Финансовый год и плановый период - это что такое?

Каждый год бюджет государства и регионов утверждается на предстоящий финансовый год. Но что такое финансовый год и почему он не совпадает с календарным? Давайте разберемся!

Определение основных понятий

Финансовый год в России начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Это период, на который утверждается бюджет и в течение которого он исполняется.

Плановый период - это два года, следующие за очередным финансовым годом. Таким образом, бюджет утверждается сразу на 3 года: очередной финансовый год и два года планового периода.

Бюджетный процесс включает несколько этапов: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета в течение финансового года, подготовка отчета об исполнении. Таким образом, финансовый год и плановый период тесно связаны с этапами бюджетного процесса.

Роль финансового года в бюджетном процессе

Основное предназначение финансового года - это обозначение периода, в течение которого действует утвержденный бюджет. Финансовый год начинается с момента вступления в силу закона о бюджете и заканчивается 31 декабря.

Бюджет на очередной финансовый год утверждается законодательным органом власти (Госдумой, региональным парламентом, муниципальным советом) в форме закона или решения до начала соответствующего финансового года.

В течение финансового года в утвержденный бюджет могут вноситься изменения. Это происходит в форме закона о внесении изменений в закон о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

После окончания финансового года формируется отчет об исполнении бюджета за этот период. Он проходит аудит и утверждается законодательным органом.

Например, бюджет 2022 года был утвержден в конце 2021 года, исполнялся в течение 2022 года, а отчет об исполнении будет рассмотрен в 2023 году.

Роль планового периода в бюджетном процессе

Плановый период служит инструментом среднесрочного бюджетного планирования. Когда законодательный орган утверждает бюджет, он одновременно утверждает основные параметры бюджета и на 2 года планового периода.

Эти показатели носят прогнозный характер и могут уточняться. Например, в 2022 году были утверждены показатели на 2023-2024 годы, которые будут скорректированы при утверждении бюджета на 2023 год.

Планирование бюджета на 3-летний срок позволяет более рационально подойти к распределению расходов между текущими нуждами и долгосрочными приоритетами.

Вместе с тем прогноз на 3 года неизбежно будет менее точным, чем план на следующий год. Поэтому показатели второго и третьего года носят оценочный характер.

Особенности первого года планового периода

Первый год планового периода фактически является очередным финансовым годом. Хотя формально он входит в плановый период, показатели на этот год прописываются более детально и часто используются при составлении проекта бюджета на следующий год.

Планирование расходов и доходов на первый год осуществляется с большей точностью по сравнению со вторым и третьим годом. Это связано с тем, что экономические и социальные параметры можно прогнозировать с меньшей погрешностью на ближайший год.

При подготовке очередного бюджета показатели по доходам и расходам первого года планового периода часто корректируются с учетом обновленного прогноза. Таким образом, они становятся основой для формирования бюджета на предстоящий финансовый год.

В то же время планирование бюджета сразу на 3 года неизбежно приводит к неточностям. Например, расходы, запланированные на первый год, могут быть не выполнены в полном объеме. Тогда их приходится переносить на следующий бюджетный цикл.

Практическое применение при планировании расходов

При планировании расходов в бюджете необходимо разделять бюджетные ассигнования на текущий финансовый год и плановый период.

К примеру, если регион берет обязательства по строительству школы за 2 года, то выделение средств должно быть распределено:

  • в 2023 году - 50% стоимости проекта,
  • в 2024 году - оставшиеся 50%.

Аналогично при формировании лимитов бюджетных обязательств для подведомственных учреждений главный распорядитель средств должен четко определить долю ассигнований на текущий год и плановый период.

Это позволит избежать проблем с недофинансированием начатых проектов и необоснованным увеличением объема принимаемых обязательств.

Особенности при планировании доходов

Прогнозирование доходов бюджета на 3-летний срок сопряжено с определенными сложностями.

Неопределенность экономической ситуации приводит к тому, что реальные поступления по налогам и сборам могут отличаться от запланированных показателей.

Поэтому при планировании доходов на плановый период следует закладывать некоторый резерв и предусматривать возможную корректировку прогнозных показателей.

Опыт зарубежных стран

В мире существуют разные подходы к определению бюджетного периода.

В одних странах используется 1-летний бюджетный цикл (например, в США). В других бюджет формируется на 2, 3 или даже 5 лет (Франция, Австралия).

Многолетнее планирование позволяет проводить более взвешенную бюджетную политику. Однако это требует точного прогнозирования на длительный срок.

Перспективы совершенствования подходов к планированию

В России периодически поднимается вопрос об изменении продолжительности бюджетного цикла. Предлагается как сокращение до 2 лет, так и увеличение до 5-6 лет.

Однако пока 3-летний вариант представляется оптимальным. Это позволяет реализовать среднесрочное планирование, не теряя гибкости и оперативности.

Вместе с тем можно рассмотреть варианты повышения точности планирования на весь 3-летний срок. Например, введение скользящего бюджетного прогноза с ежегодной корректировкой показателей.

Практические рекомендации по планированию

Исходя из особенностей бюджетного процесса, можно дать следующие рекомендации:

  • Распределять расходы с учетом приоритетов и возможностей финансирования в каждом году.
  • Предусматривать резерв средств на плановый период для реализации новых решений.
  • Проводить ежегодную корректировку прогнозных показателей с учетом текущей ситуации.

Это позволит повысить эффективность и сбалансированность бюджетных расходов на среднесрочную перспективу.

Важность среднесрочного бюджетного планирования

Несмотря на сложности прогнозирования, планирование бюджета на 3-летний срок имеет большое значение.

Оно дает возможность проводить взвешенную бюджетную политику, более равномерно распределять нагрузку между текущими и инвестиционными расходами.

Кроме того, среднесрочное планирование повышает устойчивость бюджетной системы, делая ее менее зависимой от волатильности экономических параметров.

Вызовы при планировании в условиях неопределенности

Главная проблема, с которой сталкиваются составители бюджетного прогноза, - это высокая степень неопределенности.

Изменчивость внешних и внутренних факторов затрудняет достоверное прогнозирование на 3-летний период. Это неизбежно сказывается на качестве планирования.

Для минимизации рисков необходим постоянный мониторинг ситуации и оперативная корректировка параметров бюджета при изменении условий.

Комментарии