Турбо ВАЗ 2109: модернизация легендарного автомобиля
ВАЗ 2109 выпускается с 1988 года и по праву считается легендарной моделью. Этот автомобиль и сейчас можно встретить на дорогах СНГ. Однако со временем технические характеристики "девятки" устарели, и многие автолюбители ищут способы модернизации. Один из вариантов - установка турбонаддува.
История и особенности ВАЗ 2109
Первый ВАЗ 2109 сошел с конвейера Волжского автозавода в 1988 году. Модель сразу же приобрела популярность благодаря своему современному дизайну. В то время "девятка" выгодно отличалась от других "Жигулей" обтекаемыми формами кузова.
ВАЗ 2109 - первая переднеприводная модель в семействе "Жигулей". До этого выпускались только заднеприводные автомобили.
Основные технические характеристики ВАЗ 2109 следующие:
- Двигатель - карбюраторный, рабочим объемом 1,5 литра
- Мощность - 78 л.с.
- Крутящий момент - 125 Нм
- Разгон до 100 км/ч - 14,8 секунды
- Максимальная скорость - 160 км/ч
По сравнению с другими "Жигулями", в 2109 использовался несколько более мощный двигатель и чуть большая максимальная скорость. Но в целом, даже в год выпуска эти показатели нельзя было назвать впечатляющими.
Многие владельцы "девяток" не устраивает скромная отдача 78 "лошадей" и ищут способы форсирования своего "железного коня". Рассмотрим основные варианты.
Тюнинг карбюратора
Простой и дешевый способ - тюнинг или замена карбюратора. Можно как увеличивать производительность штатного узла, так и ставить более производительные карбюраторы от других моделей. Но в любом случае прирост мощности будет небольшим, скорее за счет более "обогащенной" топливной смеси.
Установка компрессора
Еще один распространенный вариант форсирования - установка нагнетателя воздуха. Компрессор увеличивает плотность воздушной смеси, подаваемой в цилиндры. Однако реализовать такой вариант непросто - необходимо полностью переделывать впускную систему. В то же время заметного выигрыша по мощности можно не добиться.
Турбонаддув
Наиболее радикальный и одновременно эффективный метод - установка на ВАЗ 2109 турбокомпрессора. Принцип работы турбины основан на использовании энергии выхлопных газов. Вращающееся колесо приводит в действие компрессор, нагнетающий воздух во впускной коллектор.
Существует два типа турбонаддува:
- Одноступенчатый, когда весь сжатый воздух сразу попадает в цилиндры
- Двухступенчатый с промежуточным охлаждением, что позволяет повысить степень сжатия и эффективность
Турбированный ВАЗ 2109 способен развивать около 150 л.с., что почти вдвое выше стоковых показателей.
Турбокомплекты для ВАЗ 2109
Производителей турбин для ВАЗ достаточно много. Наиболее популярны Garrett, Holset, IHI. Для "девятки" чаще всего используют универсальные комплекты, работающие при невысоком давлении наддува.
В комплект турбины обычно входят:
- Сам турбокомпрессор
- Всасывающий и выхлопной патрубки
- Маслопроводы с фильтрами
- Крепеж и прокладки
Средняя цена такого комплекта составляет 15-25 тыс. рублей. Варьируется в зависимости от производителя и типа турбины.
Даже самый простой турбокомплект требует достаточно сложной и трудоемкой установки. Рассмотрим основные моменты.
Возможно ли самостоятельно
Теоретически собрать турбированный двигатель в домашних условиях можно. Но для этого нужно обладать опытом и знаниями по механике и тюнингу. А также иметь необходимый инструмент и оборудование.
Поэтому лучше доверить такую ответственную операцию опытному мастеру из специализированной мастерской.
Рекомендации по выбору специалиста
При выборе мастерской обращайте внимание на следующие моменты:
- Наличие собственной производственной базы и оборудования
- Положительные отзывы реальных клиентов
- Примеры выполненных работ по турбированию двигателей
Не стоит ориентироваться только на цену услуги, так как дешевый вариант может обернуться проблемами в дальнейшем.
Этапы установки турбины
- Демонтаж штатных деталей впускного коллектора
- Установка турбокомпрессора с подводом масляных магистралей
- Монтаж выхлопной турбины и патрубков
- Подключение всасывающего патрубка с воздушным фильтром
- Установка датчиков и контроллера управления турбиной
- Запуск и тестирование работы турбонаддува
Помимо самого турбокомплекта необходима доработка многих систем автомобиля.
Управление турбированным автомобилем требует соблюдения ряда особенностей эксплуатации.
Требования к двигателю
Для надежной работы турбонаддува двигатель должен быть в идеальном техническом состоянии. Обязательно:
- Замена масла на синтетику
- Установка усиленной масляной помпы
- Проверка состояния поршней и клапанов
Особенности вождения
Из-за увеличенной нагрузки у турбомотора происходит более интенсивный нагрев и охлаждение. Поэтому после длительного движения на высоких оборотах необходимо дать ему несколько минут поработать на холостых для остывания турбины.
Профилактика и обслуживание
Регулярно необходимо:
- Менять масло чаще, чем на обычном двигателе
- Проверять давление масла
- Очищать и продувать воздушные фильтры
Несоблюдение этих простых рекомендаций может привести к выходу турбины из строя.
Результат модернизации ВАЗ 2109 турбонаддувом
После установки турбокомплекта и необходимой доработки автомобиля можно оценить реальный эффект от проведенной модернизации.
Как уже отмечалось, турбо ВАЗ 2109 после тюнинга способен развивать порядка 150 л.с. Это почти вдвое больше заводских 78 л.с. Крутящий момент турбированного мотора может достигать 180 Нм.
За счет увеличения мощности турбо ВАЗ 2109 становится более динамичным автомобилем. Время разгона с 0 до 100 км/ч сокращается примерно до 10 секунд. Максимальная скорость возрастает до 190 км/ч.
К сожалению, форсированный мотор более "прожорлив" в сравнении со штатным ВАЗ 2109. Расход топлива при активной езде может возрасти на 2-3 литра на 100 км.
Выгода от турбо кита ВАЗ 2109 8 клапанов
Главная выгода от установки турбо кита на ВАЗ 2109 - значительное улучшение динамики и максимальной скорости. Однако есть и обратная сторона.
Стоимость самого турбокомплекта составляет 15-25 тысяч рублей. К этому необходимо добавить расходы на установку (от 10 тысяч) и доработку автомобиля. Получается сумма порядка 40-50 тысяч.
Если не соблюдать правила эксплуатации турбомотора, есть вероятность преждевременного выхода из строя двигателя или самого турбокомпрессора.
Более доступный и безопасный способ форсирования - турбо карбюратор на ВАЗ 2109. При грамотной доработке карбюратора можно получить прирост мощности в 10-15%.
Кому подходит турбонаддув ВАЗ 2109
Итак, турбо ВАЗ 2109 - вариант в первую очередь для настоящих автолюбителей, готовых потратить немалые средства ради форсирования своего "железного коня". К покупке турбокита имеет смысл прибегать, если:
- Вас не устраивают штатные характеристики автомобиля
- Вы готовы соблюдать особенности эксплуатации турбомотора
- У вас есть запас средств на тюнинг и возможные поломки
В остальных случаях лучше ограничиться более простыми и дешевыми вариантами форсирования.