Ремонт авто своими руками: замена сальника коленвала
Если в машине обнаруживается утечка масла, и происходит она через сальники в коленчатом вале, прежде всего следует сделать следующее:
- изучить систему вентиляции картера на предмет засора;
- проверить, нет ли пережима шлангов кратерной вентиляционной системы;
- устранить обнаруженные неисправности.
Но бывает, что принятые меры оказываются недостаточными. Тогда необходима замена сальника коленвала.
Основная примета, указывающая на обязательность замены – когда масло начинает перетекать уже через кромку сальника. Вращающийся шкив коленвала разбрызгивает его в разные стороны, пачкая и промасливая практически всю переднюю часть двигателя, а также ремень на приводе у газораспределительного механизма. Конечно, замена сальника – дело не самое сложное, но требующее некоторой сноровки и соответствующих инструментов.
Порядок работы
У коленчатого вала есть сальник как передний, так и задний. Их снятие и замена происходит в определённой последовательности. Так, замена переднего сальника коленвала состоит в следующем:
- от «минусовой» клеммы на аккумуляторе отсоединяется провод;
- положение поршня в первом цилиндре устанавливается в ВМТ сжатия такта;
- на газораспределительном механизме снимается приводной ремень;
- на коленвале снимается зубчатый шкив, а следом и дистанционное кольцо;
- далее следует гнездо масляного насоса. Из него при помощи отвёртки сальник и извлекается;
- замена сальника коленвала производится аккуратно и с должным вниманием.
Следует хорошо осмотреть его рабочие края. Кромка обязана быть ровненькой, на поверхности не должны быть вмятины, вырванные места или излишние утолщения резины, наплывы (заводской брак). Необходимо проследить, чтобы на сальнике пружина оказалась в нормальном, не растянутом состоянии, без повреждений:
- перед установкой рабочая кромка смазывается моторным маслом;
- сальник вновь устанавливается внутри гнезда, затем его рабочую кромку следует заправить аккуратно на его же место коленвала, помогая себе отвёрткой или палочкой, только чтобы не повредить резину, сальник должен «запрессоваться» до конца, до упора (сделать это можно, подобрав подходящую оправку);
- вернуть на место все снятые ранее детали механизма, естественно, в обратном снятию порядке;
- завершается замена сальника коленвала регулировкой натяжения приводных ремней у генератора и кондиционерного компрессора, также следует отрегулировать насос на гидроусилителе рулевого управления.
Дополнительная информация
У сцепления диски могут замасливаться в том случае, если течёт сальник у первичного вала на коробке передач или задний сальник у коленвала. Классифицировать это можно по запаху масел – запах моторного отличается от трансмиссионного. Опытный водитель или механик разграничивает их без труда. И тогда определяет, у какого именно сальника дефект. Ещё одна маленькая хитрость: в обычную лужу, если нет под рукой другой ёмкости для воды, капнуть протекающего масла. Трансмиссионное расползётся по всей водной поверхности, образовав радужную плёнку. Моторное же так и останется в виде капли, напоминающей зёрнышко.
И ещё раз о вентиляционной системе в картере. Замена сальника коленвала не поможет, если чистота системы нарушена. Её засорение ведёт к повышению давления картерных газов. И масло начинает протекать, даже если передний сальник в полном порядке.
Теперь об инструментах. Голыми руками произвести все нужные работы не получится, равно как и одной отвёрткой. Для ремонтно-восстановительных работ автомеханику или водителю могут понадобиться ключи на «10», на «36», особый ключ, предназначенный специально для подкрутки гайки у крепления на коленвальном шкиве, про отвёртку уже упоминалось. Хорошо, если в комплекте инструментов найдется бородок, монтажная лопатка и молоток – они тоже будут задействованы в процессе.