Притча Сократа "Три сита": в чем суть?

Притча Сократа «Три сита», как правило, неизвестна широкой публике. Как и сведения о нем самом. Его учение знаменует собой резкий поворот в философской мысли. От рассмотрения мира и природы он перешел к рассмотрению человека. Таким образом, речь идет об открытии нового русла в античной философии. О притче Сократа «Три сита» и о его методе будет рассказано в статье.

Метод диалектических споров

Прежде чем приступить к рассмотрению притчи Сократа «Три сита», уделим внимание его знаменитому методу. Этот философ из Древней Греции, живший в 5-4 вв. до н. э. в Афинах, применял метод анализа понятий (майевтику и диалектику), а также отождествлял положительные качества, присущие человеку и его знания. Тем самым он переключил внимание представителей философской мысли на большое значение личности человека.

Ирония Сократа заключается в скрытой насмешке над самоуверенностью людей, мнящих себя «многознающими». Он, обращаясь с вопросом к собеседнику, прикидывался простаком и задавал вопрос, касающийся той темы, в которой тот являлся сведущим.

Вопросы философа были продуманы заранее, они постепенно заводили в тупик собеседника. В итоге он запутывался в своих суждениях. Этим Сократ лишал своего визави самонадеянности, обнаруживал в его суждениях противоречия и несоответствия. Когда эта часть диалога была пройдена, начинался совместный поиск истинного знания.

Далее перейдем непосредственно к изложению притчи Сократа «Три сита».

Содержание

Беседуя с Сократом, один человек задал ему вопрос:

– А знаешь ли ты, что поведал мне о тебе один из твоих друзей?

– Погоди, – остановил его мыслитель, – сначала нужно просеять через три сита то, что ты хочешь мне сказать.

– Что это такое?

– Запомни, что всегда, прежде чем что-нибудь сказать, необходимо это просеять три раза, через три сита. Начнем с первого из них. Им является сито правды. Скажи, пожалуйста, уверен ли ты, что то, что ты хочешь донести до меня, является чистой правдой?

– Нет, не уверен, мне просто сказали об этом.

– Значит, ты не отвечаешь за то, что твои сведения являются правдой. Тогда перейдем к следующему этапу. Это сито доброты. Подумай и ответь, есть ли у тебя желание сказать что-нибудь хорошее в связи с моим другом?

– Конечно нет, совсем наоборот, я хочу сообщить неприятное известие.

– Следовательно, – продолжил Сократ, – ты хочешь говорить о человеке плохое, будучи не уверенным в том, что это является правдой. Тогда обратимся к третьей ступени – ситу пользы. Как ты считаешь, есть ли необходимость в том, чтобы я услышал то, что ты хочешь поведать мне?

– Я считаю, что особой необходимости в этом нет.

– В итоге получается, – пришел к заключению великий мыслитель, – что в том, что ты задумал мне передать, отсутствуют и правда, и доброта, и польза. Так зачем же об этом говорить?

Мораль

Посредством данной притчи, приписываемой Сократу, высказывается следующая мысль. Если человеку стала известна некая негативная информация, которая не является существенной, но может каким-то образом принести вред собеседнику, не стоит спешить с ее передачей. Нужно хорошо обдумать, стоит ли совершать этот шаг.

При ближайшем рассмотрении притчи можно найти аналогию с одной из библейских заповедей, которая говорит: «Не судите, и несудимы будете». Комментируя ее, святые отцы советуют меньше рассуждать о людях и их делах, которые не имеют к человеку непосредственного отношения. Ведь, рассуждая, легко впасть в осуждение, зачастую неоправданное.

Комментарии