
Цифровизация является важнейшим направлением повышения эффективности бюджетного контроля. Для этого необходимо:
- Создать единую базу данных нарушений, выявляемых всеми контрольными органами;
- Обеспечить интеграцию такой базы с информационными системами участников бюджетного процесса;
- Развивать технологии электронного документооборота и отчетности между контролирующими органами и объектами контроля.
Это позволит минимизировать человеческий фактор, повысить оперативность контрольных мероприятий и качество выявления нарушений.
Подготовка квалифицированных кадров
Важнейшим условием эффективности бюджетного контроля являются высококвалифицированные кадры. В связи с этим необходимо:
- Разработать профессиональные стандарты для госслужащих контрольно-надзорных органов;
- Организовывать регулярное повышение квалификации сотрудников с учетом лучших мировых практик;
- Усилить требования к квалификации при отборе кадров для контрольной работы.
Это даст импульс к профессиональному развитию кадров финансового контроля и повышению качества их работы.
Повышение ответственности за бюджетные нарушения
Действенной мерой противодействия коррупционным проявлениям в бюджетной сфере может стать значительное ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В частности, необходимо:
- Расширить составы правонарушений и преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств;
- Увеличить размеры штрафов для должностных и юридических лиц;
- Установить минимальные сроки лишения права занимать определенные должности за преступления в бюджетной сфере.
Это должно стать серьезным сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей бюджетной дисциплины.
Повышение прозрачности бюджетных расходов
Важным направлением совершенствования системы бюджетного контроля является обеспечение максимальной прозрачности и открытости информации о расходовании бюджетных средств. Для этого необходимо:
- Расширить перечень обязательной к публикации бюджетной отчетности для всех уровней бюджетной системы;
- Создать единый портал для публикации данных о расходах бюджета и результатах проверок госорганов и Счетной палаты;
- Внедрить механизмы общественного контроля расходования бюджетных средств с участием НКО.
Это будет способствовать выявлению нарушений в бюджетной сфере и повышению эффективности бюджетных расходов.
Независимость контрольно-счетных органов
Для обеспечения объективности внешнего финансового контроля необходимо законодательно закрепить гарантии независимости контрольно-счетных органов (КСО) регионов и муниципальных образований. В том числе:
- Запретить необоснованное вмешательство исполнительных органов в деятельность КСО;
- Исключить возможность произвольной отмены решений КСО вышестоящими органами власти;
- Установить единые требования к процедуре назначения и освобождения от должности руководителей КСО.
Это будет способствовать повышению авторитета и значимости контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля.
Кооперация государственных и общественных институтов контроля
Перспективным направлением является налаживание взаимодействия между государственными контрольными органами и институтами общественного контроля:
- Постоянные консультации с гражданским обществом при выработке государственной политики в сфере бюджетного контроля;
- Привлечение независимых экспертов для оценки отдельных направлений расходования бюджетных средств;
- Участие НКО в мониторинге реализации национальных и федеральных проектов.
Такая кооперация будет способствовать комплексному подходу к оценке эффективности государственных расходов и выявлению зон повышенного коррупционного риска.
Автоматизация анализа эффективности бюджетных расходов
Для повышения оперативности и объективности оценки эффективности использования бюджетных средств целесообразно внедрить автоматизированные системы анализа соответствия фактических и плановых показателей государственных/муниципальных программ. Такие системы позволят:
- Быстро выявлять существенные отклонения в реализации программ и оперативно корректировать их;
- Снизить влияние субъективного человеческого фактора при анализе программ;
- Оптимизировать процедуры оценки эффективности бюджетных расходов.
Внедрение подобных систем будет способствовать повышению результативности бюджетных расходов.
Обучение специалистов бюджетной сферы
Для минимизации количества непреднамеренных нарушений при планировании и исполнении бюджетов необходимо на постоянной основе проводить обучение специалистов госорганов и бюджетных учреждений. Обучение должно охватывать:
- Требования бюджетного законодательства и ведомственных нормативных актов;
- Порядок бюджетного учета и отчетности;
- Современные методы бюджетного планирования и финансового анализа.
Проведение такого планового обучения позволит существенно повысить финансово-бюджетную грамотность участников бюджетного процесса.
Публичность наказания за бюджетные преступления
Существенным сдерживающим фактором от совершения преступлений в бюджетной сфере может стать публичное освещение всех этапов расследования таких дел и вынесения наказаний для виновных. Необходимо обеспечить:
- Трансляцию судебных заседаний по резонансным делам о бюджетных преступлениях;
- Регулярное освещение хода расследований в СМИ;
- Публикацию обвинительных приговоров и информации об отбывании наказания осужденными.
Такая гласность будет иметь профилактический эффект и способствовать неотвратимости наказания за преступления в бюджетно-финансовой сфере.