Подключение сигнала через реле - схема c описанием
Звуковой сигнал - важный элемент безопасности автомобиля. От его работоспособности может зависеть жизнь водителя и других участников движения. В статье рассмотрим устройство автомобильного клаксона, причины его поломок, способы диагностики и ремонта. Подробно разберем, как правильно подключить сигнал через реле – пошагово с фото и схемой. Узнаете, как своими руками установить громкий пневматический гудок. Получите ценные советы по выбору и установке автосигналов.
Устройство и работа автомобильного клаксона
Автомобильный клаксон работает по принципу электромагнита. Основные его элементы:
- Катушка с обмоткой
- Подвижный сердечник (якорь)
- Контактная группа
- Мембрана
- Стальной рычаг
- Возвратная пружина
При нажатии на клавишу сигнала через обмотку катушки проходит ток, который намагничивает сердечник. Притянувшись к сердечнику, якорь начинает двигаться и через рычаг прогибает мембрану. При этом размыкаются контакты в цепи катушки, ток прерывается. Под действием возвратной пружины все детали возвращаются в исходное положение, контакты вновь замыкаются, и процесс повторяется.
Существует два основных типа автомобильных клаксонов:
- Электрические
- Пневматические (сжатый воздух)
В электрических клаксонах звук возникает при колебаниях мембраны. В пневматических воздух от компрессора подается в специальные резонаторы.
Признаки неисправности клаксона
Чаще всего о поломке клаксона свидетельствуют:
- Отсутствие звука при нажатии на клавишу
- Тихий, приглушенный звуковой сигнал
- Посторонние шумы при работе
- Самопроизвольное срабатывание
- Прерывистое звучание сигнала
Если замечен любой из этих признаков, значит требуется диагностика клаксона с возможным последующим ремонтом.
Возможные причины поломки клаксона
Причины выхода клаксона из строя различны:
- Механические повреждения корпуса или деталей
- Окисление контактов в цепи
- Обрыв обмотки катушки
- Залипание подвижных частей
- Потеря упругости мембраны
- Отсутствие напряжения из-за обрыва проводки
Чаще всего ломается сама мембрана. Также нередки проблемы с электрической частью - окислением контактов, обрывом катушки.
Как проверить и отремонтировать клаксон
Для диагностики клаксона потребуются:
- Мультиметр
- Отвертка
- Пассатижи
- Съемник
- Наждачная бумага
- WD-40 или аналог
Порядок проверки:
- Отсоединить провода от клемм клаксона
- Замерить сопротивление обмотки катушки
- Проверить целостность мембраны визуально
- Очистить контакты от окислов
- Подать напряжение на клеммы напрямую
- Проверить отсутствие залипаний подвижных деталей
Если обнаружен обрыв катушки, потребуется ее замена. При наличии механических повреждений - ремонт или замена деталей. При проблемах в электрической цепи - поиск и устранение неисправностей в проводке.
Типы автомобильных сигналов
Выделяют два основных типа автомобильных сигналов:
- Безрупорные - пронзительный, резкий звук
- Рупорные - менее громкий, приятный звук
Безрупорные лучше подходят для загородных дорог, рупорные - для городских условий. По числу тонов различают однотональные и двухтональные сигналы. Двухтональные создают более приятное звучание. Среди пневматических популярны сигналы Волга, Hella, Фирменный.
Подключение гудка через реле - зачем это нужно
Установка дополнительного реле в цепь клаксона необходима по ряду причин:
- Снижение нагрузки на кнопку сигнала
- Предотвращение перегрева проводки
- Возможность использования мощных сигналов
- Увеличение срока службы
- Исключение проблем с электролизом
Благодаря реле кнопка управления коммутирует лишь слабый ток катушки. А само реле уже подает питание на сигнал.
Какие детали нужны для установки реле
Для подключения через реле потребуются:
- 4-контактное автореле на 30-40 А
- Провода сечением 1-2 мм2
- Термоусадка, изолента
- Клеммы или разъемы
- Отвертка, плоскогубцы
Реле лучше взять с готовыми контактными колодками. Это упростит монтаж.
Схема подключения гудка через реле
Рассмотрим подключение на примере 4-контактного реле:
- Контакт 85 - питание клаксона
- Контакт 86 - управление реле
- Контакт 30 - питание цепи управления
- Контакт 87 - масса
Схема подключения будет такой:
- Контакт 85 - клемма (+) клаксона
- Контакт 86 - от кнопки сигнала
- Контакт 30 - от аккумулятора (+12В)
- Контакт 87 - на массу
Сечение провода на клаксон не менее 1,5 мм2. На управление реле подойдет провод 0,5 мм2.
Реле желательно располагать ближе к аккумулятору. Это уменьшит падение напряжения в цепи.
Установка пневмосигнала через реле
При установке пневматического клаксона через реле подключается компрессор:
- Контакт 85 реле - на компрессор
- Контакт 87 - масса компрессора
- Остальные так же, как в схеме выше
От компрессора к сигналу подводятся пластиковые трубки. Выбирать компрессор желательно производительностью не менее 120 л/мин.
Советы по установке и выбору сигналов
Чтобы избежать перегорания предохранителей, установите параллельно клаксону диод. При установке волговских сигналов они часто подключаются через двойное реле. Звук пневмосигнала можно усилить дополнительными дудками. Выбирая сигнал, оцените условия эксплуатации автомобиля. Располагайте сигнал в моторном отсеке так, чтобы не мешал техобслуживанию.
Типичные ошибки при установке клаксонов
- Малое сечение проводов
- Забыли поставить предохранитель
- Плохой контакт в соединениях
- Некачественная изоляция стыков
- Неправильное заземление
- Неудачное размещение гудка и реле
Чтобы избежать поломок, строго следуйте схеме и рекомендациям. Будьте внимательны при монтаже и изоляции.
Подбор оптимального сигнала для конкретного автомобиля
Выбирая автосигнал, в первую очередь нужно учитывать условия эксплуатации автомобиля:
- Для города лучше рупорный двухтональный сигнал
- На трассе эффективнее безрупорный однотональный
- Для внедорожника подойдет мощный пневматический гудок
Также важен тип автомобиля - для легковушки достаточно компактного электрического сигнала, а на грузовик устанавливают пневматический.
Особенности установки сигналов на разных марках автомобилей
На отечественных авто часто используют сигналы от Волги, на немецких - от Mercedes или BMW. На ВАЗ удобно устанавливать новые сигналы через реле взамен штатных. На иномарках сложнее из-за наличия штатного блока управления. Потребуется доработка проводки.
Рекомендации по выбору компрессора для пневмосигнала
Правильный подбор компрессора важен для качественного звука пневматического сигнала. Нужно ориентироваться на такие параметры:
- Производительность от 120 л/мин
- Максимальное давление не менее 8-10 атм
- Потребляемый ток не более 15 А
- Наличие ресивера (баллона)
Лучше брать компрессор с запасом мощности. Обязательно установить предохранитель в его цепь.
Правила монтажа и расположения элементов системы сигнала
При установке клаксона и реле нужно придерживаться следующих правил:
- Размещать реле ближе к аккумулятору
- Хорошо закреплять все элементы
- Использовать провода нужного сечения
- Изолировать места соединений качественно
- Располагать сигнал так, чтобы он был слышен
Грамотный монтаж - залог долговечной и надежной работы системы сигнализации.
Возможные неисправности после установки и способы их устранения
После подключения клаксона через реле могут возникнуть такие проблемы:
- Перегорание предохранителей - установить предохранитель большего номинала
- Потрескивание при работе - подтянуть контакты, улучшить заземление
- Отсутствие сигнала - проверить цепь питания и управления
- Тихий звук - проверить напряжение, усилить крепление сигнала
Своевременное устранение неполадок обеспечит нормальную работу сигнала в дальнейшем.
Регулировка громкости автомобильного сигнала
Если штатный клаксон недостаточно громкий, можно увеличить его звучание без замены:
- Отрегулировать зазор между якорем и катушкой
- Подобрать более жесткую возвратную пружину
- Установить дополнительную мембрану
- Улучшить звукоизоляцию корпуса
Для пневмосигнала регулировка громкости выполняется:
- Подбором диаметра резонатора
- Изменением давления воздуха от компрессора
- Установкой дополнительных резонаторов
Подбор оптимальных параметров реле для системы автосигнализации
При выборе реле для клаксона нужно ориентироваться на:
- Номинальный ток не менее 20-30А
- Напряжение катушки 12В
- Количество и тип контактов (обычно 4)
- Клеммы под провод сечением до 2,5 мм2
Предпочтительнее монтажные реле с готовыми колодками. Удобно использовать схемы с нормально-разомкнутыми контактами.
Тестирование системы автосигнализации после установки
После монтажа клаксона с реле нужно выполнить тест:
- Проверить отсутствие короткого замыкания
- Убедиться в надежности контактов
- Измерить напряжение на клеммах сигнала
- Оценить громкость и качество звучания
- Убедиться в отсутствии посторонних шумов
Тестирование поможет выявить и устранить возможные дефекты системы до начала эксплуатации.
Правила эксплуатации и периодического обслуживания автомобильного сигнала
- Не включать без необходимости
- Следить за надежностью контактов
- Периодически очищать контакты
- Своевременно менять перегоревшие предохранители
- Проверять крепление сигнала и реле
Соблюдение этих простых правил значительно продлит срок службы системы автосигнализации.