Пятипроводная схема управления стрелкой - особенности, принципы и схемы
Пятипроводные схемы управления стрелками широко используются на железных дорогах. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с другими схемами. Давайте разберемся в особенностях, принципах работы и вариантах построения этих схем. Это поможет лучше понять их устройство и роль в системах сигнализации.
1. Назначение и область применения пятипроводных схем управления стрелками
Пятипроводная схема управления стрелкой начала применяться в середине 20 века для управления стрелочными электроприводами переменного тока. До этого использовались в основном двухпроводные схемы для электроприводов постоянного тока. По сравнению с ними пятипроводная схема обладает рядом преимуществ:
- Повышенная защищенность от ошибок дежурного и неисправностей аппаратуры
- Возможность реверса двигателя переменного тока прямо со схемы управления
- Надежный контроль целостности фаз рабочего тока
- Простота реализации централизованного и местного управления
Благодаря этим качествам пятипроводные схемы управления стали основным решением для следующих областей применения:
- Управление стрелочными электроприводами переменного тока на станциях
- Управление централизованными стрелками на перегонах
- Управление стрелками с электродвигателями мощностью до 1,5 кВт
- Маневровая работа на станциях со сложным путевым развитием
Основные типы стрелочных электроприводов, для которых применяют пятипроводные схемы управления: СП-6, СП-12, СП-15, СП-16 и др.
2. Принцип работы пятипроводной схемы управления стрелкой
Пятипроводная схема управления стрелкой состоит из трех основных цепей:
- Управляющей
- Рабочей
- Контрольной
Управляющая цепь служит для передачи команд с пульта управления на пусковые реле, управляющие работой электропривода стрелки. Она проверяет выполнение условий безопасности:
- Свободность стрелочного участка
- Отсутствие занятости стрелки враждебным маршрутом
- Готовность к местному или дистанционному управлению
Рабочая цепь осуществляет непосредственное подключение электродвигателя привода к источнику питания для перевода стрелки. В ней установлены контакторы и автоматические выключатели.
Контрольная цепь служит для непрерывной индикации положения стрелки и ее остряков. В цепи используются контакты автопереключателя и блок-контакты в приводе.
Перевод стрелки с пульта управления осуществляется нажатием соответствующей кнопки. Происходит проверка условий безопасности в управляющей цепи. При их выполнении подается питание на обмотки пусковых реле, замыкается рабочая цепь, и электродвигатель начинает переводить стрелку.
Реверсирование электродвигателя привода обеспечивается специальной схемой переключения фаз, управляемой контактами поляризованного реле.
В аварийных режимах (обрыв фазы, заклинивание) срабатывают защитные устройства, размыкающие рабочую цепь и останавливающие двигатель.
3. Устройства в составе пятипроводной схемы управления
Основными элементами пятипроводной схемы управления стрелкой являются:
- Пусковые и контрольные реле
- Автопереключатели
- Блоки питания
- Защитные устройства
- Коммутационная аппаратура
- Контрольно-измерительные приборы
Пусковые реле служат для подачи и снятия напряжения с обмоток контакторов в рабочей цепи. Они бывают нейтральными и поляризованными.
Контрольные реле используются для проверки условий безопасности перед переводом стрелки. Например, контроль отсутствия поездов на стрелочном участке.
Автопереключатели служат для реверса двигателя и индикации положения стрелки. Бывают с независимыми и зависимыми контактами.
Блоки питания обеспечивают стабилизированное электропитание всех устройств схемы управления стрелкой.
Защитные устройства (автоматы, предохранители) отключают питание в аварийных режимах для предотвращения выхода из строя оборудования.
Коммутационная аппаратура (контакторы, кнопки, переключатели) осуществляет оперативное управление работой схемы.
Контрольно-измерительные приборы (амперметры, вольтметры) служат для диагностики и мониторинга режимов работы схемы.
4. Способы управления стрелкой в пятипроводных схемах
В пятипроводных схемах управления может использоваться несколько режимов управления стрелками:
- Централизованное управление с пульта ДСП
- Местное управление с маневровой колонки
- Автоматическое управление по заданной программе
- Дистанционное управление по радиоканалу
При централизованном управлении перевод стрелок производится с пульта ДСП. Осуществляется проверка условий безопасности и контроль положения стрелки.
Местное управление применяется при маневровой работе. Перевод стрелок выполняется с маневровой колонки после передачи ее на соответствующий режим.
Автоматическое управление используется для перевода централизованных стрелок по заранее заданному алгоритму.
Дистанционное управление применяется на труднодоступных перегонах. Осуществляется по радиоканалу или через спутник.
Выбор режима управления зависит от особенностей станции и характера работ по переводу стрелок.
5. Варианты пятипроводных схем управления
Существует несколько разновидностей пятипроводных схем управления стрелками:
- Схемы управления одиночными стрелками
- Схемы управления спаренными стрелками
- Схемы управления станционными стрелками
- Схемы управления перегонными стрелками
- Схемы с автовозвратом стрелки
Схемы управления одиночными стрелками являются наиболее простыми. В них используется один электропривод.
Схемы управления спаренными стрелками имеют дополнительные блокировки, исключающие одновременный перевод двух связанных стрелок.
Схемы управления станционными стрелками включают дополнительные проверки свободности стрелочных участков и отсутствия маршрутов.
Схемы управления перегонными стрелками часто имеют функцию автовозврата стрелки в нормальное положение после проследования поезда.
Схемы с автовозвратом после перевода стрелки автоматически возвращают ее в исходное положение через заданное время.
Выбор конкретной разновидности схемы зависит от ее назначения и условий функционирования.
6. Неисправности пятипроводных схем управления
Наиболее распространенными неисправностями пятипроводных схем управления являются:
- Обрыв проводов в цепях управления
- Короткие замыкания в рабочих цепях
- Неисправности пусковых и контрольных реле
- Повреждения автопереключателей
- Сбои в работе блоков питания
Неисправности в управляющей цепи могут привести к отсутствию управляющих воздействий на исполнительные механизмы. Их можно обнаружить проверкой целостности цепей.
Неисправности в рабочей цепи ведут к отказам в переводе стрелки или включению электродвигателя в нештатных режимах. Их диагностируют с помощью измерения параметров цепи.
Неисправности контрольной цепи приводят к ошибкам в индикации положения стрелки. Их находят проверкой показаний датчиков положения.
Для поиска неисправностей используются различные алгоритмы диагностики и специальные тестовые программы.
7. Техническое обслуживание пятипроводных схем управления
Техническое обслуживание пятипроводных схем управления включает:
- Ежесуточный осмотр
- Ежемесячный профилактический осмотр
- Планово-предупредительный ремонт
- Замену вышедших из строя элементов
При ежесуточном осмотре проверяется работоспособность схемы при переводе стрелок в обоих направлениях.
Ежемесячный осмотр включает детальную проверку контактных соединений, изоляции, параметров цепей.
Планово-предупредительный ремонт проводится для очистки и регулировки элементов схемы с заменой изношенных деталей.
Ремонтно-восстановительные работы выполняет электромеханик со специальной квалификацией.
8. Меры безопасности при работе с пятипроводными схемами управления
Основными мерами безопасности при работе с пятипроводными схемами управления являются:
- Применение средств защиты от поражения электрическим током
- Выполнение работ только при снятом напряжении
- Проверка отсутствия напряжения перед началом работ
- Вывешивание плакатов безопасности в местах работ
- Использование инструмента с изолированными рукоятками
К работам допускаются лица, прошедшие инструктаж и имеющие соответствующую квалификационную группу по электробезопасности.
При возникновении аварийных ситуаций необходимо немедленно отключить питание схемы и принять меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
9. Перспективы развития пятипроводных схем управления
Основными направлениями совершенствования пятипроводных схем управления являются:
- Переход на цифровые протоколы управления
- Применение радиоканального дистанционного управления
- Использование интеллектуальных алгоритмов самодиагностики
- Интеграция со спутниковыми навигационными системами
- Увеличение степени автономности и автоматизации схем
Эти инновации позволят повысить надежность и безопасность управления стрелочными переводами, сократить время перевода стрелок и снизить эксплуатационные затраты.
10. Практические рекомендации по применению пятипроводных схем
При проектировании и обслуживании пятипроводных схем управления стрелочными электроприводами рекомендуется:
- Использовать надежные и проверенные компоненты от проверенных производителей
- Предусмотреть резервирование ответственных узлов схемы
- Выполнять расчет токов короткого замыкания при выборе аппаратуры
- Предусмотреть защиту от перенапряжений и импульсных помех
- Проводить регулярные испытания и тестирование схемы
Это позволит обеспечить надежность и долговечность пятипроводных схем управления электроприводами стрелочных переводов в процессе эксплуатации.
11. Особенности эксплуатации пятипроводных схем управления в зимний период
Эксплуатация пятипроводных схем управления стрелочными электроприводами в зимних условиях имеет ряд особенностей:
- Необходимость очистки схем от наледи и снега
- Использование электрообогрева аппаратуры
- Применение контактных материалов, стойких к низким температурам
- Увеличение частоты осмотров и профилактических работ
- Проверка работоспособности схемы при пониженных температурах
Для предотвращения обледенения аппаратуры применяются специальные кожухи, навесы, обогреватели. Используются провода и кабели, рассчитанные на работу при низких температурах.
12. Основные неисправности электроприводов в пятипроводных схемах управления
К типичным неисправностям электроприводов в пятипроводных схемах управления относятся:
- Механические повреждения редуктора или двигателя
- Нарушения контакта в двигателе или автопереключателе
- Обрыв обмоток статора двигателя
- Замыкание на корпус или между фазами в двигателе
- Износ/«зависание» контактов автопереключателя
Диагностика таких неисправностей осуществляется путем внешнего осмотра, измерения сопротивления обмоток, проверки коммутации и снятия рабочих характеристик.
13. Модернизация пятипроводных схем управления
Основными направлениями модернизации пятипроводных схем управления являются:
- Замена электромеханических реле на полупроводниковые
- Внедрение микропроцессорных устройств управления и защиты
- Установка частотно-регулируемых электроприводов
- Переход на цифровые протоколы передачи сигналов
- Применение систем диагностики и интеллектуального управления
Это повышает надежность и быстродействие схем управления электроприводами, расширяет их функциональность, снижает эксплуатационные затраты.
14. Перспективы развития элементной базы пятипроводных схем управления
Основные перспективы развития элементной базы пятипроводных схем управления:
- Применение мощных IGBT-транзисторов в пускорегулирующей аппаратуре
- Использование высокоточных цифровых датчиков положения
- Внедрение быстродействующих микроконтроллеров со встроенными интерфейсами
- Разработка специализированных БИС для систем управления электроприводами
- Создание высоконадежных коммутационных аппаратов на основе вакуумных дугогасительных камер
Это обеспечит повышение технико-экономических показателей и расширение функциональных возможностей пятипроводных схем управления стрелочными электроприводами.
15. Современные тенденции применения пятипроводных схем управления
Современные тенденции применения пятипроводных схем управления:
- Интеграция в автоматизированные системы управления технологическими процессами
- Использование в высокоскоростных электроприводах точного позиционирования
- Унификация схем для различных типов электродвигателей
- Создание бесконтактных схем на полупроводниковых ключах
- Применение в составе частотно-регулируемых электроприводов
Это расширяет области использования пятипроводных схем управления электроприводами и повышает эффективность их работы в составе современных автоматизированных комплексов.