Знак почетного железнодорожника: история награды за верность рельсам

Железные дороги играют важнейшую роль в развитии и функционировании современного общества. От их работы зависит стабильность экономики и благополучие миллионов людей. Поэтому профессия железнодорожника всегда пользовалась большим уважением и почетом.

Одним из символов признания заслуг работников железнодорожного транспорта является знак "Почетный железнодорожник". Этой наградой отмечают лучших из лучших - тех, кто долгие годы самоотверженно трудится на благо отрасли.

История учреждения награды

Центральный исполнительный комитет СССР 13 мая 1933 года учредил для награждения работников железнодорожного транспорта профессиональную награду – знак «Почетному железнодорожнику». Это произошло на волне реформы наградной системы, когда многие старые ордена и медали были отменены, а взамен появились новые знаки отличия.

Первоначально знак имел три степени - золотую, серебряную и бронзовую. Они присуждались работникам железнодорожного транспорта за выдающиеся достижения и многолетнюю добросовестную работу.

Кто мог претендовать на эту награду

На звание "Почетный железнодорожник" могли рассчитывать разные категории работников отрасли, в том числе:

  • машинисты и их помощники;
  • диспетчеры;
  • работники локомотивных и вагонных депо;
  • руководители и специалисты железных дорог;
  • научные сотрудники научно-исследовательских и проектных организаций.

Главным критерием для присвоения звания был многолетний добросовестный труд в отрасли, а также конкретные заслуги - рационализаторские предложения, изобретения, внедрение передовых методов работы.

Порядок присвоения знака отличия

Решение о присвоении звания "Почетный железнодорожник" принималось Министерством путей сообщения СССР и вышестоящими профсоюзными органами. Рассмотрение кандидатур и оформление наградных документов производилось в торжественной обстановке.

Вручение знаков отличия также носило праздничный характер. Как правило, церемонии проходили в День железнодорожника, а награды в торжественной обстановке вручали руководители отрасли и профсоюзов.

Описание знака отличия

Знак "Почетный железнодорожник" представляет собой овальный венок, перевитый вверху лентой. Внутри венка располагается крылатое колесо - традиционный символ железных дорог. На венке по окружности надпись "Почетный железнодорожник".

Знак изготавливался из сплава меди и цинка с посеребрением и золочением. В зависимости от степени он мог быть полностью вызолоченным, посеребренным или бронзовым.

Права и льготы почетных железнодорожников

Лица, удостоенные звания "Почетный железнодорожник", пользовались рядом льгот и преимуществ. К ним относились:

  • ежегодная денежная премия;
  • 50% скидка на проезд железнодорожным транспортом;
  • внеочередное получение жилья и путевок на курорты;
  • право на получение земельного участка для индивидуального строительства и др.

Кроме того, почетным железнодорожникам выплачивалась персональная пенсия и предоставлялись другие социальные гарантии.

Современный статус награды

После распада СССР знак "Почетный железнодорожник" некоторое время не присваивался. Однако в 1993 году он был восстановлен указом Президента России с небольшими изменениями.

Теперь знак имеет только одну степень. Присваивается он работникам железнодорожного транспорта за особые трудовые заслуги и многолетнюю безупречную работу. Награждение производится приказом Министерства транспорта Российской федерации.

Таким образом, знак "Почетный железнодорожник" сохранил свое значение как почетная награда для ветеранов железнодорожной отрасли. Его присвоение по-прежнему является признанием особых заслуг перед отечественным железнодорожным транспортом.

Интересные факты о знаке "Почетный железнодорожник"

За долгую историю существования знака "Почетный железнодорожник" накопилось немало любопытных фактов, связанных с его присвоением.

  • Первыми этой почетной награды были удостоены 10 ветеранов Московской железной дороги.
  • Самой титулованной этим знаком стала Анна Ивановна Кузьмина, получившая все 3 его степени (бронзовую, серебряную и золотую) за 45 лет работы.
  • Среди награжденных было немало семейных династий железнодорожников, чьи дети и внуки пошли по стопам родителей.
  • В 1990 году звание "Почетный железнодорожник" было присвоено всем Героям Социалистического Труда - работникам железных дорог.
  • За годы существования награды ею были отмечены десятки тысяч заслуженных работников отрасли.

Эти и многие другие факты свидетельствуют, что звание "Почетный железнодорожник" по праву считалось одной из самых уважаемых наград для работников железнодорожного транспорта.

И в наши дни его присвоение остается почетным, а память о славных трудовых традициях отрасли живет в судьбах конкретных людей, удостоенных этого звания.

Торжественные церемонии вручения

Процедура вручения знака "Почетный железнодорожник" также имела большое значение. Церемонии награждения проходили в торжественной обстановке с участием руководителей железных дорог, профсоюзов, ветеранов отрасли.

Как правило, они приурочивались к профессиональному празднику - Дню железнодорожника. Почетным железнодорожникам вручались наградные книжки, цветы, подарки, звучали поздравления и напутственные слова.

Для самих награжденных это были поистине запоминающиеся моменты, венчавшие их многолетний добросовестный труд. А для молодежи такие церемонии служили примером для подражания.

Память о ветеранах-железнодорожниках

Многие почетные железнодорожники посвятили работе на транспорте не один десяток лет. Их имена навсегда вписаны в историю отрасли.

Даже после выхода на пенсию они поддерживали связь с родными коллективами, передавали бесценный опыт молодым работникам, участвовали в ветеранском движении.

Сегодня благодарные потомки чтят память почетных железнодорожников. Их портреты украшают стенды трудовой славы в музеях железных дорог, имена увековечены на мемориальных досках.

Значение награды в наши дни

И в настоящее время звание "Почетный железнодорожник" остается почетным и уважаемым. Его присваивают лучшим из лучших - ветеранам с многолетним стажем, особо отличившимся на производстве.

Это знак признания выдающихся заслуг перед отраслью и страной. Поэтому для современных железнодорожников получение этого звания - предмет особой гордости и подтверждение правильно выбранного жизненного пути.

Перспективы развития наградной системы

В условиях модернизации российских железных дорог, внедрения новых технологий появляются дополнительные возможности для совершенствования системы морального и материального стимулирования работников отрасли.

В частности, может быть расширен перечень отраслевых наград, учреждены новые почетные звания и знаки отличия. Это позволит отмечать достижения специалистов в конкретных областях железнодорожного транспорта.

Комментарии