Расчет передаточных чисел для оптимальной работы трансмиссии
Автомобильная промышленность не стоит на месте - новые модели автомобилей становятся все более технологичными. Однако в основе работы трансмиссии по-прежнему лежат передаточные числа. Их правильный расчет позволяет добиться оптимальных характеристик автомобиля. Давайте разберемся, как это делается.
Основные понятия
Передаточное число - это отношение угловых скоростей ведущего и ведомого звеньев механической передачи.
Передаточное число = угловая скорость ведущего звена / угловая скорость ведомого звена
От передаточного числа следует отличать передаточное отношение - отношение числа зубьев соответствующих шестерен в зубчатой передаче.
- Главная передача - заключительное звено трансмиссии
- Ступени КПП - промежуточные передачи в коробке передач
На выбор передаточных чисел влияют:
- Динамика разгона и торможения
- Топливная эффективность двигателя
Расчет передаточного числа главной передачи
Для расчета передаточного числа главной передачи необходимы следующие исходные данные:
- Радиус качения колеса (rk)
- Число оборотов вала ДВС (nN)
- Скорость автомобиля (vN)
Формула для расчета:
io = rk * nN / vN
Рассмотрим пример для автомобиля с параметрами:
rk | 0.3 м |
nN | 3500 об/мин |
vN | 90 км/ч |
Подставляя значения в формулу, получаем:
io = 0.3 * 3500 / 90 = 11.67
Округляем до целого числа - 12. Это и есть передаточное число главной передачи.
Расчет передаточных чисел КПП
Согласно общим рекомендациям, разгон автомобиля на каждой передаче должен:
- начинаться при одинаковой частоте вращения коленвала
- заканчиваться при частоте вращения, соответствующей максимальной мощности двигателя
Для расчета передаточного числа 1-й передачи используется формула:
i1 >= Memax * ηтр / (ψmax * Gсц * rk * mp)
Где:
- Memax - максимальный крутящий момент двигателя
- ηтр - КПД трансмиссии
- ψmax - максимальный коэффициент сопротивления
- Gсц - вес, приходящийся на ведущие колеса
- rk - радиус качения колеса
- mp - коэффициент перераспределения реакций
Для промежуточных передач передаточные числа подбирают, исходя из условия равномерного нарастания скорости на каждой последующей передаче.
Например, для 5-ступенчатой КПП с шагом 20% скорости на каждой следующей передаче передаточные числа составят:
- i1 = 3.5
- i2 = 2.1
- i3 = 1.4
- i4 = 1.0
- i5 = 0.7
Влияние передаточных чисел на ходовые качества автомобиля
Правильный выбор передаточных чисел оказывает существенное влияние на динамические и экономические характеристики автомобиля:
- Влияние на динамику. Чем ниже передаточные числа, тем выше тяговое усилие на колесах и интенсивнее разгон. Однако слишком низкие передаточные числа приводят к повышенному расходу топлива.
- Влияние на топливную эффективность. Для экономичного режима оптимальная частота вращения коленвала составляет около 2000-3000 об/мин. Передаточные числа КПП должны позволять двигаться с такой частотой вращения на скоростях 80-120 км/ч.
- Влияние на комфорт и шумность. Слишком высокие обороты двигателя на высоких передачах приводят к повышенной шумности и вибрациям. Поэтому последние 1-2 передачи часто делают с заниженным передаточным числом.
Гибридные автомобили и электрокары
В гибридных автомобилях используются планетарные механизмы и электродвигатели, что требует особого подхода к расчету передач.
В электрокарах зачастую используется всего 1 передача. Ее передаточное число рассчитывается исходя из максимальной мощности электродвигателя.
Для полной проходимости по бездорожью в трансмиссии автомобилей повышенной проходимости предусматривают дополнительные низкие передачи. Также применяют межосевые дифференциалы и понижающие передаточные числа.
В спорткарах используют овердрайв для снижения оборотов двигателя на высоких скоростях. Также применяют системы переключения передач типа QS (quickshift) для максимально быстрого разгона.
Правила эксплуатации трансмиссии
Рассмотрим основные из них:
- Выбор оптимальной передачи. Для экономичного вождения выбирайте такую передачу, чтобы обороты двигателя находились в диапазоне 2000-3000 об/мин при установившемся движении.
- Особенности переключения передач. Плавное переключение передач без резких толчков и рывков способствует продлению срока службы трансмиссии.
- Допустимые режимы эксплуатации. Максимальная скорость на передачах ограничена конструкцией двигателя и КПП. Превышать эти ограничения не рекомендуется.
Признаки неисправностей из-за неправильного выбора передаточных чисел
К признакам неисправностей относятся:
- Повышенный шум, вибрации на высоких оборотах
- Резкое падение мощности при разгоне
- Увеличенный расход топлива
Перспективы развития трансмиссий
Рассмотрим основные аспекты:
- Бесступенчатые трансмиссии. В бесступенчатых трансмиссиях отсутствует дискретное переключение передач, что обеспечивает плавное ускорение.
- Электронное управление переключением передач. Современные роботизированные коробки передач позволяют осуществлять автоматический выбор оптимальной передачи в каждый момент.
- Применение искусственного интеллекта. Развитие технологий искусственного интеллекта открывает новые возможности в анализе различных дорожных ситуаций и подборе оптимальных передаточных чисел для каждой из них.
- Прогнозы автопроизводителей. Ведущие мировые автоконцерны прогнозируют дальнейшее развитие трансмиссий в направлении повышения эффективности, надежности и улучшения динамических характеристик. Так, концерн Volkswagen планирует расширить использование роботизированных КПП с двойным сцеплением DSG. Это позволит оптимизировать передаточные числа в различных режимах. Компания Ford разрабатывает бесступенчатую трансмиссию, которая будет непрерывно корректировать передаточное число в соответствии с показаниями многочисленных датчиков.