Реле стартера ВАЗ 2106: где находится, возможные неполадки

Реле стартера - один из ключевых компонентов системы запуска двигателя автомобиля. От бесперебойной работы этого небольшого устройства напрямую зависит, сможет ли водитель завести свой автомобиль или он откажет в самый неподходящий момент.

Назначение и принцип работы реле стартера ВАЗ 2106

Реле стартера выполняет важную функцию - подает питание от аккумулятора на стартер при включении зажигания. Благодаря реле происходит кратковременное замыкание мощной цепи стартера током до 300 А.

По конструкции реле стартера представляет собой электромагнитный переключатель. Он состоит из катушки, сердечника, подвижного якоря и контактной группы. При подаче тока на обмотку катушки возникает магнитное поле, которое притягивает якорь к сердечнику. Это приводит к замыканию контактов и прохождению тока через обмотки стартера.

Особенность реле стартера ВАЗ 2106 - использование шунтовой обмотки в катушке. Это позволяет прерывать ток стартера через 15-20 секунд после запуска двигателя, когда якорь размыкает контакты.

Месторасположение реле стартера ВАЗ 2106

Реле стартера на ВАЗ 2106 находится в моторном отсеке, обычно на левой стойке кузова рядом с аккумулятором. На разных модификациях 2106 место может немного варьироваться.

Чтобы получить доступ к реле, нужно снять защитный кожух в моторном отсеке. Инструменты для демонтажа: ключ 10 мм, отвертка. Сначала ослабляем болт крепления провода к клемме аккумулятора. Затем откручиваем гайку крепления реле и вынимаем его, отсоединив разъем.

Сборка выполняется в обратной последовательности после замены или ремонта реле стартера.

Возможные неисправности реле стартера ВАЗ 2106

Признаки неисправного реле стартера:

  • Отсутствует характерный щелчок при повороте ключа зажигания
  • При включении стартера слышен скрежет или щелчки, но коленвал двигателя не проворачивается
  • Стартер вообще не реагирует на поворот ключа зажигания

Чтобы проверить реле, можно подключить к клеммам аккумулятора провода от контактов реле - если стартер заработает, значит, неисправно именно реле.

Причиной отказа реле стартера могут стать:

  1. Механические повреждения якоря, контактной группы
  2. Обрыв обмотки катушки, замыкание на корпус
  3. Повреждение изоляции и коррозия контактов
  4. Заедание подвижных частей из-за загрязнения

Для точной диагностики нужно снять и разобрать реле, проверить состояние всех деталей и целостность цепей.

Ремонт реле стартера ВАЗ 2106 своими руками

При наличии необходимых навыков и инструментов можно попытаться отремонтировать реле стартера ВАЗ 2106. Последовательность разборки:

  1. Открутить крепежный винт и снять крышку реле
  2. Извлечь катушку с якорем, не повредив обмотку
  3. Вынуть контактную пластину с подвижными контактами
  4. Проверить состояние всех деталей

Если обнаружены лишь незначительные износы, их можно устранить притиркой контактов наждачной бумагой. При серьезных повреждениях детали лучше заменить.

Сборку реле нужно выполнять в строгой последовательности, следя за правильной сборкой механических и электрических цепей. После ремонта обязательно проверить работоспособность реле на стартере.

Замена реле стартера ВАЗ 2106

Зачастую проще и надежнее заменить старое реле на новое. Можно использовать как оригинальные, так и неоригинальные аналоги от проверенных производителей.

При выборе запчасти нужно обращать внимание на:

  • Соответствие техническим характеристикам реле стартера автомобиля
  • Фирму-производителя, отзывы и рекомендации
  • Надежную упаковку, отсутствие видимых повреждений
  • Наличие гарантии от продавца

Замена реле - быстрая процедура, не требующая специальных навыков. Главное - обеспечить качественное электрическое соединение разъема.

После замены рекомендуется обкатать реле плавными пусками стартера для приработки контактов.

Профилактика поломок реле стартера

Чтобы избежать внезапных отказов реле стартера на ВАЗ 2106, нужно:

  • Следить за чистотой и герметичностью электрических контактов
  • Не допускать попадания воды в зону расположения реле при мойке
  • При появлении шумов в реле сразу заменить его
  • Использовать качественные эксплуатационные материалы

Рекомендуемая периодичность замены реле стартера - каждые 50-80 тысяч км пробега или раз в 3-4 года.

Соблюдение правил эксплуатации автомобиля позволит продлить срок службы реле стартера.

Поиск и устранение неисправностей реле стартера

При возникновении проблем с запуском двигателя из-за неисправного реле стартера, необходимо провести поиск неполадок и их устранение.

Для начала проверяем надежность контактов в разъеме реле и клеммах АКБ - окисление и загрязнение могут привести к плохому контакту.

Затем проверяем целостность предохранителя в цепи питания обмотки реле стартера. Перегоревший предохранитель нужно заменить.

Следующий шаг - проверка обмотки реле на обрыв мультиметром. Также замеряем сопротивление обмотки, которое должно соответствовать паспортному значению.

Причины выхода из строя реле стартера

К типичным причинам отказа реле стартера относятся:

  • Механические повреждения подвижных частей
  • Электрические короткие замыкания обмотки якоря на корпус
  • Обрыв обмотки катушки реле
  • Повышенный износ контактов из-за больших токов
  • Загрязнение и окисление контактных поверхностей

Чтобы определить точную причину, нужно снять и полностью разобрать реле стартера.

Покупка запчастей для ВАЗа

При необходимости замены реле стартера для ВАЗ 2106 потребуется купить это реле и возможно дополнительные запчасти.

Рекомендуется приобретать запчасти только у проверенных поставщиков, имеющих все необходимые сертификаты.

Обязательно нужно убедиться в наличии на реле стартера штрих-кода, защитных голографических наклеек, инструкции производителя.

Кроме реле стартера, часто требуется замена контактной группы, предохранителей, проводов.

Особенности эксплуатации ВАЗа зимой

Эксплуатация автомобиля ВАЗ в зимний период требует особого внимания к состоянию аккумулятора, стартера, реле стартера и других узлов.

Необходимо использовать моторное масло с соответствующей зимней вязкостью. Регулярно проверять степень зарядки АКБ.

После запуска двигателя нужно дать ему прогреться до рабочей температуры. Это снизит нагрузку на узлы при трогании.

Стоит чаще проверять состояние реле стартера и контактных соединений, не допуская коррозии.

Часто задаваемые вопросы

Отвечаем на наиболее популярные вопросы по реле стартера ВАЗ 2106:

  • Можно ли самому заменить реле стартера? Да, замена реле - простая процедура.
  • Как часто менять реле стартера? Рекомендованная периодичность - раз в 3-4 года.
  • Почему горит предохранитель реле стартера? Из-за короткого замыкания в обмотке реле или проводке.
  • Как проверить исправность реле? Путем прямого подключения к АКБ или тестером.

Особенности ремонта реле стартера ВАЗ

Ремонт реле стартера на автомобилях ВАЗ имеет ряд особенностей:

  • Разборку реле лучше производить на специальном стенде, исключающем потерю мелких деталей
  • Детали реле стартера ВАЗ не взаимозаменяемы с другими моделями, подбирать нужно строго по каталогу
  • При сборке важно точно выставить зазор между якорем и катушкой в пределах 0,25-0,4 мм
  • Необходимо использовать смазки на основе молибдена для трущихся поверхностей
  • После сборки обязательно проверить ремонтированное реле на стенде или на автомобиле

При соблюдении всех нюансов можно качественно отремонтировать реле стартера ВАЗ в домашних условиях и продлить его срок службы.

Поиск неисправностей электрооборудования

При возникновении проблем с электрикой на ВАЗ нужно провести поиск неисправностей:

  1. Проверить АКБ, если напряжение ниже 12В - зарядить или заменить
  2. Проверить предохранители в цепях питания, заменить перегоревшие
  3. Измерить сопротивление обмоток реле, стартера, генератора
  4. Проверить контакты разъемов, прочистить и подтянуть ослабленные
  5. При отсутствии видимых неисправностей поменять подозрительный узел

Поиск неисправностей требует аккуратности, терпения и системного подхода. При грамотной диагностике можно быстро найти и устранить поломку.

Рекомендации по выбору реле стартера

При выборе реле стартера для ВАЗа рекомендуется:

  • Ориентироваться на проверенных производителей
  • Выбирать модели соответствующие характеристикам автомобиля
  • Отдавать предпочтение реле с увеличенным ресурсом контактов
  • Учитывать комплектацию - наличие резинового уплотнителя, крепежа
  • Проверять наличие инструкции, гарантии, упаковки

Правильный выбор реле стартера позволит получить надежный узел с длительным сроком службы.

Дополнительное оборудование

Для облегчения обслуживания и ремонта реле стартера ВАЗ может потребоваться дополнительное оборудование:

  • Стенд для проверки и регулировки реле
  • Мультиметр для проверки электрических параметров
  • Комплект отверток, гаечных ключей
  • Съемник подшипников, пружин
  • Набор наждачной бумаги, напильников
  • Смазочные материалы

Наличие необходимых инструментов и приспособлений значительно упрощает ремонт реле стартера и повышает его качество.

Комментарии