Ханбалитский мазхаб: понятие, история создания, основатели школы и вероисповедание

Что собой представляет мазхаб ханбалитский? Кто является его основателем? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. Мазхабами именуют религиозно-правовые школы. Исламское вероучение существует уже много веков. За это время образовалось внушительное число школ, одни из которых были лишь политико-богословскими, а другие — богословскими. Что такое мазхаб ханбалитский, выясним ниже.

Значение

Многие люди задаются вопросом, что такое мазхаб ханбалитский. Развитие в исламе научной мысли влияло на возникновение знаменитых ученых-богословов. На базе трудов таких магистров появлялись мощные школы прикладного применения Сакрального Корана и Сунны. Все, что в этих школах касается Шариата, формы взаимоотношений, повседневного поклонения, разрешения вопросов правовых и прочего, проходит согласно иджтихаду создателя этого учебного заведения.

Слово «мазхаб» означает «пойти», «направиться». Поэтому в религии какое угодно направление, основанное на чьем-либо мнении, именовали мазхабом. Фраза «направиться по мазхабу этого человека» означает принимать его мнение в религиозных вопросах и следовать по его пути.

Создатели направления за основу брали хадисы Пророка Мухаммада и Коран. Между мазхабами имелись кое-какие различия именно из-за хадисов. Дело в том, что отдельные хадисы могли не дойти до основателей, что и вызывало решение, отличное от иных направлений. Несмотря на это, между школами не было никаких разногласий.

Мазхабы в Исламе

Вы не знаете, что такое мазхаб ханбалитский? Вообще сегодня у суннитов-мусульман сбереглось всего 4 мазхаба: маликитский, ханбалитский, шафиитский и ханафитский. Захиритский мазхаб ныне практически исчез. Джафаритский мазхаб широко распространен среди шиитов.

Основатель

Основателем ханбалитского мазхаба является имам Абу Абд лах Ахмад бин Ханбал. Известно, что он появился на свет в Багдаде и в этом же городе умер (165/780 – 241/855 гг.). В его школе имелось несколько направлений, которые опирались на различные мнения сахабов и табиинов, сомнения и разночтения в фетвах Ибн Ханбаля. Они заключались в несоответствии передачи его выводов.

Рассматриваемый нами мазхаб имел теоретическую фундаментальную основу и никогда не признавал затворение «врат иджтихада». Мазхаб не получил особой популяризации. Сегодня он является главной школой в Саудовской Аравии.

Истоки мазхаба

Какова история ханбалитского мазхаба? Свое начало «мазхабульханабиль», как его именуют арабы, берет от создателя этого мазхаба, великого факиха и мухаддиса, имама Ахмада ибн Мухаммада. Он появился на свет в городе Багдаде (о чем мы говорили выше) в месяце рибиуль аваль 165 года по хиджре.

Всю свою жизнь Ахмад посвятил приобретению навыков. Он с детства начал Коран заучивать наизусть, постигал тайны арабского языка. Когда ему исполнилось 15 лет, он взялся за науку хадиса. В 20 лет Ахмад стал путешествовать и набираться знаний по всей исламской державе. Он побывал в Мекке, Йемене, Куфе, Медине, Басре, Шаме и иных центрах исламской науки тех времен. Его наставниками были такие знаменитые священники, как Аш-Шафии, Суфьян ибн Уейна, Вакиъ, ибн Махди и иные. Равным образом от него брали знания и передавали их такие магистры, как Аль-Бухари, Яхья ибн Адам, Абу Дауд и многие другие.

Он не переставал учиться, пока не сделался муджтахидом, имамом мухаддисов, имамом мазхаба и магистров своего периода. Имам Аш-Шафии (да будет Аллах им доволен) охарактеризовал его так: «Покидая Багдад, я не оставил там более сведущего в фикхе, более аскетичного, более богобоязненного и опытного, чем Ахмад ибн Ханбаль».

В эпоху Ахмада халиф Аль-Маъмун попал под влияние заблудшей секты. Он стал популяризовать учение о сотворенности Корана. Но он вскоре почил, поэтому не смог встретиться с имамом Ахмадом.

Когда пост халифа занял аль-Муътасим, священник Ахмад претерпел тяжелые испытания. Его заключили в темницу на 18 месяцев за то, что он отверг мнение о создании Корана. Его также много раз секли до потери памяти, но он все равно отстаивал свои взгляды, так как знал, что мусульмане последуют за его мнением. Если же он скажет что-нибудь возражающее Сунне и Корану, то тысячи и тысячи людей будут введены в заблуждение.

Из тюрьмы он вышел в 220 году. В эпоху халифа Аль-Васыкаби-Ллях Ахмада зло его не постигло. А когда пост халифа занял Аль-Мутаваккиль, он всегда советовался с имамом Ахмадом и почитал его.

Умер имам Ахмад в пятницу 12 числа месяца раби уль-авваля 241 г. по хиджре. Где похоронен основатель ханбалитского мазхаба? Могила его находится в Багдаде (Ирак, Аббасидский халифат). Да вознаградит его Аллах добром от Ислама и всех мусульман! Аминь!

Особенности

Среди причин малого — по сравнению с иными мазхабами — числа последователей можно упомянуть такие:

  1. Ханбалитский мазхаб — фикх, собранный после формования трех знаменитых мазхабов.
  2. Среди ханбалитов шариатских судей, которые популяризовали бы свой мазхаб, почти не было. Также ханбалитский фикх не имел правителя, который популяризовал бы его.
  3. Ханбалиты всегда были известны своей стойкой и непримиримой позицией к приверженцам нововведений.
  4. Ученые, полностью изучившие фикх, часто проявляли кротость и не восхваляли свой мазхаб. Ведь их целью было следование не мазхабу, а истине.

На этапе становления и развития ханбалитский мазхаб был популярен в Ираке, Шаме и Египте, но с течением времени он почти исчез.

Намаз

Итак, вы уже знаете, что такое ханбалитский мазхаб. Намаз в этой каноничной школе имеет некоторые особенности. К примеру, ученые считают, что ханбалиты размещают руки так:

  • Ниже груди и выше пупка.
  • Ниже пупка.

Необходимо отметить, что среди Уляма мазхаба ханбалитского есть различные мнения относительно расположения рук во время намаза, которые затронул ибн Кудама в своем аль-Кафи фи Фикх аль-Имам Аъмад.

Ученые, распространившие мазхаб

Чем знамениты ученые мазхаба ханбалитского? Ибн Таймия, Ибн Хазм и иные магистры сыграли в становлении этой школы огромную роль. Имам Ахмад по хадису написал много трудов. Это, к примеру, известная книга «Муснад». К сожалению, по фикху имам не составил трудов, так же, как и не разрешал своим ученикам по этой науке писать книги.

Это было связано с тем, что имам много внимания уделял науке хадиса, на что указывает его творение «Муснад». Он желал, чтобы его ученики тоже больше почитали асарам и хадисам больше, нежели фикху.

Писать книги по фикху и пропагандировать его же мазхаб приверженцы имама Ахмада стали после его смерти. Особенно отличились в этом его сыновья Салих и Абдуллах, Ахмад ибн Ханиъ, Ибрахим ибн Исхак, Харб ибн Исмаиль аль-Караманий. Самыми значимыми популяризаторами ханбалитского фикха сделались Умар ибн аль-Хусайн, Абдуль-Азиз, Абу Бакр Ахмад.

Одним из первых, кто создал книгу о ханбалитском фикхе, наименованную позднее «Махтасаруль Хиракъий», был Абу аль-Касым Умар. Он много трудился, комплектуя все представленные идеи имама Ахмада. Он определил самые верные из них и составил книгу по фикху. После этого многие магистры продолжили его дело.

Необходимо отметить, что все книги ханбалитов перечислить невозможно, так как их написано огромное количество.

Комментарии