Отмена обязательного техосмотра в 2023 году: что изменится для водителей
Отмена обязательного техосмотра - одна из самых обсуждаемых новостей последнего времени в автомобильном сообществе. Это решение вызвало массу споров и вопросов у автовладельцев. Давайте разберемся, какие изменения произошли, кого они коснулись, и что делать дальше.
История вопроса и хронология событий
Технический осмотр автомобилей в России проводится с советских времен. Изначально процедура носила обязательный характер и должна была обеспечивать безопасность дорожного движения за счет своевременного выявления технических неисправностей транспортных средств.
Однако со временем некоторые автовладельцы стали считать, что техосмотр носит лишь формальный характер и не решает поставленных задач. Это послужило предпосылкой для инициатив по отмене обязательного технического осмотра.
В конце 2021 года в Госдуму были внесены сразу два законопроекта по этому вопросу - от "Справедливой России" и "Единой России". В итоге 22 декабря 2021 года депутаты приняли в третьем чтении законопроект "Единой России", предусматривающий отмену обязательного техосмотра для ряда категорий транспортных средств.
30 декабря 2021 года данный закон был подписан президентом России Владимиром Путиным и вступил в силу.
Кого коснулись изменения в законе
Согласно новому закону, от прохождения техосмотра освобождены легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие физическим лицам и используемые ими в личных целях.
При этом сохранена обязанность проходить техосмотр для:
- Автомобилей такси
- Транспорта, используемого для коммерческих пассажирских перевозок
- Служебного транспорта
- Грузовиков и автобусов
Также техосмотр нужно будет проходить при смене собственника автомобиля, внесении изменений в его конструкцию или замене основных агрегатов.
По разъяснениям ГИБДД, инспекторы не имеют права требовать предъявления диагностической карты у водителей личного транспорта. Исключение составляют случаи явной технической неисправности автомобиля.
Данное решение вызвало неоднозначную реакцию в автомобильном сообществе. Одни автовладельцы приветствуют отмену как избавление от лишней обязанности и расходов. Другие опасаются снижения безопасности на дорогах.
Что делать с диагностической картой
С 22 августа 2021 года для покупки полиса ОСАГО перестала быть обязательной диагностическая карта, получаемая по результатам техосмотра.
Это решение было принято для облегчения доступа граждан к обязательному автострахованию. Таким образом, теперь полис ОСАГО можно оформить и без диагностической карты.
Вместе с тем, с 1 марта 2022 года за управление автомобилем без диагностической карты, в случае если ее наличие обязательно, вводится административный штраф:
- Для водителей - 2 000 рублей
- Для должностных лиц - 5 000 рублей
- Для юридических лиц - 500 000 рублей
То есть данный штраф будет применяться к коммерческому и специальному транспорту, для которого техосмотр остался обязательным.
За и против отмены техосмотра
Сторонники отмены техосмотра приводят следующие аргументы:
- Снижение финансовой нагрузки на автовладельцев
- Устранение очередей и бюрократических проволочек
- Сокращение коррупционной составляющей при прохождении ТО
- Уверенность, что водители и так следят за техническим состоянием своего авто
Противники решения об отмене указывают на следующие риски:
- Ухудшение технического состояния автопарка
- Рост числа аварий по причине неисправностей транспорта
- Снижение доходов автосервисов от проведения ТО
- Потеря рабочих мест в сфере технического осмотра
По данным аналитиков, в большинстве европейских стран сохраняется обязательный техосмотр для подавляющего числа категорий транспортных средств. Полной отмены техосмотра нет практически ни в одной развитой стране.
Эксперты авторынка придерживаются осторожной позиции в оценке нововведения. По их мнению, на данном этапе рано делать однозначные выводы о влиянии отмены ТО на аварийность.
Что делать автовладельцам
Хотя техосмотр больше не является обязательным для личного транспорта, эксперты рекомендуют проходить его на добровольной основе, особенно автомобилям старше 5 лет. Это позволит своевременно обнаружить скрытые неисправности.
Тем не менее, многие автовладельцы предпочтут самостоятельно следить за техническим состоянием своего авто. В таком случае стоит регулярно проводить следующие проверки:
- Уровень масла в двигателе
- Давление в шинах
- Работа систем освещения
- Состояние тормозных колодок и дисков
При любых подозрениях на неисправность лучше сразу обратиться в автосервис. Не стоит запускать проблему и ждать следующего планового ТО.
Что делать при ДТП или требованиях страховой
Если автомобиль, не прошедший техосмотр, попадет в ДТП, есть риск столкнуться с регрессными требованиями страховщика, если причиной аварии стала техническая неисправность автомобиля.
Чтобы защитить свои права в такой ситуации, рекомендуется:
- Зафиксировать максимум фактов на месте ДТП
- Вызвать независимого эксперта для осмотра автомобиля
- Требовать доказательства причинно-следственной связи между неисправностью и ДТП
Кроме того, можно заранее проконсультироваться с опытным автоюристом, чтобы быть готовым отстаивать свою позицию в таких ситуациях.
Перспективы развития частных СТО
После отмены обязательного ТО ожидается активное развитие частных сервисов, предлагающих услуги по техническому осмотру на коммерческой основе.
Уже сейчас некоторые СТО запускают выгодные акции и предложения для привлечения клиентов. Ожидается появление гибких тарифов, удобного онлайн-бронирования и новых сервисов в этой сфере.
Эксперты прогнозируют усиление конкуренции между автосервисами за клиента в условиях отсутствия обязательного техосмотра.
Введение полиса ОСАГО+"Техосмотр"
Некоторые страховщики уже заявили о планах выпуска полисов ОСАГО, включающих в себя услугу технического осмотра автомобиля.
Ожидается, что такие комплексные продукты будут пользоваться спросом у автовладельцев, предпочитающих иметь максимум услуг «в одном окне».
По оценкам экспертов, стоимость полиса ОСАГО+«Техосмотр» будет на 15-25% выше обычного ОСАГО. Однако для многих водителей это оправданная доплата за удобство и экономию времени.
Прогнозы аналитиков на 2024 год
По прогнозам аналитиков авторынка, по итогам 2024 года можно будет подвести первые итоги реформы техосмотра в России.
В частности, станет ясно, оправдались ли опасения по поводу ухудшения технического состояния автопарка и роста аварийности.
Кроме того, эксперты ожидают активной трансформации сферы автосервисов с усилением конкуренции за клиента. Также возможно появление новых страховых продуктов для автовладельцев.
В целом аналитики прогнозируют постепенную адаптацию участников рынка к новым реалиям и определенную стабилизацию ситуации к концу 2024 года.