Самый мощный тепловоз в мире. Самые мощные российские модели

Сегодня по железным дорогам России и стран СНГ вовсю ездят тепловозы. Однако много ли людей знает, что представляет собой эта машина? Чтобы разобраться с этим вопросом, ниже будет описание тепловоза и его характеристики.

Также будет представлен самый мощный тепловоз, эксплуатируемый сегодня, и самые мощные модели, которые производились (или производятся) в России.

Что такое тепловоз?

Тепловоз представляет собой автономный локомотив, работающий на двигателе внутреннего сгорания. Применяться на территории СССР тепловозы начали с 1924 года — тогда они пришли на замену устаревшим паровозам. Они также стали "помощниками" электровозов, которые уже не справлялись с быстрорастущим грузоперевозками и пассажиропотоком. Кроме этого, эксплуатация электровозов требовала больших затрат на электрификацию пути.

По типу передачи все тепловозы подразделяются на следующие виды:

  • с электропередачей;
  • с гидропередачей;
  • с механической передачей.

Характеристики тепловоза обычно зависят от его предназначения. Таким образом, у техники, предназначенной для перевозки груза, на первом месте стоит сила тяги. Для моделей, служащих для перевозки пассажиров, более важна высокая скорость.

Самый мощный эксплуатируемый тепловоз

Самым мощным тепловозом в мире, который эксплуатируется и по сегодняшний день, считается EMD DDA40X. Построен он был в США. Считается не только самой мощной, но и самой длинной и тяжелой моделью в мире.

Производился этот локомотив с 1969 по 1971 годы. За это время было выпущено всего 57 единиц техники. На сегодняшний день лишь одна модель EMD DDA40X (№ 6936) продолжает свою эксплуатацию — встретить ее можно на дорогах Union Pacific Railroad.

Выпускаться тепловозы серии начали в связи с тем, что в 1950-х годах компания Union Pacific Railroad начала массово отстранять от работы паровозы, так как в это время началось активное внедрение тепловозов и электровозов. Главной задачей компании в это время было получить тепловозы с мощностью самых лучших паровозов (в то время ими являлись паровозы Big Boy). Уже спустя 20 лет компании EMD был выдан заказ на постройку односекционных тепловозов мощностью не менее 6300 л. с.

Самые мощные российские тепловозы

Также стоит отметить самые мощные тепловые локомотивы отечественного производства:

  1. 4ТЭ130 (четыре платформы 12 000 л. с). Самый мощный тепловоз СССР предназначался, конечно же, для БАМа (Байкало-Амурской магистрали). Однако машина не соответствовала особенностям БАМа, из-за чего она сначала была расформирована на 2 состава, а позже и вовсе списана на металлолом.
  2. 2ТЭ121 (две платформы, 8000 л. с). 2ТЭ121 — самый мощный тепловоз в России, который можно встретить и сегодня. Он стал первым, где мощность одной секции превысила 4000 л. с. Активно эксплуатируются модели серии и сегодня, однако после срока службы они списываются, так как они требуют дорогостоящего ремонта.
  3. 2ТЭ10Л (две платформы, 6000 л. с). Несмотря на то, что этот тепловоз имеет меньшую мощность, если сравнивать его с 2ТЭ121, он все-таки вышел в многосерийное производство. Его главным отличием является то, что, имея такие же размеры и массу по сравнению со своими аналогами, ему удается тянуть составы в 1,5 раза тяжелее.
  4. ВЛ8 (одна платформа, 4200 л. с). Тепловоз ВЛ8 эксплуатировался почти полвека — с 1950-х по 2000-е гг. Главное его преимущество в том, что при своей малой массе в 180 тонн (другие модели имели массу 220 и более тонн) он обладал огромной мощностью в 4200 л. с.
  5. ТЭ3 (две платформы, 4000 л. с). Выпускаться ТЭ3 начал в 1950 году, когда по дорогам СССР все еще активно ездили паровозы. В течение 20 лет именно эта массивная машина постепенно заменяла паровую технику на тепловую.

Рекорд скорости

Самым быстрым тепловозом в мире является модель ТЭП80, которая производилась на территории СССР в период с 1988 по 1989 год. Развал СССР сильно повлиял на выпуск серии, в связи с чем было выпущено всего 2 модели. Несмотря на это, элементы конструкции ТЭП80 позже начали использоваться для проектирования новых российских составов.

На ТЭП80 был установлен четырехтактный V-образный двигатель с турбонаддувом мощностью 6000 л. с. Именно он позволил машине разогнаться до рекордных 271 км/ч. Эта скорость считается самой высокой в мире среди тепловозов. Кроме этого, 271 км/ч — это рекорд скорости на железных дорогах России и стран СНГ.

Разогнать этот тяжелейший локомотив до такой скорости смог машинист Манкевич Александр Васильевич 5 октября 1993 года. К сожалению, в "Книгу рекордов Гиннеса" ТЭП80 не был занесен, а его скорость считается заявленной производителем.

Комментарии