Расчет передаточных чисел для оптимальной работы трансмиссии

Автомобильная промышленность не стоит на месте - новые модели автомобилей становятся все более технологичными. Однако в основе работы трансмиссии по-прежнему лежат передаточные числа. Их правильный расчет позволяет добиться оптимальных характеристик автомобиля. Давайте разберемся, как это делается.

Основные понятия

Передаточное число - это отношение угловых скоростей ведущего и ведомого звеньев механической передачи.

Передаточное число = угловая скорость ведущего звена / угловая скорость ведомого звена

От передаточного числа следует отличать передаточное отношение - отношение числа зубьев соответствующих шестерен в зубчатой передаче.

  • Главная передача - заключительное звено трансмиссии
  • Ступени КПП - промежуточные передачи в коробке передач

На выбор передаточных чисел влияют:

  1. Динамика разгона и торможения
  2. Топливная эффективность двигателя

Расчет передаточного числа главной передачи

Для расчета передаточного числа главной передачи необходимы следующие исходные данные:

  • Радиус качения колеса (rk)
  • Число оборотов вала ДВС (nN)
  • Скорость автомобиля (vN)

Формула для расчета:

io = rk * nN / vN

Рассмотрим пример для автомобиля с параметрами:

rk 0.3 м
nN 3500 об/мин
vN 90 км/ч

Подставляя значения в формулу, получаем:

io = 0.3 * 3500 / 90 = 11.67

Округляем до целого числа - 12. Это и есть передаточное число главной передачи.

Расчет передаточных чисел КПП

Согласно общим рекомендациям, разгон автомобиля на каждой передаче должен:

  • начинаться при одинаковой частоте вращения коленвала
  • заканчиваться при частоте вращения, соответствующей максимальной мощности двигателя

Для расчета передаточного числа 1-й передачи используется формула:

i1 >= Memax * ηтр / (ψmax * Gсц * rk * mp)

Где:

  • Memax - максимальный крутящий момент двигателя
  • ηтр - КПД трансмиссии
  • ψmax - максимальный коэффициент сопротивления
  • Gсц - вес, приходящийся на ведущие колеса
  • rk - радиус качения колеса
  • mp - коэффициент перераспределения реакций

Для промежуточных передач передаточные числа подбирают, исходя из условия равномерного нарастания скорости на каждой последующей передаче.

Например, для 5-ступенчатой КПП с шагом 20% скорости на каждой следующей передаче передаточные числа составят:

  1. i1 = 3.5
  2. i2 = 2.1
  3. i3 = 1.4
  4. i4 = 1.0
  5. i5 = 0.7

Влияние передаточных чисел на ходовые качества автомобиля

Правильный выбор передаточных чисел оказывает существенное влияние на динамические и экономические характеристики автомобиля:

  • Влияние на динамику. Чем ниже передаточные числа, тем выше тяговое усилие на колесах и интенсивнее разгон. Однако слишком низкие передаточные числа приводят к повышенному расходу топлива.
  • Влияние на топливную эффективность. Для экономичного режима оптимальная частота вращения коленвала составляет около 2000-3000 об/мин. Передаточные числа КПП должны позволять двигаться с такой частотой вращения на скоростях 80-120 км/ч.
  • Влияние на комфорт и шумность. Слишком высокие обороты двигателя на высоких передачах приводят к повышенной шумности и вибрациям. Поэтому последние 1-2 передачи часто делают с заниженным передаточным числом.

Гибридные автомобили и электрокары

В гибридных автомобилях используются планетарные механизмы и электродвигатели, что требует особого подхода к расчету передач.

В электрокарах зачастую используется всего 1 передача. Ее передаточное число рассчитывается исходя из максимальной мощности электродвигателя.

Для полной проходимости по бездорожью в трансмиссии автомобилей повышенной проходимости предусматривают дополнительные низкие передачи. Также применяют межосевые дифференциалы и понижающие передаточные числа.

В спорткарах используют овердрайв для снижения оборотов двигателя на высоких скоростях. Также применяют системы переключения передач типа QS (quickshift) для максимально быстрого разгона.

Правила эксплуатации трансмиссии

Рассмотрим основные из них:

  • Выбор оптимальной передачи. Для экономичного вождения выбирайте такую передачу, чтобы обороты двигателя находились в диапазоне 2000-3000 об/мин при установившемся движении.
  • Особенности переключения передач. Плавное переключение передач без резких толчков и рывков способствует продлению срока службы трансмиссии.
  • Допустимые режимы эксплуатации. Максимальная скорость на передачах ограничена конструкцией двигателя и КПП. Превышать эти ограничения не рекомендуется.

Признаки неисправностей из-за неправильного выбора передаточных чисел

К признакам неисправностей относятся:

  • Повышенный шум, вибрации на высоких оборотах
  • Резкое падение мощности при разгоне
  • Увеличенный расход топлива

Перспективы развития трансмиссий

Рассмотрим основные аспекты:

  • Бесступенчатые трансмиссии. В бесступенчатых трансмиссиях отсутствует дискретное переключение передач, что обеспечивает плавное ускорение.
  • Электронное управление переключением передач. Современные роботизированные коробки передач позволяют осуществлять автоматический выбор оптимальной передачи в каждый момент.
  • Применение искусственного интеллекта. Развитие технологий искусственного интеллекта открывает новые возможности в анализе различных дорожных ситуаций и подборе оптимальных передаточных чисел для каждой из них.
  • Прогнозы автопроизводителей. Ведущие мировые автоконцерны прогнозируют дальнейшее развитие трансмиссий в направлении повышения эффективности, надежности и улучшения динамических характеристик. Так, концерн Volkswagen планирует расширить использование роботизированных КПП с двойным сцеплением DSG. Это позволит оптимизировать передаточные числа в различных режимах. Компания Ford разрабатывает бесступенчатую трансмиссию, которая будет непрерывно корректировать передаточное число в соответствии с показаниями многочисленных датчиков.

Комментарии