Двигатель Д-36: история создания и особенности конструкции

Двигатель Д-36 является выдающимся достижением отечественного авиадвигателестроения. Этот турбовентиляторный двигатель большой степени двухконтурности создавался для пассажирских и транспортных самолетов.

Предпосылки создания турбовентиляторного двигателя Д-36

В начале 1970-х годов перед конструкторами стояла задача создать высокоэкономичный двигатель для нового поколения пассажирских самолетов. Для этого нужно было применить прогрессивную схему турбовентиляторного двигателя (ТВД) с высокой степенью двухконтурности.

Двигатель Д-36 оказался настолько удачным, что нашел применение сразу на нескольких летательных аппаратах. Он поднимает в небо такие известные во всем мире самолеты, как пассажирский Як-42, транспортный Ан-72, на котором установлены десятки мировых рекордов, а также многоцелевой Ан-74.

При создании двигателя Д-36 впервые в отечественной практике применили:

  • большую степень двухконтурности;
  • высокую температуру газа перед турбиной;
  • высокую степень повышения давления в компрессоре;
  • трехвальную схему;
  • широкое применение титана и модульную конструкцию.

Это позволило существенно повысить экономичность, надежность и ресурс работы двигателя.

Турбина двигателя

Основные технические характеристики двигателя Д-36

Двигатель Д-36 имеет следующие описания параметров на взлетном и крейсерском режимах:

Тяга, кН 11300 (взлетный режим) 3000 (крейсерский режим)
Удельный расход топлива, кг/(Н*ч) 0,71 0,58

Принцип работы авиационного двигателя Д-36 основан на термодинамическом цикле со сжатием воздуха в трехкаскадном компрессоре, подачей топлива и сгоранием в камере сгорания, расширением газов в трехкаскадной турбине.

Конструкция двигателя Д-36

Двигатель Д-36 выполнен по трехвальной схеме, в его конструкцию входят следующие основные компоненты:

  1. Компрессор: трехкаскадный, состоит из вентилятора, компрессора среднего давления и компрессора высокого давления;
  2. Камера сгорания кольцевого типа;
  3. Топливная система с форсунками;
  4. Трехкаскадная турбина, состоящая из турбины высокого, среднего и низкого давления;
  5. Системы смазки, управления и контроля рабочих параметров.

Рассмотрим подробнее конструкцию отдельных компонентов этого двигателя.

Осмотр двигателя

Компрессор двигателя Д-36

Компрессор двигателя осевой, трехкаскадный. Первый каскад - сверхзвуковой вентилятор, создающий основную часть тяги. За ним следует 6-ступенчатый компрессор среднего давления и 7-ступенчатый компрессор высокого давления.

В конструкции компрессора реализован ряд технических решений:

  • Широкое применение титановых сплавов в роторных и статорных лопатках;
  • Использование систем регулирования и защиты для повышения устойчивости работы;
  • Применение подшипников скольжения и качения;
  • Модульная компоновка отдельных секций компрессора.

Это позволило получить высокие параметры компрессора по давлению и расходу воздуха на входе в камеру сгорания.

Камера сгорания двигателя Д-36

Камера сгорания двигателя Д-36 кольцевого типа, прямоточная. Она предназначена для преобразования химической энергии топлива в тепловую и подвода тепла к рабочему телу.

Камера сгорания состоит из корпуса, диффузора, жаровой трубы, 24 одноканальных рабочих форсунок и 2 пусковых воспламенителей. Для обеспечения воспламенения топлива используется система зажигания двигателя 36.

Принцип работы камеры сгорания

Воздух из компрессора высокого давления поступает в диффузор, где снижается его скорость и повышается давление. Затем воздух подается в кольцевой канал между корпусом камеры сгорания и жаровой трубой.

Через форсунки в камеру сгорания впрыскивается топливо, которое испаряется и смешивается с воздухом. Посредством электрических разрядов системы зажигания происходит воспламенение топливовоздушной смеси.

Продукты сгорания топлива нагревают стенки жаровой трубы, отдают часть тепла рабочему телу, и далее експандируют в турбине, совершая полезную работу.

Топливная система двигателя Д-36

Топливная система двигателя Д-36 обеспечивает подачу и распыл топлива в камере сгорания. Она включает в себя:

  • Топливные форсунки;
  • Топливные насосы высокого давления;
  • Топливные фильтры;
  • Трубопроводы и арматуру.

Устройство топливных форсунок

Топливные форсунки двигателя Д-36 - одноконтурные, центробежные. Они предназначены для распыления и впрыска топлива в зону горения.

Конструктивно форсунка состоит из корпуса, соплового аппарата, распылителя, электромагнитного клапана и других деталей. Работа форсунки основана на использовании кинетической энергии топлива.

Принцип работы топливной системы

Топливо из бака поступает в низкопрессурный насос, далее подается в фильтры грубой и тонкой очистки. Затем топливо под высоким давлением подается в форсунки по трубопроводам.

Давление и расход топлива регулируются с помощью дозатора и регулятора, которые управляют производительностью насоса в зависимости от режима работы двигателя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.