Культура эпохи Возрождения: музыка и живопись

Культура эпохи Возрождения была присуща Центральной и Западной Европе во временной промежуток между 14 и 16 веком. В этот период картина мира изменилась весьма радикально: в ней нашел свое место гуманизм. Основана культура эпохи Возрождения была на античности. Именно из-за того, что этой эпохе было свойственно возрождать традиции античного мира, она и была названа эпохой Возрождения или Ренессансом.

Еще в 13 веке искусству не было свойственно изображать человека вообще (человеческий образ использовался только при написании икон), оно изображало лишь отношение человека к Богу, и то в абстрактных формах. Архитектуре же того времени была свойственна готичность и бесплотность.

Но уже в начале 14-го века искусство начинает радикально меняться: Н. Пизано меняет стиль архитектуры, а художник Джотто ди Бондоне начинает писать совершенно новые по стилю картины: трехмерные, более живые, жизнерадостные, реалистичные, с четко прописанными объектами обстановки.

К концу 15-го века культура эпохи Возрождения достигает своего расцвета: множество художников работают в новом стиле, используя перспективу, пытаясь изобразить "идеального человека". В архитектуре же полностью перестает использоваться готический стиль - ему на смену приходит классический, основой которого является пропорциональность и равновесие.

Если говорить непосредственно о живописи, то следует сказать, что художественная культура эпохи Возрождения разделена на несколько периодов: Раннее, Высокое, Позднее и Северное Возрождение.

Классическим примером художественной культуры Раннего Возрождения являются картины Сандро Баттичели. Такие полотна, как "Рождение Венеры", "Оплакивание Христа" и "Весна", не только сделали имя художника бессмертным, но и стали одной из первых удачных попыток изобразить красоту человеческого тела.

Для Высокого Возрождения свойственно изображение гармоничной и свободной личности, этакого идеала. Одним из самых выдающихся художников того времени был Леонардо да Винчи - именно с его именем у многих ассоциируется культура эпохи Возрождения.

Гениальный художник, музыкант, архитектор, анатом, скульптор, инженер, поэт, провидец - все это можно сказать о нем. Многие его зарисованные, но не осуществленные изобретения используются в современном мире, а загадочная Мона Лиза по сей день будоражит воображение многих.

Для Позднего Возрождения характерен маньеризм, не затронувший лишь Венецию. Этот период можно назвать периодом упадка культуры.

Северное же Возрождение родственно искусству поздней готики. Наиболее выдающимися художниками этого периода были следующие: Бальдунг Ханс, Иероним Босх, Ханс Хольбейн, Питер Брейгель и Ян Ван Эйк.

Музыкальная культура эпохи Возрождения одновременно и родственна искусству Средневековья, и отлична от него. В Италии в эпоху Ренессанса ведущее место все еще принадлежит церковному песнопению, но уже начинает развиваться многоголосное пение, позволившее усложнить музыкальные произведения, сделать их более эмоциональными и необычными.

Нидерланды смогли значительно развить свои музыкальные традиции, образовав полифоническую школу. Примечательна она была тем, что обучала юных музыкантов не только нидерландским, но и английским, французским и итальянским традициям.

Во Франции уделяли внимание музыке не только в форме церковных песнопений, но и в форме многоголосной светской песни, названной шансоном.

В Риме, как и в Нидерландах, была основана полифоническая школа. Особенностью римской музыкальной традиции стала сложная музыка и четкий, ясный текст.

В Венеции композиции были необыкновенно пышными и роскошными, а в Англии небывалую популярность приобрели небольшие домашние музыкальные сочинения.

Комментарии