Сайлентблок рессоры для автомобилей марки "Газель"
Автомобили семейства "Газель" популярны в России благодаря надежности и невысокой стоимости. Однако даже эти машины требуют внимания - в частности, периодической замены такого важного элемента подвески, как сайлентблоки рессор. В этой статье мы подробно рассмотрим, как устроены сайлентблоки рессор на "Газели", когда их нужно менять, и как правильно это делать.
Устройство сайлентблоков рессор на "Газели"
Сайлентблок рессоры представляет собой металлорезиновый шарнир, соединяющий элементы подвески автомобиля. Он состоит из двух основных частей:
- Металлическая втулка, выполняющая несущую функцию
- Резиновая прокладка, гасящая вибрации и ударные нагрузки
Втулка и резиновая часть сайлентблока соединены неразрывно друг с другом методом вулканизации. Это необходимо, чтобы исключить взаимные прокручивания деталей и продлить срок службы всей конструкции.
Для изготовления металлических втулок применяются разные материалы. В основном это сталь, иногда - цветные металлы повышенной прочности (алюминиевые или медные сплавы).
Резиновая часть сайлентблока наиболее подвержена разрушению. Она изготавливается из специальных резин на основе полимеров и каучуков. Традиционно для этого используется синтетический каучук на основе бутадиена, обеспечивающий неплохие амортизационные свойства и стойкость к износу.
Существуют и более дорогие, но прочные полимеры, например, полиуретан. Сайлентблоки из таких материалов значительно дороже по стоимости, зато служат дольше в 2-3 раза, чем детали на основе каучука.
Варианты крепления сайлентблоков рессор
Конструктивно сайлентблоки могут крепиться к элементам подвески двумя способами:
- Прессовой посадкой в отверстия хомутов или рычагов. Такая конструкция обычно применяется в передней подвеске.
- Клепкой или сваркой к кронштейнам заднего моста, как правило, в задних рессорах.
Первый вариант установки более технологичен, позволяет быстро и качественно производить замену сайлентблоков. Однако со временем посадочные места в рычагах могут изнашиваться, что приведет к необходимости ремонта или замены дорогостоящих деталей.
Второй вариант менее удобен при разборке, но конструктивно более надежен и долговечен. Кронштейны заднего моста редко требуют замены, к ним легко приварить новые втулки.
Признаки неисправности сайлентблоков рессор
Основные признаки, по которым можно определить необходимость замены сайлентблоков на "Газели":
- Значительное увеличение зазоров и люфтов в элементах подвески
- Появление посторонних стуков и шумов из-под днища на неровностях дороги
- Ускоренный износ шин и других деталей ходовой части (шаровых опор, рулевых тяг, стабилизатора поперечной устойчивости)
Дело в том, что разрушение резиновых элементов сайлентблоков приводит к ослаблению жесткости всей подвески. Ударные нагрузки передаются на смежные узлы неамортизированно, вызывая их ускоренный износ и выход из строя. Поэтому замена сайлентблоков в таких случаях обязательна.
Когда менять сайлентблоки рессор на "Газели"
"Группа ГАЗ" как производитель рекомендует менять сайлентблоки рессор на своих автомобилях через каждые 4-5 лет эксплуатации или 60-80 тысяч километров пробега.
Однако реальные сроки замены могут сильно отличаться. Это зависит от условий эксплуатации "Газели":
- При движении преимущественно по хорошим дорогам сайлентблоки могут прослужить и 10-12 лет
- Интенсивная езда по ухабам, стройкам, бездорожью значительно сокращает срок службы до 1-3 лет
Кроме того, нестандартные рессоры, более жесткая или мягкая подвеска также влияют на износ сайлентблоков.
В любом случае, при появлении характерных признаков неисправности, описанных выше, замену сайлентблоков нужно производить незамедлительно.
Порядок замены сайлентблоков рессор
Для качественной замены сайлентблоков рессор понадобятся следующие инструменты и приспособления:
- Набор торцевых головок
- Молоток
- Зубило
- Напильник
- Съемник сайлентблоков
- Домкрат и подставки для подъема автомобиля
Порядок замены сайлентблоков:
- Поднимаем автомобиль домкратом, устанавливаем подставки под раму
- Отсоединяем для удобства работ приводы колес, рулевые тяги, элементы тормозной системы
- Снимаем старые сайлентблоки с помощью съемника или зубила и молотка
- Очищаем посадочные места от грязи и коррозии
- Устанавливаем новые сайлентблоки и закрепляем их
- Повторяем процедуру для всех точек крепления рессор
- Опускаем автомобиль, присоединяем снятые узлы
После замены обязательно нужно отрегулировать углы установки колес и проверить люфты в шаровых опорах.