Тормозная система автомобиля
Существует три основных типа тормозных систем: стояночная, рабочая и запасная. Стояночная тормозная система автомобиля предназначена для удержания машины во время стоянки на одном месте. Рабочая – для остановки авто и снижения скорости. Запасная тормозная система автомобиля является резервной, необходимой в том случае, когда отказывает рабочая. Чаще всего сегодня последняя является обязательной частью тормозной рабочей системы.
Основные составляющие элементы каждой тормозной системы – это тормозной привод и тормозной механизм. Последний создает тормозной момент, который обеспечивает замедление авто. В машиностроении применяются фрикционные механизмы, основанные на использовании силы трения. Внутри колеса размещается тормозной механизм рабочей тормозной системы. Механизмы стояночной системы могут находиться за раздаточной коробкой или КПП.
Тормозные механизмы в зависимости от устройства могут быть дисковыми или барабанными. Последние состоят из полого барабана, в котором располагаются две колодки, разводящиеся в стороны и прижимаемые к барабану с помощью одного или нескольких цилиндров.
Замедление обеспечивается за счет трения внутренней поверхности барабана и трения колодок. После окончания торможения под воздействием пружин колодки возвращаются на прежнее место. К преимуществам барабанных механизмов относится невысокая стоимость изготовления и простота. Они также обладают большой площадью контакта фрикционных частей с поверхностью барабана. Это способствует увеличению тормозного усилия, а также дает возможность использовать данную конструкцию на грузовых больших машинах.
Данная тормозная система автомобиля имеет некоторые недостатки, такие как риск перегрева барабана и его последующее деформирование. Соответственно, это приводит к сильному уменьшению поверхности контакта барабана и колодок и понижению эффективности торможения. Такие механизмы в итоге плохо подходят для езды с большими нагрузками и частыми торможениями.
Дисковая тормозная система автомобиля включает тормозной вращающийся диск и суппорт, который закреплен на кронштейне и содержит тормозные неподвижные колодки. В пазах суппорта располагаются рабочие цилиндры, прижимающие колодки к сторонам диска. По сравнению с тормозной барабанной системой авто, дисковая тормозная система ВАЗ менее подвержена перегреву, так как ее рабочие части более открытые и, соответственно, лучше обдуваются.
Помимо этого, используются вентилируемые механизмы. Они состоят из двух дисков, которые соединены лопастями. Воздух, таким образом, проходит сквозь них и охлаждает более эффективно. Кроме отвода тепла они исполняют функции очистки от влаги, фрикционной пыли и грязи. Стоит отметить то, что площадь контакта в дисковых системах значительно меньше по сравнению с барабанными. По этой причине для обеспечения замедления требуется большее усилие. Ввиду этого стали повсеместно появляться разнообразные усилители тормозов. К недостаткам этого механизма относится более высокая стоимость, неприспособленность к трудным условиям эксплуатирования, а также меньший ресурс колодок.
Сегодня в устройство тормозной системы включаются разнообразные элементы безопасности – электронная блокировка дифференциала, антипробуксовочная система, система разделения тормозного усилия, АБС, усилитель экстренного торможения. Это дает возможность тормозной системе авто исполнять дополнительные функции. Так, по бездорожью помогает ездить имитация блокировок дифференциала, заносы и другие неприятности исключает антипробуксовочная система за счет подтормаживания, на траектории авто удерживается системой курсовой устойчивости.