Реле РС 702: подключение, проверка работы и особенности
Реле РС 702 - надежный контролер зарядки аккумулятора на миллионы километров. Узнайте все о его подключении, проверке и секретах долговечности из этой статьи.
Назначение и применение реле РС 702
Реле РС 702 предназначено для контроля процесса зарядки аккумуляторной батареи в автомобиле. Оно устанавливается в цепь между генератором и аккумулятором. Принцип работы основан на размыкании электрической цепи при подаче напряжения на катушку реле от генератора после запуска двигателя.
Как только генератор начнет давать ток, реле РС 702 разомкнется и лампа на щитке приборов погаснет.
Если лампа продолжает гореть - значит аккумулятор не заряжается, и необходимо проверить работу генератора или других элементов системы зарядки.
Реле РС 702 широко использовалось в отечественных автомобилях ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, Москвич, УАЗ. В настоящее время выпускаются модификации реле РС 702 различных производителей.
Сравнение реле РС 702 с другими типами реле:
- Отличие от реле РС 527, РС 528 в принципе работы - реле РС 702 размыкает цепь при подаче напряжения на катушку
- Преимущество перед другими реле - высокая надежность и долговечность, простота конструкции
Внешний вид и маркировка выводов реле РС 702
Конструктивно реле РС 702 выполнено в пластмассовом или металлическом корпусе с 5 выводными контактами. Выводы промаркированы цифрами от 30 до 86.
30/51 | Контакты подключения нагрузки |
85 | Управление срабатыванием реле (минус) |
86 | Управление срабатыванием реле (плюс) |
87 | Контакты подключения нагрузки |
Существуют исполнения реле от разных производителей - как советские РС 702, так и современные аналоги производства России, Беларуси, Китая.
Порядок подключения реле РС 702
Подключение реле РС 702 производится по определенной схеме. Рассмотрим пошаговую последовательность действий.
- Подготовить необходимый инструмент и материалы - отвертка, плоскогубцы, провода, изолента;
- Обесточить автомобиль и генератор;
- Демонтировать старое реле РС 702 или заглушку вместо него;
- Установить и закрепить новое реле РС 702 вместо старого;
- Подключить провода к выводам реле в соответствии с назначением контактов;
- Заизолировать места соединений проводов;
- Проверить качество соединений и отсутствие короткого замыкания;
- Подать напряжение и проверить работу реле РС 702 в общей системе.
Реле рс 702 имеет универсальную конструкцию и последовательность подключения одинакова для различных автомобилей ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, Москвич, УАЗ. Особенность может быть в используемых проводах (сечение и цвет)
Методы проверки и диагностики реле РС 702
Для определения исправности реле РС 702 и поиска неисправностей в его работе используются разные методы.
Визуальная проверка
В первую очередь, производят внешний осмотр на наличие механических повреждений корпуса реле, проверяют состояние выводных контактов.
Проверка мультиметром
С помощью мультиметра или автомобильного тестера проверяют обмотку реле на обрыв и короткое замыкание. Также измеряют сопротивление контактов в замкнутом и разомкнутом состояниях.
Функциональная проверка
После установки реле РС 702 на автомобиль проверяют его работу в реальных условиях системы электрооборудования при включенном двигателе.
Подробно методы диагностики и поиска неисправностей реле рс 702 будут рассмотрены в следующих частях статьи.
При эксплуатации реле РС 702 со временем могут возникать некоторые характерные неисправности. Рассмотрим основные из них и способы решения проблем.
Обрыв обмотки реле
Это одна из наиболее частых поломок. Признак - отсутствие "щелчка" при подаче напряжения на катушку реле. Восстановление обмотки возможно путем намотки провода необходимого сечения в заданном количестве витков.
Заклинивание контактов
Проявляется в отсутствии размыкания или замыкания контактов при срабатывании реле. Возможно очистить контакты специальными средствами или слегка зачистить наждачной бумагой.
Коррозия выводных контактов
Контакты реле со временем окисляются, что приводит к ухудшению качества соединений в цепи. Необходима чистка выводов с использованием паст для защиты контактов.
Замена реле РС 702
Средний ресурс реле РС 702 составляет около 60-80 тысяч км пробега или 8-10 лет эксплуатации. Признаками необходимости замены являются частые отказы и нестабильная работа реле.
Рекомендации по выбору нового реле РС 702
Лучше отдать предпочтение реле от проверенных брендов: "Босч", "ВАЗ", импортных производителей. Обязательно проверить совместимость выбранной модели с конкретным автомобилем.
Советы по увеличению срока службы
- Своевременно менять моторное масло, чтобы избежать загрязнения контактов продуктами износа двигателя;
- Периодически проверять качество соединений проводки реле;
- Использовать средства защиты электрических контактов от коррозии.