Поворотный кулак ВАЗ 2108: устройство и советы по ремонту

Поворотные кулаки - один из ключевых элементов подвески, от которого напрямую зависит управляемость автомобиля. В этой статье речь пойдет о устройстве, диагностике и ремонте поворотного кулака на такой популярной модели как ВАЗ 2108. Разберем основные неисправности этого узла и способы их устранения своими руками или в автосервисе.

Устройство поворотного кулака ВАЗ 2108

Поворотный кулак ВАЗ 2108 представляет собой сложный узел, состоящий из множества деталей.

  • Ступица колеса с подшипниками
  • Поворотный рычаг
  • Шаровые опоры
  • Рейка рулевого управления
  • Чехлы шаровых опор
  • Болты и гайки крепления

Все эти детали работают согласованно, обеспечивая плавный поворот колеса при вращении рулевого колеса. Рассмотрим подробнее устройство и назначение каждой детали поворотного кулака ВАЗ 2108.

Ступица колеса

Ступица колеса крепится к поворотному рычагу при помощи болтов. Внутри ступицы находятся подшипники качения, которые обеспечивают вращение колеса с минимальным трением.

Поворотный рычаг

Мощный стальной рычаг, соединяющий ступицу колеса с остальными элементами подвески. При повороте рулевого колеса именно поворотный рычаг обеспечивает изменение направления колеса.

Шаровые опоры

Две шаровые опоры в верхней и нижней частях кулака. Их шаровидные поверхности находятся в контакте с чехлами и передают крутящий момент от рулевой рейки к колесу.

Рейка рулевого управления

Соединяет шаровые опоры кулака с рулевым механизмом. При повороте рулевого колеса рейка перемещается вправо-влево и через шаровые опоры поворачивает колеса.

Чехлы шаровых опор

Закрывают и фиксируют шаровые опоры, не давая грязи и влаге проникнуть внутрь кулака. Изготавливаются из прочной резины.

Болты и гайки крепления

Надежно скрепляют все детали кулака между собой. От надежности их затяжки зависит исправность работы всего узла.

Таково устройство поворотного кулака ВАЗ 2108 в сборе. Все элементы работают слаженно, обеспечивая точное управление автомобилем. Однако со временем износ деталей приводит к появлению неисправностей.

Основные неисправности поворотного кулака ВАЗ 2108

Самые распространенные проблемы с поворотным кулаком ВАЗ 2108:

  1. Люфт в подшипниках ступицы
  2. Износ шаровых опор и чехлов
  3. Ослабление крепежа

Рассмотрим причины возникновения этих неисправностей и их последствия.

Люфт в подшипниках ступицы

Со временем и под воздействием нагрузок внутренние кольца подшипников ступицы начинают изнашиваться. В результате появляется осевой и радиальный люфт колеса.

Это приводит к постоянному стуку при движении, уводу автомобиля в сторону на высоких скоростях и потере управления.

Износ шаровых опор и чехлов

В процессе эксплуатации поверхности шаровых опор истираются о чехлы, в результате чего теряется плавность хода кулака и появляется люфт.

Это вызывает неточное управление автомобилем и вибрации рулевого колеса. Требуется замена изношенных деталей.

Ослабление крепежа

Под воздействием вибраций происходит ослабление болтовых соединений кулака. Это опасно полной потерей управляемости автомобиля.

Необходимо периодически подтягивать крепеж, не допуская его ослабления.

Чтобы не доводить поворотный кулак ВАЗ 2108 до критического состояния, нужно регулярно проводить его диагностику и своевременный ремонт.

Диагностика поворотного кулака ВАЗ 2108

Диагностика поворотного кулака должна проводиться регулярно, чтобы вовремя выявить неисправности. Рассмотрим основные способы диагностики.

Визуальный осмотр

Проводится без демонтажа кулака. Необходимо:

  • Осмотреть состояние защитных чехлов шаровых опор на наличие трещин и разрывов.
  • Проверить затяжку крепежа кулака, при необходимости подтянуть.
  • Оценить люфт колеса относительно поворотного рычага.

Проверка люфта

Выполняется при работающем двигателе:

  1. Покачать колесо вверх-вниз, фиксируя величину люфта.
  2. Провернуть колесо вправо-влево, отмечая люфт.
  3. Сравнить показатели люфтов с другими колесами.

Инструментальная диагностика

Для точного измерения люфтов используются:

  • Индикатор часового типа.
  • Динамометрический ключ.
  • Стетоскоп для прослушивания стуков.

По результатам диагностики принимается решение о необходимости ремонта или замены кулака.

Ремонт поворотного кулака ВАЗ 2108

Рассмотрим основные этапы ремонта поворотного кулака ВАЗ 2108 своими руками.

Демонтаж кулака

Кулак демонтируется в следующем порядке:

  1. Отсоединить привод тормоза от ступицы.
  2. Отвернуть гайку крепления нижнего шарового пальца.
  3. Отсоединить наконечники рулевых тяг.

Разборка кулака

Разборка необходима для замены изношенных деталей:

  • Снять манжеты и выпрессовать подшипники ступицы.
  • Демонтировать пыльники и вынуть шаровые опоры.
  • Заменить изношенные чехлы шаровых опор.

Сборка кулака

Сборка кулака производится в обратном порядке:

  1. Установить новые подшипники в ступицу с помощью пресса.
  2. Запрессовать шаровые опоры, установить чехлы.
  3. Собрать кулак, затянув все крепежные болты.

Регулировка кулака

После сборки нужно отрегулировать:

  • Люфты в шаровых опорах подбором регулировочных прокладок.
  • Зазор в зацеплении шаровой опоры с рейкой.
  • Углы установки колеса (схождение и развал).

Установка кулака

После регулировки кулак устанавливается на место:

  1. Затянуть крепление нижнего шарового пальца.
  2. Присоединить наконечники рулевых тяг.
  3. Подсоединить тормозные шланги к ступице.

После ремонта необходима обкатка и проверка работы кулака в движении.

Выбор кулака

Рекомендуется выбирать:

  • Фирменный кулак производства GMZ, Технопарк.
  • Аналог сертифицированного качества.
  • Проверенного и надежного поставщика.

Демонтаж старого кулака

Выполняется аналогично демонтажу при ремонте:

  1. Отсоединить тормозной привод.
  2. Отвернуть гайку крепления шарового пальца.
  3. Отсоединить наконечники тяг.

Комментарии