Надежность и долговечность старого дизеля

Старые дизельные двигатели славятся своей неубиваемостью и запасом прочности. Новые моторы стремятся к компактности и экономичности, но часто в ущерб надежности. Давайте разберемся, почему старый добрый дизель живет дольше и стоит ли ориентироваться на него при покупке авто.

История создания дизельных двигателей

Дизельный двигатель был изобретен в 1892 году немецким инженером Рудольфом Дизелем. В отличие от бензинового, дизельный двигатель работает по принципу воспламенения топлива от сжатия, а не от искры. Это позволило добиться более высокого коэффициента полезного действия и экономичности.

Первые серийные дизельные двигатели начали устанавливаться на грузовики, тепловозы, суда и стационарные установки. В автомобилестроении дизель стал применяться с 1930-х годов.

Первым легковым автомобилем с дизелем стала модель Mercedes-Benz 260D, выпущенная в 1936 году.

В СССР первые дизели для автомобилей и тракторов начал выпускать Ярославский моторный завод. Самыми массовыми стали двигатели серий ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 мощностью 75-85 л.с. Они отличались простотой конструкции, надежностью и неприхотливостью.

В Европе с 1950-х годов дизельные двигатели начали активно применять для легковых иномарок французские компании Citroen и Peugeot. Эти моторы славились долговечностью, многие проходили без капремонта по 500-700 тысяч километров.

В Японии первые дизели для легковушек разработали компании Toyota, Nissan и Mitsubishi. Они отличались экономичностью и надежностью, что позволило завоевать доверие покупателей. Особенно популярным стал двигатель 4D56 производства Mitsubishi, который устанавливался на внедорожники Pajero и L200.

Конструктивные особенности старых и новых дизелей

Ключевое отличие старых и новых дизелей - в материалах, из которых они изготавливались. Раньше преимущественно использовали чугунные блоки цилиндров. Современные двигатели делают из алюминиевых сплавов, что позволяет уменьшить вес. Но прочностные свойства чугуна выше.

Еще одна тенденция - форсирование мощности при снижении рабочего объема. Если в старых дизелях на 1 литр приходилось 30-40 лошадиных сил, то в новых - и 50, и 60, и все 80 л.с. Это достигается ценой повышенных оборотов, температур и давления - то есть за счет ресурса.

Наглядно видно изменение конструкции на примере двигателей Volkswagen. 1.9 TDI 1990-х годов имел просторную геометрию, металлические поршни, толстые стенки цилиндра. Его "преемник" - 2.0 TDI 2000-х уже с алюминиевым блоком, более компактными поршнями, узкими седлами клапанов. При равном объеме в 2 литра мощность выросла с 90 до 140 л.с. Но надежность, к сожалению, снизилась.

Другое важное отличие - топливная аппаратура. Механические насосы и форсунки старых дизелей менее требовательны к чистоте топлива и качеству масел. Электроника современных систем Common Rail гораздо более чувствительна к любым отклонениям от нормы.

Причины потери надежности в новых дизелях

Одной из ключевых причин снижения надежности новых дизелей является удешевление их производства. Использование более дешевых материалов, упрощение конструкции, отказ от избыточного запаса прочности - все это приводит к тому, что ресурс таких моторов падает.

Еще один важный момент - снижение ремонтопригодности. В старых дизелях многие детали можно было отремонтировать или заменить по отдельности. Современные моторы зачастую просто не рассчитаны на ремонт - только полная замена.

Показателен пример с двигателем VW 2.5 TDI, где экспериментально применили никелевое покрытие цилиндров. Из-за быстрого износа этого покрытия мотор терял мощность и компрессию, а восстановить его было практически невозможно.

Особенности эксплуатации старых дизелей

Чтобы сохранить надежность старого дизеля, важно соблюдать правила его эксплуатации. Ключевые моменты:

  • Регулярное проведение ТО
  • Использование рекомендованного масла хорошего качества
  • Заправка качественным топливом без примесей
  • Аккуратная езда, особенно на холодном двигателе
  • Контроль уровня и давления масла

Соблюдение этих несложных правил позволит максимально продлить жизнь вашего четырехтактного друга.

Плюсы и минусы авто со "старым дизелем"

При покупке подержанного автомобиля стоит обратить внимание на машины со старыми дизельными моторами. У них есть свои плюсы и минусы:

Плюсы:

  • Высокий потенциал пробега
  • Надежность и неприхотливость
  • Простота и дешевизна ремонта
  • Неплохая динамика и экономичность

Минусы:

  • Более высокий расход топлива
  • Повышенный шум и вибрация
  • Устаревшая электроника
  • Требование к качеству топлива и масел

Однако, для экономных водителей, готовых мириться с некоторым дискомфортом, такое авто может быть оптимальным решением.

Митсубиси стар дизель 4D56 - эталон надежности

Одним из самых надежных дизельных моторов по праву считается японский "Митсубиси стар дизель" 4D56. Этот 2.5 литровый двигатель устанавливался на внедорожники Mitsubishi Pajero и L200 (Mitsubishi L200).

Мотор отличается простой и неприхотливой конструкцией:

  • атмосферный впрыск топлива
  • клиноременный привод ГРМ
  • форкамерные форсунки
  • чугунный блок цилиндров

При своевременных ТО 4D56 способен без поломок пройти 500-700 тысяч километров. Этот "Митсубиси стар дизель" по праву считается эталоном надежности и неубиваемости.

Комментарии