Представление прокурора об устранении нарушений закона (образец)

В статье 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрен такой важный инструмент прокурорского реагирования, как представление об устранении нарушений закона. Этот документ играет большую роль в поддержании законности и правопорядка, однако не все знают тонкости его применения на практике.

Понятие представления прокурора

Согласно статье 24 Закона о прокуратуре, представление об устранении нарушений закона - это акт прокурорского реагирования, который вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, орган местного самоуправления или конкретному должностному лицу. Такие органы и лица должны обладать полномочиями по устранению нарушений законности, которые были выявлены прокурором.

Основная цель представления - исправить противоправную ситуацию, восстановить законность без обращения в суд.

Содержание и структура представления

Представление прокурора об устранении нарушений закона имеет строго регламентированную структуру и обязательные реквизиты:

  • наименование органа, которому адресовано;
  • номер, дата, место составления;
  • наименование акта и указание на то, что это именно представление;
  • обращение к адресату с указанием его полного наименования и должностного лица, которому вносится представление;

Далее идет изложение представление прокурора об устранении нарушений закона образец:

  1. Описание фактических обстоятельств выявленного нарушения закона;
  2. Указание конкретных статей закона, которые нарушены этими действиями (бездействием);
  3. Предложения о конкретных мерах по устранению допущенных нарушений и сроках;

В конце представления ставятся подписи уполномоченных прокурорских работников.

Представление прокурора об устранении нарушений закона заработной платы

рассмотрение представление прокурора об устранении нарушений закона должно происходить в сжатые сроки. В частности, согласно статье 24 Закона о прокуратуре, такой документ подлежит безотлагательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он адресован.

В течение месяца со дня внесения представления необходимо:

  • принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона;
  • устранить причины и условия, этому способствующие;
  • проинформировать прокуратуру в письменной форме о результатах.

Если представление рассматривается коллегиальным органом, то прокурору заблаговременно сообщают о дате заседания по этому вопросу.

представление прокурора об устранении нарушения закона подлежит безусловному исполнению в указанный срок. Иначе для органа или должностного лица могут наступить негативные последствия вплоть до уголовной ответственности.

Реализация требований представления

После получения представления прокурора орган или должностное лицо обязаны в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. К таким мерам могут относиться:

  • отмена незаконных решений;
  • возврат незаконно изъятого имущества;
  • возмещение причиненного вреда;
  • привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
  • пересмотр локальных нормативных актов и инструкций;
  • иные действия в зависимости от характера нарушений.

Также должны быть устранены обстоятельства, которые способствовали допущенным нарушениям законности. Например, внесены изменения в приказы, регламенты, положения, уточнены должностные инструкции и т.д.

Представление прокурора устранении нарушений закона образец заполненный

Чтобы грамотно отреагировать на представление прокурора, рекомендуется ознакомиться с реальными примерами таких документов. Обычно на официальных сайтах прокуратур субъектов РФ и природоохранных прокуратур можно найти представление прокурора устранении нарушений закона пример заполненный.

Обжалование представления прокурора

Непосредственно представление обжалованию не подлежит. Однако физические и юридические лица вправе оспорить незаконность действий органов и должностных лиц по исполнению требований такого документа.

В частности, граждане могут обжаловать меры, принятые во исполнение представления прокурора, в суд по месту своего жительства. Организации и индивидуальные предприниматели — в арбитражный суд.

Ответственность за неисполнение представления

Статья 19.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за злостное неисполнение законных требований прокурора. Такая статья появилась относительно недавно, поэтому судебная практика в этой сфере только формируется.

Кроме того, игнорирование представлений прокурора может повлечь дисциплинарную и даже уголовную ответственность должностных лиц.

Значение представления для правовой системы

Представление прокурора - достаточно гибкий и действенный правовой инструмент, позволяющий оперативно реагировать на нарушения законности. Его преимущества заключаются в том, что оно является обязательным для исполнения и не предполагает судебных издержек.

Согласно данным Генеральной прокуратуры РФ, ежегодно российскими прокурорами выносится порядка 2 миллионов представлений об устранении нарушений закона. Это самый распространенный вид прокурорского реагирования на выявленные злоупотребления.

Анализ эффективности представлений

По статистике удовлетворяется подавляющее большинство представлений - свыше 93%. Это свидетельствует об их действенности как инструмента прокурорского надзора. В то же время остается проблема неисполненных представлений, которая требует решения.

Для повышения эффективности института представлений в прокурорской деятельности необходим комплекс мер. В том числе:

  • Ужесточение ответственности за неисполнение;
  • Сокращение сроков исполнения представлений;
  • Расширение полномочий прокуроров по обеспечению законности.

Зарубежный опыт применения аналогов

В некоторых зарубежных странах существуют институты, аналогичные российскому представлению прокурора. К примеру, во Франции применяется официальное предупреждение прокурора, в Германии - прокурорское предписание. Положительный опыт реализации таких мер взаимодействия прокуратуры и иных органов заслуживает изучения и адаптации с учетом отечественной специфики.

Представление занимает центральное место в реализации полномочий прокурора по надзору за исполнением законов. Это наиболее оперативный и гибкий инструмент реагирования на выявленные нарушения без обращения в суд.

Соотношение представления с другими мерами прокурорского реагирования

Помимо представления, прокуроры также используют такие меры как протест, постановление, предостережение о недопустимости нарушения закона. Каждый из этих институтов имеет свою специфику применения в зависимости от вида правонарушения и субъекта.

С учетом важности представления как средства восстановления законности, в перспективе возможно расширение перечня оснований для его внесения, а также наделение прокуроров большими полномочиями по контролю за исполнением.

Практика применения представлений прокурора: проблемные аспекты

Несмотря на доказанную результативность, практика использования представлений не лишена недостатков. Это низкий процент исполнения отдельных требований, затягивание сроков рассмотрения представлений, формальный подход ряда органов и должностных лиц к их исполнению.

Для совершенствования данного института необходим комплексный подход, включающий сочетание мер убеждения и принуждения к исполнению представлений на законодательном и правоприменительном уровнях.

Преимущества представления перед другими мерами реагирования

В отличие от протеста или постановления, представление не предполагает обязательного обжалования в суде. В то же время это более действенная мера, нежели предостережения о недопустимости нарушений.

Суды при рассмотрении дел, связанных с обжалованием мер по исполнению представлений, как правило, встают на сторону прокуратуры. Это говорит о поддержке судебной властью активной роли прокурорского надзора.

Зарубежный опыт применения институтов, аналогичных представлению

Интересными примерами для изучения могут послужить прокурорские предписания в Германии, инструкции прокуроров во Франции, требования об устранении нарушений в прокуратуре США и ряда других стран.

Для повышения результативности представлений можно предложить следующие меры: специализация прокуроров по надзору за исполнением представлений, более тесное взаимодействие с контролирующими органами, применение современных информационных технологий для анализа исполнения.

Предложения по совершенствованию законодательства о представлениях прокурора

В целях повышения эффективности данного института предлагается закрепить в законодательстве положения о сокращении срока рассмотрения представлений прокурора до 2 недель, а также расширить перечень мер воздействия за неисполнение представлений.

Комментарии