Сущность педагогического процесса: структура, функция и этапы
Разобраться в сущности педагогического процесса не всегда бывает просто, несмотря на то что каждый из нас, так или иначе, сталкивается с ним в жизни, выступая как объектом, так и субъектом. Если рассматривать это широкое понятие во всей целостности, то придется остановиться на ряде моментов. Речь идет о принципах, структуре, функциях, специфике процесса педагогического взаимодействия и многом другом.
Развитие научных представлений о педагогическом процессе
Довольно долгое время исследователи придерживались позиции противопоставления двух важнейших процессов развития личности человека – обучения и воспитания. Примерно в XIX веке эти представления стали меняться. Инициатором стал И. Ф. Гербарт, который утверждал, что данные процессы неразделимы. Воспитание без обучения сравнимо с целью без средств ее достижения, тогда как обучение без воспитания есть использование средств без цели.
Глубоко развил эту гипотезу великий педагог К. Д. Ушинский. Обращаясь к идее целостности педагогического процесса, он говорил о единстве учебного, административного и воспитательного элементов.
Впоследствии вклад в развитие теории внесли С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, М. М. Рубинштейн.
Очередной всплеск интереса к проблеме возник в 70-е гг. XX века. М. А. Данилов, В. С. Ильин продолжили исследование этой темы. Сформировалось несколько основных подходов, но все они сводятся к идее целостности и системности образовательного процесса.
Сущность понятия «педагогический процесс»
Довольно сложно выбрать универсальное определение. В педагогической литературе их можно встретить несколько. Но при всех нюансах большинство авторов сходятся в том, что в понятие сущности и функций педагогического процесса входит сознательно организованное взаимодействие педагогов и обучаемых, направленное на решение образовательных, воспитательных, развивающих задач. В этой связи выделяются понятия педагогической задачи и ситуации.
Основным законом процесса обучения и воспитания признают необходимость передачи социального опыта от старшего поколения к младшему. Формы и принципы этой передачи обычно напрямую зависят от уровня общественно-социального развития.
Эффективность педагогического процесса во многом связана с особенностями материальных, социальных, психологических условий, в которых он протекает, а также характера взаимодействия педагога и обучаемого, внутренних стимулов и способностей последнего.
Основные компоненты педагогической системы
Сущность и структура педагогического процесса определяются, исходя из того, что последний отличается четкой системой. Она включает в себя ряд воздействий и компонентов. К первым относится воспитание, развитие, обучение, формирование навыков и умений. Компонентами педагогической системы выступают:
- педагоги;
- цели воспитания и обучения;
- учащиеся;
- содержание процесса обучения;
- организационные формы педагогической практики;
- технические средства обучения;
- формат управления учебно-воспитательным процессом.
При изменении компонентов свои свойства меняет вся педагогическая система. Многое зависит от принципов их комбинирования. Оптимальность функционирования педагогической системы характеризуется:
- достижением учащимся максимально возможного, с учетом его способностей, уровня развития;
- созданием условий для саморазвития всех участников образовательного процесса.
Сущность, принципы педагогического процесса
В педагогических исследованиях выделяют ряд характеристик, связанных с системой обучения и воспитания. Их также можно отнести к принципам педагогического взаимодействия:
- взаимосвязь практической деятельности и теоретической направленности педагогического процесса;
- гуманность;
- научность (соотнесение содержания образования с уровнем научно-технических достижений);
- использование индивидуальных, групповых и фронтальных методов обучения;
- систематичность и последовательность;
- принцип наглядности (одно из «золотых правил» дидактики);
- гибкое сочетание педагогического управления и самостоятельности обучаемых;
- принцип эстетизации, развитие чувства прекрасного;
- познавательная активность учащихся;
- принцип разумного отношения (баланс требований и поощрений);
- посильность и доступность содержания обучения.
Основные аспекты целостности
Сущность целостного педагогического процесса не может быть сведена к какой-то одной характеристике из-за многообразия взаимосвязей между его компонентами. Поэтому принято рассматривать его разные аспекты: операционно-технологический, целевой, содержательный, процессуально-организационный.
В содержательном плане целостность обеспечивается за счет учета социального опыта при определении образовательных целей. Здесь выделяют несколько ключевых элементов: знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности и осознанность, понимание смысла выполнения действий. В рамках педагогического процесса должны сочетаться все эти элементы.
Целостность в организационном плане зависит от:
- сочетания содержания обучения и материально-технических условий его усвоения;
- личностного (неформального) взаимодействия педагога и учащихся;
- формата делового общения в рамках образовательного процесса;
- степени успешности самостоятельного освоения знаний учащимися.
Операционно-технологический аспект касается внутренней целостности и сбалансированности всех вышеназванных элементов.
Этапы построения
Сущность закономерностей педагогического процесса предполагает выделение нескольких стадий или этапов в ходе организации образовательной и развивающей деятельности.
В рамках первого, подготовительного этапа, решается несколько ключевых задач:
- целеполагание (формулировка ожидаемых результатов);
- диагностика (анализ психологических, материальных, гигиенических условий педагогического процесса, эмоционального настроя и особенностей учащихся);
- прогнозирование образовательного процесса;
- проектирование его организации.
Далее следует основной этап:
- оперативный контроль со стороны педагога;
- педагогическое взаимодействие (разъяснение задач, общение, использование намеченных технологий и приемов, стимулирование учащихся и создание комфортной атмосферы);
- обратная связь;
- коррекция деятельности участников в случае отклонения от поставленных целей.
В рамках заключительного этапа осуществляется анализ достигнутых результатов и самого образовательного процесса.
Формы организации
Сущность педагогического процесса непосредственно раскрывается в рамках определенных организационных форм. При всем многообразии способов организации образовательной деятельности, базовыми остаются три основные системы:
- индивидуальное обучение;
- классно-урочная система;
- лекционно-семинарские занятия.
Они отличаются охватом обучающихся, степенью их самостоятельности, сочетанием групповых и индивидуальных форм работы, стилем управления педагогическим процессом.
Индивидуальное обучение практиковалось еще в первобытном обществе в ходе передачи опыта взрослого ребенку. Затем оно трансформировалось в индивидуально-групповое. Классно-урочная система предполагает регламентированный режим места и времени проведения, состава участников. Лекционно-семинарская система используется, когда учащиеся уже обладают некоторым опытом учебно-познавательной деятельности.
Педагогическое взаимодействие и его виды
Сущность воспитания как педагогического процесса заключается в том, что в нем обязательно принимают участие и педагог, и обучаемый. И эффективность процесса и результата зависит от активности обеих сторон.
Между субъектом и объектом воспитания в ходе педагогического взаимодействия возникают следующие виды связей:
- организационно-деятельностные;
- коммуникативные;
- информационные;
- управленческие.
Они находятся в постоянном взаимосвязи. Одновременно процесс строится на широком спектре взаимодействий: «педагог – ученик», «учащийся – коллектив», «учащийся – учащийся», «ученик – объект усвоения».
Обучение как элемент педагогического процесса
Согласно классическому определению, обучение - это процесс познания, управляемый педагогом. Оно выступает одним из двух ключевых элементов двойственной сущности педагогического процесса. Вторым остается воспитание.
Обучение характеризуется целевой направленностью, единством процессуальной и содержательной сторон. Принципиальным моментом является направляющая позиция педагога в этом процессе.
Обучение предусматривает обязательную коммуникативную составляющую и деятельностный подход, обеспечивающий прочное усвоение знаний. При этом обучаемый не просто запоминает информацию, но и осваивает традиционные методы учебно-познавательной работы: умение ставить задачу, выбирать способы ее решения, оценивать результаты.
Важным компонентом при этом является ценностно-смысловая позиция учащегося, его готовность и стремление к развитию.
Функции обучения
Сущность педагогического процесса заключается в его направленности на всестороннее познавательное и творческое развитие обучающегося. Эта установка определяет основные функции обучения (образовательную, развивающую, воспитывающую).
По мнению В. В. Краевского, первая связана с увеличением объема знаний, вторая – с усложнением способов и приемов усвоения, третья – с выстраиванием социальных отношений в ходе процесса.
Образовательная функция предполагает формирование прочной системы знаний и умений, системного понимания причинно-следственных связей.
В конечном итоге ученик должен свободно оперировать знаниями, мобилизовывать уже имеющиеся в случае необходимости, приобретать новые, используя соответствующие навыки учебно-познавательной работы.