Момент затяжки колесных гаек: важные нюансы

Момент затяжки колесных гаек - критически важный параметр, от которого напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. Недостаточно затянутые гайки могут привести к отрыву колеса на ходу, а чрезмерная затяжка грозит повреждением резьбы и другими проблемами.

Значение момента затяжки колесных гаек

Момент затяжки - это величина крутящего усилия, которое прикладывается к гайке или болту при закручивании. Измеряется он обычно в ньютон-метрах (Нм). Каждый автопроизводитель указывает в инструкции по эксплуатации рекомендуемые значения моментов затяжки для конкретной модели.

От правильно подобранного и соблюденного момента затяжки зависит:

  • Безопасность движения - при слабой затяжке возможно самопроизвольное откручивание гаек и потеря колеса;
  • Управляемость автомобиля - из-за плохо закрепленного колеса появляется люфт, вибрация;
  • Срок службы шин и подшипников - неправильная передача нагрузки приводит к их ускоренному износу.

По данным ГИБДД, до 12% ДТП происходит из-за неисправностей колес и шин, к которым относится и ослабление гаек крепления. Типичный пример - откручивание гаек на переднем колесе с выездом автомобиля на встречную полосу и лобовым столкновением.

Подбор правильного крепежа

Крепление колеса к ступице осуществляется с помощью болтов или гаек. Иногда используют комбинацию "гайка-шпилька". В любом случае, элементы крепежа должны:

  • Соответствовать типоразмеру шпилек/отверстий на автомобиле;
  • Качественно центрировать колесо благодаря форме головки/торца;
  • Выдерживать заданные нагрузки, исключая деформации.

Особое внимание стоит уделить резьбовой части - любые повреждения резьбы недопустимы. Такой крепеж подлежит обязательной замене. При установке универсальных дисков и использовании переходных колец также меняется распределение нагрузки на крепеж.

Некачественный или неподходящий крепеж значительно снижает эффект от правильной затяжки гаек. В итоге резьба деформируется, а момент затяжки колесных болтов и гаек теряет всякий смысл.

Поэтому перед установкой колес обязательно убедитесь в пригодности имеющегося крепежа!

Как определить нужный момент затяжки

Чтобы затянуть гайки с необходимым усилием, нужно знать требуемый момент для конкретной модели автомобиля. Есть несколько способов его определить:

  1. Посмотреть в инструкции по эксплуатации автомобиля - здесь обычно приводятся значения моментов для штатных дисков и крепежа;
  2. Воспользоваться универсальной формулой расчета, исходя из параметров установленных колес;
  3. Применить специальный динамометрический ключ, на котором задается нужное усилие.

Для популярных легковых автомобилей значения моментов затяжки гаек обычно лежат в диапазоне от 100 до 200 Нм. Например, для "момент затяжки колесных гаек тойота" составляет 103 Нм, а для "момент затяжки колесных гаек нива" - от 70 до 78 Нм.

Последовательность затяжки колесных гаек

При закручивании нескольких гаек или болтов крепления (а их обычно от 4 до 6) нужно соблюдать определенную последовательность. Затягивание производится перекрестно, по диагонали, а не по кругу.

Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки на все крепежные элементы и исключает перекосы колеса относительно ступицы.

Нарушение порядка затяжки приводит к тому, что при движении происходит самооткручивание ослабленных гаек и деформация отверстий в диске.

Особенности затяжки гаек в нестандартных случаях

В некоторых ситуациях процесс затяжки колесных гаек имеет свои нюансы:

  • При установке антивандальных "секреток" момент нужно выбирать из допустимого для них диапазона;
  • Со ступичными адаптерами и переходными кольцами нагрузка на крепеж выше;
  • У универсальных дисков монтажные отверстия больше -> крепеж работает с бóльшим плечом.

Во всех подобных случаях момент затяжки "колесных" гаек нужно либо уменьшать, либо подбирать более прочный крепеж.

"Какой" момент выбрать для затяжки гаек

Момент затяжки гаек зависит от многих факторов. Главный принцип - "какой" момент подходит именно вашему автомобилю, его колесам и установленному крепежу.

Некоторые общие ориентиры при выборе:

  • Чем больше нагрузка на ось, тем выше нужный момент;
  • Для алюминиевых деталей момент ниже, чем для стальных;
  • Качественный крепеж выдерживает большее усилие.

Самостоятельная затяжка гаек в гаражных условиях

Многие автовладельцы предпочитают самостоятельно обслуживать свои автомобили, в том числе затягивать колесные гайки. Это возможно в домашнем гараже, при условии соблюдения всех правил и рекомендаций.

Подготовка инструментов

Для качественной затяжки гаек понадобятся:

  • Набор торцевых гаечных ключей;
  • Динамометрический ключ;
  • Ключ-шестигранник под болты-секретки (если установлены);
  • Подъемник или домкрат для поднятия автомобиля.

Пошаговая инструкция

Процесс затяжки гаек включает следующие этапы:

  1. Поднять машину и снять колесо;
  2. Очистить отвераге и резьбу гаек от грязи;
  3. Установить колесо и вкрутить гайки от руки;
  4. Затянуть гайки в перекрестном порядке с нужным моментом.

Проверка качества затяжки

Чтобы удостовериться в правильной затяжке гаек, нужно выполнить следующие действия:

  1. Покачать колесо руками - люфт не допускается;
  2. Проехать 50-100 м на низкой скорости, затем проверить момент ключом.

Профессиональная затяжка гаек на СТО

Для качественной затяжки гаек лучше обратиться на специализированную станцию техобслуживания. Что входит в стандартную услугу по затяжке на СТО:

  • Демонтаж и монтаж колеса;
  • Подтяжка гаек пневмогайковертом с контролем момента;
  • Балансировка колеса.

За дополнительную плату могут предложить обработку резьбовых соединений смазкой, нанесение антикоррозионного покрытия.

Профилактическая затяжка гаек

Гайки колес подвергаются постоянной вибрации и механическому воздействию при движении автомобиля. Поэтому даже правильно затянутые изначально, со временем они немного ослабевают. Это может стать причиной нештатных ситуаций при эксплуатации.

Почему происходит самоослабление гаек

К основным причинам постепенного ослабления гаек относят:

  • Выработка и износ контактной поверхности резьбы;
  • Микропластические деформации болтового соединения;
  • Плохая смазка резьбы и большое трение.

Как часто проверять затяжку

Правилами эксплуатации транспортных средств рекомендуется:

  • После первой 1000 км пробега на новом автомобиле;
  • Каждые 10 000 км в процессе эксплуатации;
  • Перед и после длительных поездок;
  • После замены колес или сезонной переустановки шин.

Проверка момента затяжки гаек

Проверить качество затяжки гаек можно с помощью:

  • Динамометрического ключа;
  • Щупа или щели измерительного набора (люфт не допускается);
  • Прокатом автомобиля на низкой скорости - вибрация и стук гаек недопустимы.

В статье подробно рассматриваются все аспекты правильной затяжки колесных гаек - от выбора нужного момента и крепежа до особенностей последовательности закручивания

Комментарии