Бандура, бихевиоризм и теория социального научения

Что такое теория социального научения и почему она важна для понимания поведения человека? Узнайте в этой статье.

Краткая биография Альберта Бандуры

Альберт Бандура родился в 1925 году в Канаде в семье эмигрантов из Польши и Украины. Он получил образование в США, где в начале 1950-х годов защитил магистерскую и докторскую диссертации по психологии. С 1953 года Бандура начал преподавать в Стэнфордском университете, где оставался более полувека.

За это время Бандура выпустил несколько фундаментальных работ, принесших ему мировую известность. Среди них можно выделить следующие книги:

  • «Принципы модификации поведения» (1969 г.)
  • «Теория социального научения» (1977 г.)
  • «Социальные основы мысли и действия» (1986 г.)

В 2002 году Бандура занял 4-е место в рейтинге самых выдающихся психологов XX века по версии Review of General Psychology.

Основные положения теории социального научения

Теория социального научения, предложенная Бандурой, утверждает, что человек приобретает большую часть форм поведения путем наблюдения и имитации.

Согласно этой теории, наряду с обучением на собственном опыте существует еще один важнейший источник накопления знаний и навыков - наблюдение за другими людьми. Мы формируем представление о том, как должно выглядеть то или иное поведение, а затем берем его себе на вооружение.

Этот процесс Бандура назвал моделированием . В качестве моделей для нас выступают родители, друзья, герои фильмов, исторические персонажи и др. Мы наблюдаем за их поведением и подсознательно фиксируем его характеристики.

Когда в будущем возникает необходимость в том или ином типе поведения, мы обращаемся к этим сохраненным поведенческим моделям и используем их в качестве ориентира для собственных действий.

Эксперименты Бандуры с куклой Бобо

Наиболее известная серия экспериментов Бандуры получила название "Эксперимент с куклой Бобо". Эти исследования 1961 года полностью подтвердили основные положения теории социального научения.

В ходе экспериментов детям демонстрировали взрослых, которые ведут себя агрессивно по отношению к большой кукле. Когда затем самих детей оставляли наедине с этой куклой, они также проявляли агрессию, копируя модель поведения взрослых.

Таким образом было еще раз подтверждено, что обучение может происходить через наблюдение за поведением других, в том числе опосредованно - через экран или видеозапись.

Бандура также отметил, что если агрессивные действия модели подвергались наказанию, то дети реже копировали такое поведение. И наоборот, поощряемая модель вызывала больше подражаний.

Противоречия теории Бандуры с бихевиоризмом и психоанализом

Теория социального научения внесла существенные коррективы в представления о процессах обучения человека, которые господствовали в психологии в середине XX века.

В частности, бихевиористы ранее считали, что все формы обучения возможны исключительно через прямое взаимодействие индивида с окружающей средой. То есть через получение подкреплений в ответ на те или иные действия. Теория же Бандуры доказала, что наблюдение и имитация чужого опыта также играют огромную роль.

Еще одно распространенное представление того времени, популяризированное психоанализом, состояло в том, что демонстрация сцен насилия или агрессии, например в кино, ведет к эффекту катарсиса. То есть к освобождению от внутреннего напряжения и снижению вероятности агрессивных действий в реальной жизни.

Однако бандура бихевиоризм эксперименты Бандуры это мнение не подтвердили. Напротив, они показали, что наблюдение подобных моделей поведения зачастую провоцирует человека на имитацию.

Механизмы саморегуляции в поведении человека

Вместе с тем Бандура подчеркивал, что люди далеко не всегда копируют абсолютно все наблюдаемые ими модели.

На самом деле происходит тщательный отбор и интегрирование различных характеристик поведения множества "учителей". Мы берем что-то от одних, что-то от других в соответствии со своими внутренними установками и моральными принципами.

Чтобы объяснить такую избирательность, Бандура ввел понятия самоподкрепления и самоэффективности.

Первое подразумевает положительное подкрепление человеком собственных действий, которые он считает правильным. Второе - ощущение прогресса и движения к намеченной цели.

Развитие Бандурой своей теории

Первоначально, в 1960-1970-е годы, теория Бандуры называлась теорией социального научения.

Однако в дальнейшем, по мере развития представлений ученого о процессах регуляции человеческого поведения, она претерпела некоторую эволюцию.

В частности, в 1986 году Бандура опубликовал книгу "Социальные основы мысли и действия", в которой изложил новый вариант теории, получивший название социально-когнитивной теории .

Главное отличие обновленной теории заключалось в том, что Бандура сделал еще больший акцент на роли когнитивных факторов, таких как процессы осознания, интерпретации, запоминания, а также бандура теория социального научения механизмы саморегуляции.

Они, по его мнению, играют центральную роль в формировании и реализации человеческого поведения.

Примеры практического применения теории Бандуры

Выводы теории социального научения нашли применение в различных сферах, связанных с обучением и воспитанием.

Например, в образовании стал широко использоваться метод перевернутого класса. Суть его заключается в том, что новый материал ученики изучают самостоятельно дома, а на занятиях уже применяют полученные знания на практике.

При этом происходит взаимное моделирование и имитация действий одноклассников под наблюдением учителя. Так реализуется механизм социального научения через подражание.

бандура бихевиоризм Критика бихевиоризма в рамках теории Бандуры

Несмотря на расхождения с бихевиоризмом, Бандура не отрицал важности процесса накопления индивидуального опыта путем проб и ошибок.

Однако он резко критиковал упрощенный подход бихевиористов, сводящий все многообразие человеческого поведения лишь к реакциям на внешние стимулы.

Поведение человека намного сложнее и не сводится к простому рефлексу на "пряник" или "кнут". Здесь важную роль играют внутренние механизмы саморегуляции.

Дискуссии вокруг теории Бандуры

Теория социального научения вызвала бурные дискуссии в научном сообществе. Многие ученые подвергли ее резкой критике.

Основные претензии сводились к тому, что Бандура якобы преувеличивает роль подражания и недооценивает значение других факторов, таких как генетика, эмоции, бессознательные процессы.

Бихевиоризм и альтернативные подходы к изучению научения

Помимо бихевиористов, влияние которых активно оспаривал Бандура, существуют и другие научные направления, изучающие процессы обучения.

В частности, можно выделить когнитивную психологию, акцентирующую внимание на роли мышления, а также нейробиологию, исследующую работу головного мозга.

Их подходы дополняют социально-когнитивную теорию Бандуры, позволяя получить более полную картину того, как происходит усвоение человеком нового опыта.

Перспективы дальнейшего развития теории

Несмотря на критику, теория социального научения продолжает активно развиваться в рамках современных исследований.

Особый интерес вызывает изучение влияния новых технологий и социальных сетей на механизмы подражательного поведения у подростков.

Кроме того, ведутся работы по выявлению индивидуальных различий людей в податливости к обучению через наблюдение и имитацию.

Другие области применения теории социального научения

Помимо сферы образования, идеи Бандуры нашли применение и в других областях, так или иначе связанных с вопросами обучения и развития навыков.

В частности, концепция социального научения активно используется в тренингах и курсах личностного роста. Здесь также важна демонстрация поведенческих моделей, которые затем имитируют участники.

Проблемы объективности в исследованиях

Одна из проблем, с которой сталкивались Бандура и его последователи, заключается в трудности достижения полной объективности при проведении экспериментов.

Любые личные предпочтения, ожидания, мировоззренческие установки исследователей могут приводить к искажению результатов, касающихся такого субъективного феномена, каким является человеческое поведение.

Роль языка и речи в научении

Помимо непосредственного наблюдения за поведенческими моделями, большая роль в социальном научении принадлежит и такому важному атрибуту человеческого общения, как язык.

Посредством речи люди передают и закрепляют огромные объемы информации, касающейся способов действия в различных ситуациях. Это дополняет процессы имитации и моделирования.

Бессознательные аспекты научения

Несмотря на то, что Бандура акцентировал внимание на когнитивных процессах, сопровождающих научение, ряд исследователей полагают, что бессознательные механизмы здесь также играют важную роль.

Например, при переносе определенных паттернов поведения от родителей к детям. Тут важно понять, что передается на интуитивном, подсознательном уровне.

Новые вызовы с развитием цифровых технологий

Активное развитие цифровых технологий, виртуальной и дополненной реальности открывает как новые возможности, так и новые вызовы для применения теории социального научения.

В частности, появляются такие формы взаимодействия людей, где личность человека может быть полностью "спрятана" за его цифровым аватаром или образом. Это требует переосмысления ряда аспектов.

Влияние социальных сетей на механизмы подражания

Современные социальные сети, такие как Facebook, Instagram, TikTok и YouTube, стали одним из ведущих каналов трансляции поведенческих моделей среди подростков и молодежи.

Здесь популярные блогеры и лидеры мнений выступают в качестве эталонов поведения для миллионов подписчиков. Их стиль жизни, привычки, взгляды, потребительские предпочтения нередко копируются последователями.

Риски подражания деструктивным моделям в Сети

Вместе с тем социальные сети несут и определенные риски с точки зрения распространения негативных поведенческих паттернов.

К сожалению, порой именно деструктивные модели оказывается наиболее популярными и "заразительными". Это может приводить к росту агрессии, насилия, суицидов и других негативных явлений в подростковой и молодежной среде.

Возможные решения по минимизации рисков

Для снижения этих рисков необходим комплекс профилактических мер, включающий следующие направления:

  • Мониторинг контента и выявление опасных трендов
  • Блокировка ресурсов, пропагандирующих деструктивные идеи
  • Пропаганда позитивных моделей поведения
  • Обучение молодежи критическому мышлению и медиаграмотности

Перспективы использования теории социального научения для коррекции поведения

Методы социального научения могут активно применяться не только для обучения, но и для коррекции уже сформировавшихся моделей поведения, в том числе девиантных.

Здесь поведенческими образцами могут выступать, например, бывшие наркоманы или алкоголики, которые смогли встать на путь исправления. Их опыт убедительно демонстрирует, что выход есть всегда.

Новые грани социального научения

Развитие IT-технологий открывает новые перспективы для изучения и практического применения теории социального научения. Одним из актуальных направлений является моделирование интеллекта виртуальных помощников, чат-ботов и других элементов для "цифровой социализации" пользователей.

Комментарии