Фильм "В центре внимания": отзывы, сюжет, актеры, режиссер, награды и номинации
В 2015 г. на экраны вышел фильм режиссера Тома МакКарти "В центре внимания". Этот проект заинтересовал не только добротным актерским составом и цепляющим сюжетом, но и теми социальными проблемами, которые были освещены в нем. Давайте узнаем, о чем эта кинокартина, кто работал над ее созданием и какие награды удалось завоевать проекту.
Немного о кинофильме "В центре внимания"
Согласно жанру лента является журналистским расследованием. Поэтому, несмотря на роскошный букет артистов (большинство из которых в свое время играли супергероев), любителям экшна фильм "В центре внимания" 2015 года вряд ли понравится. Картина являет собою смесь драмы и добротного детектива. Так что основная категория зрителей, которым она будет интересна - люди думающие, любящие наблюдать и вникать.
Оригинальное название проекта - Spotlight, в переводе с английского означает "Прожектор". Такое имя картина получила в честь отдела газеты "Бостонский глобус" (The Boston Globe), специализирующегося на журналистских расследованиях. Именно сотрудники Spotlight и являются главными действующими персонажами фильма "В центре внимания" 2015 года.
Бюджет картины составляет двадцать миллионов, а сборы превысили его почти в пять раз. Это говорит о том, что проект заинтересовал зрителей и оказался финансово успешным, что не всегда характерно для картин такого рода.
Сюжет фильма
Эта история рассказывает о расследованиях отделом Spotlight случаев развращения детей католическими священниками бостонской митрополии.
Отправной точкой сюжета является назначения нового редактора газеты "Бостонский глобус".
Будучи приезжим, да к тому же евреем, он не столь щепетилен в отношении репутации католической церкви, как коренные бостонцы. Поэтому он требует от отдела "В центре внимания" более тщательно провести расследование случая со священником-педофилом и узнать, был ли он единичным или это распространенная проблема.
Команда журналистов поначалу равнодушно относятся к этому получению, но вскоре с ужасом обнаруживают, что в их родном городе довольно часты случаи растления служителями церкви детей.
Идя по следу, герои узнают, что в Бостоне обитает около сотни таких извращенцев, причем некоторые - по соседству с ними. Более того, местные церковные и светские власти знают о таком положении дел, но замалчивают правду, дабы сохранить "лицо" местной митрополии.
Ситуация осложняется тем, что многие журналисты, ведущие расследование, сами католики и вынуждены решать, что верно: сказать правду или помочь своей церкви скрыть неприятную истину.
В финале герои находят доказательства, обличающие священников-педофилов, и факты замалчивания их преступлений церковью. Они публикуют статью и вскоре оказываются завалены письмами и звонками других жертв растления, которые ранее боялись признаться в случившемся.
Проблематика
Работая над созданием фильма "В центре внимания", его создатели сумели поднять ряд вопросов, которые важны не только в контексте сюжета, но и выходят далеко за его пределы.
Прежде всего, это то, как разрушительно влияет поведения священников-растлителей на детскую психику. Помимо физического насилия, они осуществляют моральное, которое калечит в разы больше. Словно в подтверждение этому, с горечью звучит в картине фраза: "Отказать священнику - значит отказать Богу". Эти слова показывают всю низость того, как подло некоторые способны использовать свое положение для удовлетворения низменных желаний.
Одна из самых сложных дилемм, с которыми приходится столкнуться героям ленты - решение, стоит ли обнародовать полученную ими информацию. Ведь тень преступлений 5% от общего числа священников ложится на остальные 95%. Такое непростое решение приходится принимать многим людям: стоит ли из-за одной паршивой овцы порочить все стадо. Или лучше смолчать и надеяться, что все само устаканится.
Герои картины все же решают открыть правду, видя, что ее сокрытие порождает безнаказанность, которой сопровождались все подобные случаи. А она, в свою очередь, только умножает количество преступлений против детей. Ведь защищаемые церковью педофилы в рясах не имеют причин останавливаться.
Именно осознание того, что происходящие вещи можно остановить, только предав их гласности, стало тем решающим аргументом, который заставил журналистов в картине выполнить свою работу. Ведь оказалось, что уличенные в растлении детей не просто не были наказаны, но и продолжали благополучно служить в других приходах, где не было известно об их нездоровых наклонностях.
Также в ленте очень мягко поднимается вопрос о ложности стопроцентного соотношения Бога с Церквью. Тогда как Первый - это воплощение совершенства, идеал, так называемые его слуги - всего лишь грешные люди. А значит, как бы они ни стремились прикрывать все свои деяния именем Господа, не все, что они говорят и делают, истинно. Поэтому доверять им можно не больше и не меньше, чем обычным людям.
На реальных событиях
К сожалению, сюжет фильма "В центре внимания" - не выдумка. Он имеет реальную основу.
В начале двухтысячных в Бостоне журналисты действительно провели расследование и выявили ужасающее количество случаев растления католическими священниками мальчиков и девочек от трех до четырнадцати лет. Кроме того, оказалось, что эта ситуация известна церковному руководству, но оно не только не наказывается педофилов, но и всеми силами старается скрыть их преступления.
После серии статей бостонских журналистов на эту тему разразился скандал, который привел к отставке кардинала Бернарда Фрэнсиса Лоу, активно принимавшего участие в сокрытии правды.
В результате этих событий семьям пострадавших (о которых было известно) выплачено около двух миллиардов долларов. После примера, поданного бостонцами, по всему миру стали проводить более тщательные расследования деятельности католических священников. Было выявлено немало других подобных случаев.
Бостонский скандал прочно закрепил за католической церковью репутацию организации, покрывающей педофилов. Было выявлено, что около пяти процентов всех действующих священников насилуют детей. Есть основание полагать, что за прошедшие годы ситуация кардинально не изменилась.
Режиссер ленты
Режиссером проекта является американец Том МакКарти, ранее подаривший зрителям такие кинокартины, как "Сапожник" и "Посетитель". "В центре внимания" - пятая работа режиссера и первая, которая получила столь широкую известность.
Примечательно, что изначально МакКарти пробовал себя как актер и сценарист.
В 2009 г. Том снимался в одной из эпизодических ролей в драме "Милые кости". Это история о девочке, убитой соседом-педофилом. Вполне возможно, что участие в этом проекте породило интерес к теме насилия над детьми.
Работа над сценарием
История, рассказанная в картине, была основана на реальных фактах, но все ее герои и их пути поиска правды - результат авторской выдумки режиссера картины. Вместе с ним над созданием сценария работал известный голливудский сценарист и продюсер Джош Сингер.
Прежде чем приступить к написанию, МакКарти и Сингер тщательно изучили все материалы по реальному расследованию "Бостонского глобуса", а также те документы, которые были в полиции. Эта дотошность помогла тщательно проработать все детали сюжета.
В средине 2013 г. черновой вариант сценария был закончен. Однако найти спонсора, готового вложить деньги в проект, не удавалось. Из-за крайне щекотливой темы кинокартины ее сценарий попал в черный список. Несмотря на это, Том не сдался, и уже через год в Бостоне начались съемки.
По словам МакКарти, он создавал киноленту, для того чтобы показать силу журналистики и ее возможность влиять на жизни людей, говорить о том, о чем все боятся, защищать невинных. Режиссер высказал сожаление, что в современном мире работа журналистов утратила былую актуальность. В первую очередь из-за того, что сами работники прессы перестали верить в важность того, что они делают.
Актеры фильма
Безусловно, важную роль в успехе картины сыграл ее актерский состав. А он был поистине звездным.
Роль Марти Бэрона - главного редактора "Бостонского глобуса", сыграл в фильме "В центре внимания" Лев Шрайбер ("Росомаха", "Крик").
Сердобольного журналиста Майкла Резендеса, находящегося в ссоре с семьей и верой, сыграл Марк Руффало ("Мстители", "Между небом и землей"). Его прямого начальника Уолтера Робинсона воплотил на экране Майкл Китон ("Бэтмен", "Бердмен").
Роль сотрудника "Бостонского глобуса" Бена Брэдли-младшего сыграл в картине "В центре внимания" Джон Слэттери ("Железный человек").
Помимо этих исполнителей ролей журналистов стоит отметить и Стэнли Туччи ("Дьявол носит "Прада"", "Милые кости"), сыгравшего честного адвоката Митчелла Гарабедяна, в одиночку отстаивающего права покалеченных священниками детей.
Актрисы проекта
Прекрасная половина актерского состава проекта не столь многочисленна. Главную женскую роль журналистки Саши Пфайффер сыграла в фильме "В центре внимания" Рэйчел МакАдамс. Стоит отметить, что ее героиня особой нагрузки сюжету не несет. Вероятно, она была добавлена туда, дабы разбавить мужской коллектив.
Несмотря на это, актриса сумела хорошо сыграть даже свою незначительную роль. За это она была положительно отмечена во многих отзывах о фильме "В центре внимания", а также номинировалась на несколько престижных премий.
Среди других актрис проекта - исполнительницы второстепенных ролей: Полетт Синклер (секретарша), Лори Хейнеман (судья), Нэнси Виллон (Мариэтта) и другие.
Кинокартина "В центре внимания": номинации и награды
Хороший продуманный сюжет, отличная игра актеров и актуальность освещенных в картине проблем сделали ее номинантом на многие престижные премии: "Оскар", "Спутник", "Золотой глобус", BAFTA.
Однако не все столь почитаемые в мире кинонаграды достались картине.
- Из шести номинаций на "Оскар" лента удостоилась только одной статуэтки, победив в категории "Лучший оригинальный сценарий".
- Лучше обстояли дела со "Спутником". Из восьми номинаций картина выиграла четыре в категориях "Лучший фильм", "Лучшая режиссура", "Лучший актерский ансамбль" и "Лучший оригинальный сценарий".
- Из трех возможных "Золотых глобусов" кинокартине не досталось ни одного.
- Из трех номинаций на BAFTA "В центре внимания" получил только одну премию за "Лучший оригинальный сценарий".
Помимо этих наград картине удалось завоевать два приза на Венецианском фестивале, премии Гильдии Киноактеров и Гильдии сценаристов США, а также награду Лондонского кружка кинокритиков.
Среди актеров проекта некоторые номинировались на престижные награды за работу в фильме "В центре внимания": Марк Руффало и Рэйчел МакАдамс могли получить "Спутник" и "Оскар". Рекордсменом среди количества номинаций являлся Майкл Китон. Он претендовал сразу на три премии.
К сожалению, из всех номинируемых актеров единственный, кто получил награду за роль в фильме "В центре внимания" - Майкл Китон. Это была премия Нью-Йоркского общества кинокритиков.
Зрительские отзывы о фильме "В центре внимания"
Рассматривая рецензии тех, кто посмотрел картину, стоит понимать, что полноценному восприятию задумки режиссера мешают культурные различия, существующие между США и постсоветскими странами. В последних количество католиков всегда было сравнительно небольшое. Здесь преобладают христиане православного вероисповедания.
В отличие от католиков, для православных священников не предусмотрен обязательный целибат (безбрачие). По этой причине таким церковным служителям не приходится всю жизнь бороться со своими нереализованными сексуальными желаниями. Большинство из них заводят семьи и живут вполне благополучно. И хотя среди православных (если поискать) можно найти особ с извращенными сексуальными желаниями, их количество не такое значительное и их девиации реже концентрируются на детях. Поэтому проблема католических священников-педофилов у нашего зрителя по-человечески вызывает сочувствие, но не находит столь бурного эмоционального отклика, как в отзывах о фильме "В центре внимания", оставляемых жителями зарубежных стран.
Также стоит учесть, что со времен Царской России пресса здесь всегда была под надзором цензуры. Не имея достаточной свободы обозревать то, что посчитает нужным, журналистика в Российской Империи, СССР и постсоветском пространстве никогда не была по-настоящему действующей силой. Поэтому стремление режиссера донести важность этой отрасли также не находит достаточного понимания.
Однако если абстрагироваться от культурных различий, можно сказать, что картина МакКарти была довольно тепло принята в РФ, Украине, Беларуси и других близлежащих государствах. В своих отзывах о фильме "В центре внимания" жители этих стран больше обращают свой взор на детективную составляющую сюжета, а также на игру красивых и известных актеров. Кстати, для многих артисты и были той причиной, из-за которой они решили посмотреть картину.
Что касается сюжета, то большинство посмотревших делятся на две категории:
- те, кому темп развития событий ленты показался затянутым, серым, лишенным действия;
- те, кому понравилась режиссерская дотошность, умение четко проследить все причинно-следственные связи.
Что пришлось по вкусу зрителям ленты "В центре внимания":
- актеры;
- поднятие важных проблем;
- интересный сюжет с элементами детектива;
- скрупулезное описание будничной работы журналистов.
За что критикуют кинофильм:
- за серость пейзажей и нарядов;
- за мрачную атмосферу и ощущение беспросветности;
- за отсутствие эмоциональности у главных героев.
Исходя из отзывов, оставленных большинством зрителей, можно сказать, что кинофильм "В центре внимание" был воспринят как интересный проект, понятный лишь немногим. Тем, кому понравились и такие зарубежные картины, как "Вся президентская рать", "Охота на Веронику", "Большая игра", "Сноуден", "Игра без правил", "Ничего кроме правды" и т.п.
В завершение стоит отметить: главное, что можно вынести для себя после просмотра кинофильма - нужно учиться здраво оценивать людей вокруг. Не ставить на них штампы хороших или плохих только исходя из их профессии. А кроме того, важно следить за детьми и прислушиваться к их проблемам, пытаться помочь решить их, а не надеяться, что кто-то другой сумеет все исправить.