"Москвич-406": особенности модели: экспериментальный автомобиль с 1,5-литровым двигателем

Москвич-406 - уникальная модель в истории советского автопрома. 1,5-литровый мотор должен был вывести "Москвич" в более высокий класс, но так и остался опытным экземпляром. Давайте разберемся, почему так получилось.

Предыстория создания Москвича-406

Первые "Москвичи" 401 и 402 выпуска 1940-х годов комплектовались двигателями рабочим объемом 1,1 литра. Этого было достаточно для небольшого семейного автомобиля того времени.

Однако к середине 1950-х годов появилась потребность в более мощном моторе. Причины:

  • Увеличение размеров и веса кузова новой модели Москвич-407
  • Необходимость конкурировать на мировом рынке
  • Возможность выйти в более высокий ценовой сегмент

Разработка нового двигателя объемом 1,5 литра началась в 1955 году. Первые опытные образцы получили индекс 406 москвич. Этот мотор отличался от предыдущих конструкций увеличенным рабочим объемом, новой системой охлаждения и форсированной до 55 л.с. мощностью.

Обсуждение целесообразности выпуска Москвича-406

В ноябре 1955 года на совещании Минавтопрома обсуждался вопрос о запуске в производство Москвича-406.

Большинство конструкторов выступали против этой идеи. Например, известный инженер А.А. Липгарт заявил:

Недопустимо создание "Москвича" более высокого класса. Это нарушит производственную специализацию заводов.

Его поддержал А.Н. Островцев:

Увеличенный мотор сделает "Москвич" слишком похожим на внедорожник ГАЗ-69. Нарушатся технические стандарты.

Однако военные настаивали на выпуске модели 406. По их мнению, мощный и динамичный "Москвич" пригодился бы армии.

В итоге министерство отказалось финансировать модернизацию производства под новый мотор. Было принято решение оставить прежний 1,4-литровый агрегат Москвич-407.

Судьба экспериментальных экземпляров Москвича-406

Несмотря на отказ от серийного производства, несколько опытных образцов Москвича-406 были изготовлены. Их точное количество неизвестно, но речь идет о единичных экземплярах (предположительно 8-10).

Эти машины испытывались как на полигонах, так и в реальных дорожных условиях. Кроме того, мотор 406 ставился на гоночные прототипы для участия в соревнованиях. Однако выдающихся результатов на трассе он не показал.

По имеющимся данным, до наших дней не сохранилось ни одного уцелевшего экземпляра легендарного Москвича-406. Все машины были в свое время разобраны.

Влияние несостоявшегося выпуска на дальнейшее развитие модельного ряда

Хотя Москвич-406 и не пошел в серию, опыт его разработки оказал влияние на дальнейшую судьбу модельного ряда.

Во-первых, индекс 406 формально использовался в названиях последующих экспериментальных моторов вплоть до 1969 года. Это создавало иллюзию преемственности, хотя на самом деле новые силовые агрегаты уже мало походили на оригинальный вариант 1955 года.

Во-вторых, конструкторы почерпнули ценный опыт, который учли при создании моделей Москвич-403 и Москвич-408. Эти автомобили унаследовали отдельные технические решения, впервые опробованные на Москвиче-406.

Наконец, эта модель навсегда осталась в истории - как символ несбывшейся альтернативы, путь развития "Москвича", который так и не был пройден до конца.

Технические характеристики Москвича-406

Москвич 406 характеристики в целом соответствовали уровню 1950-х годов для легкового автомобиля среднего класса. Двигатель имел рабочий объем 1,5 литра и развивал мощность 55 л.с. Это позволяло разгоняться до 135 км/ч и достигать сотни за 15 секунд.

Крутящий момент составлял 120 Нм. Трансмиссия ‒ механическая, 4-ступенчатая. Тип привода ‒ задний. Габариты кузова: длина ‒ 4220 мм, ширина ‒ 1620 мм, высота ‒ 1540 мм. Колесная база ‒ 2550 мм.

Вес в снаряженном состоянии ‒ 1260 кг. Тормоза ‒ барабанные, гидравлический привод на все колеса.

Москвич 406 фото

К сожалению, фотографии серийного Москвича-406 не сохранились, так как машина не пошла в производство. Имеются лишь некоторые снимки опытных образцов.

Вот одно из немногих уцелевших фото прототипа Москвича-406 на испытаниях примерно 1956 года:

Хорошо виден характерный длинный капот, необходимый для размещения нового мотора. В остальном автомобиль похож на серийный Москвич-407 той эпохи.

Легенды и мифы вокруг Москвича-406

Уникальность Москвича-406 породила вокруг него множество слухов и легенд у автолюбителей. Рассмотрим наиболее популярные.

  • Москвич-406 - самый быстрый в СССР. Якобы этот автомобиль разгонялся до 170 км/ч и обгонял даже "Чайки". На самом деле скорость 406 не превышала 140 км/ч.
  • "Засекреченный" выпуск для политической элиты. Бытует мнение, что партийное руководство получало мощные Москвичи-406, в то время как простым смертным доставались слабые "четверки". Никаких доказательств этому нет.

Москвич-406 в массовой культуре

Несмотря на малое количество выпущенных экземпляров, Москвич-406 оставил заметный след в автомобильной культуре.

Он фигурирует в художественных фильмах, компьютерных играх, литературе. Этот автомобиль почитают в среде ретро-тюнинга.

В общем, легенда о сверхмощном секретном "Москвиче" жива и по сей день!

Комментарии