Суть Самообразования И Его Роль Для Личности И Общества
Всю свою жизнь, с момента своего рождения и до самой смерти, человек постигает знания, получая нужную ему информацию, умения и навыки, в той или иной области науки, культуры, политики или повседневной жизни.
Тяга к знаниям заложена в самой человеческой природе на уровне инстинктов, как один из важнейших источников выживания. У некоторых в последствии это перерастает во вполне осознанный интерес, становится вполне контролируемым и направляемым собственной волей процессом, у других так и остается неосознанным.
Само образование можно разделить на два основных вида: первый – образование, как способ передачи опыта и связи между поколениями, направляемый и контролируемый в первую очередь извне, осуществляемый в интересах общества и государства, семьи и коллектива, целью этого образования является воспитание полноценного члена общества, гражданина; второй – приобретение знаний самостоятельным путем, вне учебных заведений и коллективов, направляемое лишь собственной волей, в своих собственных интересах и исходя из личных побуждений и предпочтений.
Единственным фактором, влияющим в той или иной степени на ход самообразования, являются общественные и социально политические условия, формирующие интерес, и ограничивающие в различной мере доступ к информации.
Самообразование, является неотъемлемой частью самовоспитания, при чем является наиболее продуктивной и эффективной его формой, поскольку позволяет личности формировать в себе принципиально новые качества, самосовершенствоваться, развивать умения и навыки, искоренять пороки и отрицательные черты. Сегодня под самообразование понимается не только чтение всевозможной литературы, посещение информационных Интернет ресурсов по самой различной тематики, но и посещение, и активное участие в таких мероприятиях как
Самообразование позволяет человеку самому ставить перед собой различные цели задачи, и затем достигать их, учить оптимизировать свое собственное время и пространство, что бы максимально эффективно использовать их, позволяет мобилизовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, расширяет эрудицию и мировосприятие, позволяет по новому взглянуть на привычные вещи, увидеть то, что раньше оставалось незамеченным.
С его помощью человек может раскрыть свой творческий потенциал, ведь и само самообразование своего рода творческий процесс, поскольку каждый человек подходит к нему строго индивидуально. Оно способствует наиболее полному развитию и раскрытию личности, происходит духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный рост. При чем, заняться самообразование никогда не бывает поздно, так же как не бывает заняться им слишком рано. Впервые, наиболее четко интерес к самостоятельному постижению и пониманию окружающего мира люди приходят в старшем подростковом возрасте, когда они еще участья в общеобразовательной школе. По пути сомообразования человек идет всю жизнь, так как без этого не возможно достичь успеха в жизни или бизнесе!
Во многом на современном этапе, это явление обусловлено глубоким кризисом, в котором находится нынешняя образовательная система. И самостоятельные поиски ответов являются одним из наиболее вероятных вариантов решения этого кризиса, когда педагоги станут не источниками знаний, а лишь помощниками для учащихся в овладении новыми формами поведения, получении новых знаний и умений, становлении полноценной их личности, раскрытии своего потенциала.