Антимонопольная политика: цели, направления, развитие

Важнейшим условием развития экономики является наличие качественной и здоровой конкуренции. Недопустимы ситуации, когда какие-то организации стремятся к монополизации своей деятельности. В каждой развитой стране должна проводиться антимонопольная политика - работа государственных органов власти по недопущению сосредоточения отдельных владений и полномочий в чьих-то руках.

Понятие монополии

Антимонопольная политика государства направлена на предотвращение и профилактику появления монопольных предприятий. Монополия - это крупная организация, целиком контролирующая производство и продажу определенной продукции. Из-за монопольного предприятия в соответствующей сфере рынка полностью отсутствует конкуренция.

Монополии в мировой истории считались нормой. Дело в том, что в большинстве стран производство контролировалось государством. Зачастую либо сама власть, либо какие-то ее приближенные формировали крупные организации, которые занимали весь рынок. Как следствие - экономическое развитие шло медленно, конкуренция отсутствовала, а в государстве сохранялась плановая форма экономики.

Первым заметным противником монополий был английский экономист Адам Смит. Он заявлял о недопустимости захвата какой-то сферы влияния, так как любое подобное действие может расцениваться как фактор, угрожающий экономическому развитию государства. Только поддержка здоровой конкуренции и грамотное планирование антимонопольной политики позволят эффективно решить проблему застоя.

Подобного мнения придерживается сегодня большинство специалистов. Далее рассмотрим формы ограничения конкуренции и способы проведения антимонопольной политики.

История антимонопольного регулирования

Что характерно для развития конкуренции в экономической сфере России? Попытки создания антимонопольной политики и антимонопольного законодательства были предприняты еще в 1908 году. Тогда в Империи был введен закон, очень похожий на американские положения Шермана. Как и следовало ожидать, большинство русских предпринимателей отнеслись к закону негативно и не приняли его.

В СССР законов по антимонопольной политике и поддержке конкуренции не принималось в принципе. В стране господствовала плановая экономика, а потому о любом виде предпринимательства не могло быть и речи. Государство самостоятельно обеспечивало снижение затрат ресурсов и стоимости производства до предельно низкой планки. Последствием такой политики стал глубочайший застой на национальном рынке СССР.

Высокий уровень монополизации сохранился и после развала СССР. Государственные монополии путем ускоренной приватизации превращались в акционерные общества. Однако все акции скупали не группы людей, а конкретные персоны. Как следствие, предприятия сосредоточились в руках единичных владельцев.

В 1991 году был принят закон "О конкуренции и целях антимонопольной политики". В нем были закреплены основы государственной политики, направленной на борьбу с ограничением конкуренции. О принципах и способах такой борьбы будет рассказано далее.

Политика подавления монополий: общая характеристика

Государство обязано защищать конкурентный рынок. Возможно подобное только путем проведения качественной антимонопольной политики. Отдельные органы власти должны применять ряд экономических, социальных, правовых, налоговых и финансовых мер. Только действуя в разных сферах, государство будет способно на качественное исполнение процедур по профилактике и подавлению ограничения конкуренции.

Проблема монополизации обладает определенной двойственностью. В условиях повышенной концентрации производства получают тенденции его сокращения, что приводит к росту цен и кризису. В то же время концентрация приводит к массовому производству продукции, а как итог - к снижению производственных издержек и экономии основных видов ресурсов.

Государство, целью которого является проведение и развитие антимонопольной политики, должно учитывать все особенности и формы влияния монополий на национальный рынок. Например, с осторожностью нужно подходить к вопросам ограничения естественных монополий.

Борьба с монополиями способствует экономическому, техническому и социальному прогрессу. Здесь можно провести несложную параллель: ликвидация монополий приводит к повышению рыночной конкуренции, что порождает рост предложения и спроса. Понижаются цены, повышается общественный уровень жизни.

Факторы монополизации

Несмотря на установленные законом запреты, рынок естественным образом стремится к монополизации. Способствуют этому многие факторы и объективные причины.

Первой причиной является стремление организаций приобретать сверхприбыль, возможную при условии отсутствия конкуренции. Это самый сложный и распространенный фактор. Он обусловлен самой природой человека - а именно стремлением обогатиться и получить большое количество материальных благ.

Второе условие стремления к монополизации связано с установлением государственной властью барьеров и границ для вхождения отдельных организаций в конкретную отрасль. Речь идет о таких процедурах, как сертификация или лицензирование. Казалось бы, каким образом легальные процедуры регистрации предприятий могут мешать проведению государственной антимонопольной политики? Эксперты утверждают, что наличие барьеров приводит к возникновению большего количества монополий. Не все предприятия обретают юридическую силу, из-за чего имеющийся минимум укрепляет свои позиции. Решить проблему можно путем ослабления процедуры регистрации.

Следующим условием возрастания процессов монополизации является внешнеэкономическая политика протекционистского характера, направленная на защиту отечественного производителя от зарубежной конкуренции. Так, иностранные товары могут облагаться крупными пошлинами либо их ввоз в страну ограничивается.

Возрастающие тенденции к слиянию организаций или поглощению одного предприятия другим составляют еще один фактор монополизации. Подобные действия имеют свои наименования - например, синдикат, картель и т. д. О формах монополий будет рассказано чуть позже.

Таким образом, законодатели, определяющие государственную антимонопольную политику, должны учитывать все вышеперечисленные факторы. Только осознание того, с чем именно нужно бороться, поможет сформировать качественный экономический курс.

Виды монополий

Для лучшего понимания того, как именно должна реализовываться государственная антимонопольная политика, следует дать общую характеристику основным видам монополий.

Первая классификация делит крупные предприятия, ограничивающие конкуренцию, на искусственные и естественные. Здесь все просто: если монополия образовалась сама по себе, без вмешательства представителей организации, то речь идет о естественном характере ее сложения. Искусственное же формирование предполагает наличие человеческого фактора. В этом случае конкретное лицо изначально имело противозаконные планы по ограничению конкуренции.

Искусственно созданных монополий гораздо больше, чем естественных. Этому способствует ряд факторов, о которых уже было рассказано выше.

Есть и другие классификации, согласно которым существуют следующие виды монополий:

  • Государственные, или легальные. Они являются, как правило, законными, так как государство может сосредотачивать отдельные сферы производства в своих руках. В России это оборонная промышленность.
  • Чистые монополии. Возникают, когда производитель на рынке один.
  • Временные монополии. Могут быть связаны, например, с научно-техническим прогрессом.
  • Абсолютные монополии. Определяются стопроцентным контролем одной фирмы над реализацией продукции и производством.

Интересным подвидом монополии является монопсония. Это своеобразное ограничение лиц в покупательских способностях - иначе говоря, монополия покупателя. Очевидный пример монопсонии - закупка военной техники государством.

Существуют три основные формы монополий:

  • Трест - объединение предприятий, лишенных самостоятельности. Трест предполагает господство крупного предприятия над входящими в него инстанциями.
  • Синдикат - объединение предприятий, сохраняющих независимость. Связан с закупкой продукции и последующим ее сбытом.
  • Картель - тот же синдикат, но связанный с наймом рабочей силы и сбытом продукции.

Несмотря на схожесть всех обозначенных форм, каждый вид монополии обладает характерными особенностями и чертами. При регулировании антимонопольной политики это следует учитывать.

Антимонопольное регулирование

Итак, каким образом осуществляется антимонопольная политика? У государственной структуры есть целый план по проведению мероприятий, направленных на развитие здоровой конкуренции и подавление монопольных тенденций.

Первым этапом регулирования является определение типа монополии. Специальный орган должен определить форму незаконного объекта и его особенности. Если речь идет о слиянии предприятий, то государство применяет метод искусственного разделения. Так, какой-нибудь картель получит повестку в суд, где уже будет разбираться с оплатой штрафов, самоликвидацией или реорганизацией, поиском виновных лиц и т. д.

В России отсутствует Министерство по антимонопольной политике. Вместо него функционирует ФАС - Федеральная антимонопольная служба. Именно на этот орган возложена большая часть полномочий по ликвидации и профилактике процессов, направленных на ограничение конкуренции.

Модели антимонопольного регулирования

Борьба с искусственным ограничением конкуренции может разворачиваться в двух формах: американской и европейской. Первый тип борьбы куда более жесткий и строгий. Дело в том, что в рамках американской модели монополия запрещена в принципе. Не допускается даже единичное появление ограничения конкуренции. Иначе говоря, рынок обладает полной свободой. Немного иначе все с европейской моделью. Здесь допускаются единичные монополии, но за ними ведется строгий надзор.

В Америке действует знаменитое антитрестовое законодательство. Оно основано на положениях законов Клейтона и Шермана. Эти акты полностью запрещают объединение предприятий в трест, соответственно, не допускаются любые тайные соглашения или действия, ограничивающие конкуренцию в производстве.

В большей части европейских государств с монополиями борются путем применения положений Римского договора 1957 года. Контроль за соблюдением законодательства ведет Европейская Комиссия, выдающая разрешения на создание временных монополий в отдельных отраслях производства. Действие Римского договора распространяется на страны Евросоюза, а также на ЮАР, Австралию и Новую Зеландию. Россия не ратифицировала документ, но установила в сфере экономики очень похожие правила.

Ценовое регулирование

Важную роль в проведении антимонопольной политики в России играет процедура ценового регулирования. Под ней понимается формирование и изменение государством цен на продукцию, выпускаемую предприятием. Регулирование цен имеет своей целью борьбу с монопольно высокой стоимостью товаров.

Весь рассматриваемый процесс базируется на двух важных принципах:

  • обеспечение безубыточности;
  • увеличение производственной эффективности.

Первый принцип реализуется за счет установления цены на уровне средних издержек. Как следствие - монополия не приносит ни прибыли, ни убытка.

Принцип производственной эффективности предполагает установление цены на товары на уровне предельных издержек монополиста. Это позволит обеспечить максимальный объем производства.

Государством регулируется ценообразование. Так, не допускается создание монопольных цен - чрезмерно высоких или чрезмерно низких. Высокие цены устанавливаются для извлечения сверхдоходов. Чрезмерно низкие цены ограничивают доступ в отрасль предприятий-конкурентов. Есть также понятие монопсонической цены. Это установление доминирующим на рынке предприятием-потребителем той стоимости, которая снижает уровень издержек за счет предприятий-поставщиков.

Само по себе формирование цен не говорит о желании организации ограничивать конкуренцию. Однако именно процедура ценообразования является важнейшим направлением антимонопольной политики.

Поддержка конкуренции

Конкуренция является главным врагом монополистов. Ограничение здорового рыночного соперничества является основной целью организаций, желающих установить только свои владения в той или иной сфере. Государство должно поддерживать конкуренцию. В антимонопольной политике это приоритетное направление, определяющее развитие промышленных мощностей, производство товаров, установление цен и т. д.

Государственная поддержка конкуренции должна реализовываться по следующим направлениям:

  • создание и поддержание благоприятных условий для возникновения и развития успешной конкуренции на рынке;
  • поддержка конкуренции путем формирования новых законов;
  • повышение темпов научно-технического прогресса, то есть сокращение времени разработки и распространения новейших технологий в производстве.

Последний пункт особенно важен. Именно научный прогресс позволяет организовывать эффективную конкурентную борьбу. Антимонопольная политика в РФ, по заверениям многих экспертов, реализуется довольно слабо. Государственная власть зачастую не обращает никакого внимания на крупных монополистов, а иногда даже поддерживает их. Именно поэтому вся надежда остается на технический и научный прогресс. Благодаря этим явлениям конкуренция получит свое естественное развитие.

Налогообложение

Последним способом борьбы с ограничением конкуренции является политика налогообложения. Ее также регулирует власть, а именно государственные налоговые инспекции. С целью снижения прибылей, извлекаемых доминирующими предприятиями, государство устанавливает ряд дополнительных налогов. По характеру взимания их можно поделить на две основные формы:

  • Паушальный налог. Он не зависит от объема производства и является лишь частью постоянных монопольных издержек. Речь идет, например, о цене лицензии на исключительное право заниматься той или иной деятельностью.
  • Потоварный налог. Взимается он за каждую единицу продукции и является частью переменных монопольных издержек.

Оба вида налога сокращают прибыль, получаемую от производственных объемов. Одновременно они увеличивают количество финансов, поступаемых в государственный бюджет. Все это имеет социально полезную направленность.

Экономисты утверждают, что паушальный налог эффективнее и полезнее. Дело в том, что потоварный тип налогообложения меняет оптимальные цены и объем выпускаемой продукции. В результате фирма сокращает количество производимого товара, а цена в это время поднимается. Подобное явление значительно усугубляет экономический ущерб потребителей.

Паушальный налог повышает уровень средних и постоянных издержек монополистов. Величина предельных издержек не меняется, а потому предприятие удерживается от изменения цены к объему производства. Государство, к сожалению, не учитывает потребительские интересы при обложении монополий дополнительными налогами. Эту проблему также надо решать.

Комментарии