Совокупный годовой объем закупок: определение, размеры закупок и правила расчета

Совокупный годовой объем закупок - это важный показатель, который необходимо рассчитывать для планирования и осуществления закупочной деятельности. Давайте разберемся, что он из себя представляет, как определяется и для чего используется.

Совокупный годовой объем закупок показывает общую стоимость всех закупок, которые планирует осуществить заказчик за календарный год. Этот показатель включает в себя стоимость как уже заключенных контрактов и договоров, так и планируемых к заключению. Расчет совокупного объема необходим для определения требований к закупочным процедурам в соответствии с 44-ФЗ.

1. Зачем нужен расчет совокупного объема закупок

Основные цели расчета совокупного годового объема закупок:

  • Определение размера обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов
  • Выбор способа закупки в зависимости от цены контракта
  • Расчет объема закупок у СМП и социально ориентированных НКО
  • Планирование закупочной деятельности и бюджета на следующий год

Таким образом, точный расчет совокупного объема необходим для соблюдения требований законодательства и эффективного планирования закупок.

2. Какие закупки учитываются в совокупном объеме

При расчете совокупного годового объема закупок учитываются следующие виды закупок:

  • Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Закупки у единственного поставщика по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ
  • Закупки, осуществляемые без применения 44-ФЗ и 223-ФЗ

В совокупный объем не включаются:

  • Закупки у единственного поставщика по пп. 1-3, 6-29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ
  • Закупки по Закону 275-ФЗ

Также не учитываются закупки, сведения о которых составляют государственную тайну. При расчете учитывается общая стоимость договоров вне зависимости от источника финансирования.

3. Особенности расчета для отдельных заказчиков

Правила расчета совокупного объема имеют некоторые особенности для отдельных категорий заказчиков:

  • Для госкомпаний учитываются закупки всех КФУ в совокупности
  • Для бюджетных учреждений - только собственные закупки
  • Для ГУПов и МУПов - закупки за счет субсидий и грантов

Также особенности расчета могут устанавливать отраслевые законы и нормативные акты.

4. Порядок расчета совокупного годового объема закупок

Расчет совокупного объема закупок производится в следующем порядке:

  1. Определяются договоры, подлежащие учету в соответствии с 44-ФЗ
  2. Подсчитывается стоимость договоров, заключенных по результатам закупок
  3. Добавляется стоимость договоров, планируемых к заключению
  4. Суммируются закупки у единственного поставщика по пп.4, 5 ч.1 ст.93
  5. Учитываются прочие закупки
  6. Рассчитывается итоговая сумма - совокупный объем закупок на год

Расчет производится на основании плана закупок и плана-графика закупок на текущий год. При необходимости данные уточняются по результатам несостоявшихся процедур и заключенных договоров.

5. Порядок указания совокупного объема в документах

Совокупный годовой объем закупок указывается в следующих документах:

  • В плане закупок
  • В плане-графике
  • В извещениях о закупках и документации
  • В отчетах о закупочной деятельности

Указание совокупного объема в документах обязательно в соответствии с требованиями 44-ФЗ. За достоверность данных несет ответственность заказчик.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок является важным показателем для планирования и контроля закупочной деятельности. Правильный расчет этого показателя позволяет заказчику эффективно организовать процесс закупок в соответствии с требованиями законодательства.

6. Риски при расчете совокупного объема закупок

Несмотря на кажущуюся простоту, расчет совокупного объема закупок таит в себе ряд рисков, к которым стоит быть готовым:

  • Некорректный учет договоров, заключенных до текущего года;
  • Неучтенные закупки у единственного поставщика;
  • Ошибки в подсчете планируемых закупок;
  • Неполные данные из-за отсутствия консолидации по корпорации;
  • Намеренное занижение показателей.

Для минимизации рисков следует проводить тщательную сверку данных, автоматизировать процесс сбора информации из разных источников, привлекать к расчетам специалистов контрактной службы.

7. Ошибки при расчете совокупного объема закупок

Типичными ошибками при расчете совокупного объема являются:

  • Неполный охват закупок, подлежащих включению;
  • Двойной учет одних и тех же закупок;
  • Включение закупок, не подпадающих под действие 44-ФЗ;
  • Некорректный учет договоров с поставщиками Крыма и Севастополя;
  • Неверное определение стоимости планируемых закупок.

Чтобы избежать ошибок, следует тщательно изучить требования 44-ФЗ, проводить сверку с первичными документами, обеспечить качественное ведение отчетности по закупкам.

8. Ответственность за недостоверный расчет совокупного объема

Ответственность за недостоверный расчет совокупного объема закупок несет заказчик. Согласно КоАП РФ, за искажение этих сведений предусмотрен штраф:

  • Для должностных лиц - от 20 до 50 тыс. рублей;
  • Для юридических лиц - от 100 до 300 тыс. рублей.

Кроме того, недостоверные данные о совокупном объеме могут привести к признанию сделки недействительной и расторжению незаконно заключенных договоров.

9. Автоматизация расчета совокупного объема закупок

Для оптимизации процесса расчета совокупного объема целесообразно использовать специализированные программные решения. Они позволяют:

  • Автоматически консолидировать данные из планов, реестра договоров и отчетности;
  • В режиме реального времени отслеживать изменения показателей;
  • Минимизировать ручной труд и риск ошибок.

Внедрение таких систем значительно упрощает процесс расчета и повышает его достоверность.

10. Перспективы развития подходов к расчету совокупного объема

В будущем можно ожидать дальнейшего совершенствования подходов к расчету совокупного объема закупок, в том числе:

  • Учет аналитики и прогнозов для более точного планирования;
  • Использование сквозной аналитики по всем закупкам в масштабах отрасли;
  • Внедрение искусственного интеллекта для выявления аномалий данных;
  • Переход к автоматическому формированию совокупного объема в единой информационной среде.

Это позволит минимизировать трудозатраты и повысить качество планирования закупочной деятельности.

11. Рекомендации по повышению качества расчета совокупного объема закупок

Чтобы повысить качество расчета совокупного объема закупок, рекомендуется:

  • Вести полный и достоверный учет всех заключенных и планируемых договоров;
  • Разграничить полномочия по сбору информации и непосредственному расчету;
  • Актуализировать локальные нормативные акты, регламентирующие процесс подготовки данных;
  • Проводить выборочную сверку расчетов с первичными документами;
  • Организовать внутренний контроль и аудит расчетов.

Соблюдение этих рекомендаций позволит минимизировать риск ошибок и искажений.

12. Меры по повышению прозрачности расчета совокупного объема закупок

Для повышения прозрачности процесса расчета совокупного объема закупок рекомендуется:

  • Публиковать методику расчета на сайте заказчика;
  • Раскрывать детальную структуру показателя по категориям закупок;
  • Привлекать общественность к мониторингу расчетов;
  • Проводить обязательный аудит отчетности о закупках;
  • Реализовывать систему «обратной связи» для выявления ошибок.

Прозрачность процесса позволит повысить общественное доверие и снизить коррупционные риски в сфере закупок.

13. Пути совершенствования нормативно-правового регулирования расчета совокупного объема закупок

Для совершенствования нормативно-правового регулирования процесса расчета совокупного объема закупок можно предложить:

  • Уточнить перечень закупок, подлежащих обязательному учету;
  • Установить единые правила расчета для всех заказчиков;
  • Разработать типовую методику с детальными разъяснениями;
  • Ввести обязательный независимый аудит расчетов;
  • Ужесточить ответственность за искажение показателей.

Это повысит однозначность толкования норм закона и минимизирует ошибки при расчете совокупного объема закупок.

14. Судебная практика по спорам, связанным с расчетом совокупного объема закупок

На сегодняшний день сложилась определенная судебная практика по спорам, вытекающим из расчета совокупного объема закупок. К наиболее частым относятся:

  • Оспаривание законности выбора способа закупки, основанного на неверном расчете;
  • Обжалование недопуска к участию в закупке из-за завышения объема;
  • Требования о признании закупки недействительной;
  • Споры о применении штрафов за искажение совокупного объема.

Суды, как правило, тщательно проверяют обоснованность расчетов, истребуя доказательства от заказчика. Недостоверность данных о совокупном объеме зачастую становится основанием для удовлетворения исков.

15. Международный опыт определения совокупного объема госзакупок

В мировой практике существуют различные подходы к определению совокупного годового объема госзакупок:

  • В США используется показатель total procurement spend;
  • В ЕС применяется annual procurement spend;
  • В Китае рассчитывается annual procurement amount.

При этом методики расчета в разных странах имеют схожие принципы, но отличаются набором учитываемых закупок. Это обусловлено различиями в национальных законодательствах о госзакупках.

16. Возможные направления развития подходов к расчету совокупного объема закупок в России

В России подходы к расчету совокупного объема закупок могут развиваться в следующих направлениях:

  • Дополнительная детализация структуры показателя по видам закупок;
  • Учет региональной и отраслевой специфики;
  • Использование математического моделирования и прогнозной аналитики;
  • Внедрение единых цифровых технологий сбора и обработки данных.

Это позволит повысить обоснованность расчетов и принятия управленческих решений в сфере закупок.

17. Влияние качества расчета совокупного объема закупок на эффективность бюджетных расходов

Качество расчета совокупного объема закупок оказывает существенное влияние на эффективность использования бюджетных средств. Недостоверные данные приводят к:

  • Необоснованному выбору способов закупок;
  • Завышению или занижению начальных цен контрактов;
  • Нерациональному расходованию бюджетных ассигнований;
  • Ограничению конкуренции при проведении закупок.

Поэтому повышение качества расчета совокупного объема имеет важнейшее значение для обеспечения результативности и экономности использования бюджетных средств на закупки.

Комментарии