Майевтика в философии Сократа: путь к истине
Майевтика - уникальный метод ведения диалога, созданный древнегреческим философом Сократом. Благодаря майевтике человек может прийти к истинным знаниям, заложенным в нем изначально. Как Сократ использовал этот метод и что он означал для философии того времени?
Сократ и его время
Сократ родился в 469 году до н.э. в Афинах. Его отец Софрониск был камнетесом, то есть ваятелем каменных изваяний. Мать Сократа Фенарета занималась повивальным искусством и помогала роженицам при появлении детей на свет.
Сократ жил в эпоху Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой, которая длилась с 431 по 404 год до н.э. Афины в это время переживали политический и экономический кризис. Власть была сосредоточена в руках демократического правительства, однако после военного поражения к власти пришла группировка Тридцати тиранов.
Сократ участвовал в Пелопоннесской войне в качестве гоплита - тяжеловооруженного пехотинца. Он принимал участие в сражениях при Потидее, Амфиполе и Делии, проявив себя храбрым воином. Однако в политической жизни Афин Сократ активного участия не принимал.
У Сократа была жена Ксантиппа и три сына. Несмотря на это, бо́льшую часть времени Сократ посвящал философским беседам со своими учениками и последователями на площадях и в общественных местах Афин. Он вел аскетичный образ жизни и обладал выдающейся силой воли.
К Сократу по-разному относились его современники. Одни восхищались его интеллектом и мудростью, другие считали опасным вольнодумцем, подрывающим устои общества. Это противоречивое отношение в конечном итоге привело Сократа к смерти - он был приговорен афинским судом к выпиванию яда.
Философские взгляды Сократа
Сократ считал, что подлинная мудрость заключается в понимании собственного незнания. Отсюда его знаменитое высказывание: «Я знаю, что ничего не знаю». Другой важный принцип Сократа - «Познай самого себя». Философия Сократа была сосредоточена на постижении человеческой природы.
В гносеологии, учении о познании, Сократ исходил из идеи о том, что подлинное знание уже содержится в душе каждого человека. Вся задача состоит в том, чтобы «вспомнить» эти врожденные знания. Сократ сравнивал души людей с путешественниками, некогда побывавшими в мире идей и всеведения.
В этике Сократ развивал концепцию этического интеллектуализма - по его мнению, добродетель есть знание. Тот, кто обладает истинным знанием о добре и зле, будет неизменно поступать справедливо и благородно.
Основным методом Сократа была диалектика - искусство вести философский диалог, в ходе которого рождается истина. Частным случаем диалектического метода Сократа была майевтика .
Майевтика в переводе с древнегреческого означает "повивальное искусство". Этот термин Сократ позаимствовал из профессии своей матери Фенареты, которая была повитухой.
Суть майевтики заключалась в том, что Сократ с помощью наводящих вопросов как бы "выводил на свет" скрытые в собеседнике знания. Платон подробно описывал, как Сократ вел такие диалоги. Сначала он заставлял оппонента согласиться с каким-то общим тезисом, затем последовательными вопросами подводил его к противоречию, и, наконец, помогал сделать правильные выводы.
В своих диалогах Сократ всегда выступал с позиции человека, который сам ничего не знает и лишь помогает собеседнику "родить" истину. Эта ироничная скромность резко контрастировала с напыщенностью софистов - странствующих учителей мудрости, с которыми Сократ активно полемизировал.
Майевтический метод Сократа оказал огромное влияние на развитие философии. Он дал толчок к поиску объективных критериев истины в противовес софистической риторике.
Уже в древности Сократ приобрел славу мудрейшего из философов. Его идеи легли в основу философских школ киников, мегариков и киренаиков. Особенно сильно майевтика повлияла на Платона, который считал Сократа своим учителем.
Применение майевтики Сократом
Сократ широко применял метод майевтики в своих философских беседах и диспутах. Особенно ярко эта методика представлена в диалогах Платона.
Например, в диалоге «Менон» Сократ последовательными вопросами подводит своего собеседника Менона к пониманию того, что добродетель есть знание, которое приносит пользу.
В «Горгии» Сократ доказывает, что только философия, а не красноречие может привести человека к познанию добра.
Особенно ярко майевтика показана в диалоге «Теэтет», где античный философ назвавший свой диалектический метод майевтикой Сократ беседует с юным Теэтетом о природе знания.
Суть метода майевтики
Майевтика Сократа означает не что иное , как искусство извлекать скрытое знание из глубин человеческой души. Сократ сравнивал себя с повитухой, помогающей «разрешиться от бремени» не женщине, а мужчине, который рождает не ребенка, а мысль.
При этом Сократ подчеркивал, что сам он знаний не дает, а лишь помогает другому их обнаружить. В этом и заключалась майевтика в философии кратко - не передача готовых истин, а извлечение скрытого знания через диалог.
Античный контекст майевтики
Майевтический метод Сократа был революционным явлением для античной философии. До него философы Пифагор и Гераклит утверждали свои догматические воззрения.
Сократ же отвергал навязывание истины, считая, что подлинное знание может быть только индивидуальным «открытием» каждого в диалоге. Это кардинально изменило ракурс философии.
Оппоненты назвавшего майевтику
У метода майевтики было немало противников среди современников назвавшего его Сократа.
В комедии Аристофана «Облака» Сократ выведен как софист, обучающий за деньги криводушию. Так в обществе воспринималась майевтика.
Позднее Сократа обвинили в безбожии и развращении молодежи. Майевтику расценили как подрыв традиционных ценностей. Это и привело философа к казни.
Наследие иного метода
Несмотря на критику, майевтика Сократа оказала огромное влияние на развитие философии. Она навсегда изменила представление о познании как процессе не передачи готовых истин, а диалога и самопостижения.
Ученик Сократа Платон развил майевтику в своей теории припоминания, согласно которой душа обладает врожденным знанием об идеях, которое нужно лишь актуализировать.
Таким образом, майевтика положила начало пониманию того, что истина не догма, а результат живого диалогичного поиска каждым в самом себе. Это наследие Сократа актуально и сегодня.