Как развить абстрактное мышление: секреты и способы

Абстрактное мышление - это способность оперировать абстрактными понятиями, выходить за рамки конкретики и находить глубинные взаимосвязи между явлениями. Давайте разберемся, что это такое и как его можно развивать.

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно

Абстрактное мышление - это мышление понятиями, которых нет в реальном мире. Мы анализируем разные явления, выделяем в них общие черты и формируем абстрактные понятия. Например, философские категории добра, красоты, справедливости.

В отличие от конкретного мышления, связанного с реальными вещами и событиями, абстрактное позволяет:

  • Находить глубинные взаимосвязи между явлениями
  • Строить теории и гипотезы
  • Прогнозировать развитие событий
  • Находить нестандартные решения задач

Благодаря абстрактному мышлению ученые строят научные теории, философы создают концепции, писатели придумывают необычные сюжеты. Этот навык важен в любой интеллектуальной деятельности.

Например, Билл Гейтс использовал абстрактное мышление, чтобы понять потенциал персональных компьютеров и построить теорию развития этого рынка.

На каких принципах основано абстрактное мышление

Согласно теории, абстрактное мышление включает:

  1. Понятие
  2. Суждение
  3. Умозаключение

Понятие - обобщение признаков группы предметов, например "мебель", "транспорт".

Суждение - утверждение или отрицание чего-либо о предметах и явлениях. Например, "все птицы умеют летать".

Умозаключение - вывод на основе суждений. Если "все птицы умеют летать" и "пингвин - это птица", то делаем вывод, что "пингвин умеет летать".

Хотя последнее утверждение оказалось ложным, это пример работы абстрактного мышления - мы двигались от общих посылок к частным выводам.

Как формируется абстрактное мышление и в каком возрасте

Существуют разные теории о том, как и когда формируется эта способность.

Например, Жан Пиаже считал, что оно появляется в подростковом возрасте - примерно 11-16 лет. У некоторых одаренных детей раньше.

Другие психологи утверждают, что абстрактное мышление формируется под влиянием знаний и культурного окружения, а не возраста. Поэтому его можно развивать на протяжении всей жизни.

Возраст ребенка Уровень абстрактного мышления
2-4 года Элементы абстрактного мышления в игре и воображении
6-8 лет Может классифицировать предметы по признакам
10-12 лет Может строить простые умозаключения

Как видно из таблицы, у детей абстрактное мышление развивается постепенно. До 10 лет преобладает наглядно-образное. Подростковый возраст - сензитивный для развития сложных абстрактных рассуждений.

Но в любом возрасте полезно тренировать эту способность - давать задачи на логику, строить гипотезы, решать занимательные задачи.

Существует множество практических способов тренировки абстрактного мышления в любом возрасте.

Решение головоломок и задач

Логические головоломки, задачи на смекалку, занимательная математика - отличный способ развить абстрактное мышление. Они учат находить решения нестандартными способами за пределами привычных схем.

Наблюдение оптических иллюзий

Иллюзии и парадоксы показывают, что восприятие может обманывать. Это заставляет сомневаться в очевидном и искать необычные ракурсы. Полезно анализировать такие картинки и находить подвох.

Творчество и импровизация

Занятие творчеством в любых формах стимулирует воображение и гибкость мышления. Можно попробовать сочинять стихи, песни или рисовать. Особенно полезна импровизация - придумывание чего-то нового в режиме реального времени.

Игры со словами и ассоциациями

Придумывание необычных метафор, олицетворений развивает способность к абстракциям. Можно играть в словесные цепочки - например, "стол - дерево - лес - медведь" и т.д. Важно находить нестандартные ассоциации.

Чтение философских книг

Чтение философских трактатов, научной фантастики заставляет задумываться над абстрактными концепциями времени, сознания, реальности. Это хорошая тренировка для ума.

Упражнения для развития абстрактного мышления

Помимо общих занятий, существуют специальные упражнения, которые помогут развить абстрактное мышление как у взрослых, так и у детей.

Упражнение 1. Нахождение закономерностей

На листе бумаги располагаются ряды букв, цифр или фигур. Необходимо найти логику, по которой они выстроены, и продолжить ряд. Обычно на этот уходит всего несколько минут.

Упражнение 2. Перегруппировка элементов

Даются набор фигур, цифр или предметов с какими-либо общими признаками. Требуется разделить их на группы по неким абстрактным основаниям и объяснить принцип классификации.

Упражнение 3. Установление аналогий

Предлагается найти аналогию между понятиями и объяснить ее, например: яблоко : компот = мука : ? Блин, хлеб и т.д. Чем необычнее аналогия, тем лучше.

Упражнение 4. "Нелепицы" или "Что не так?"

Описывается какая-либо абсурдная ситуация, невозможная в реальности. Нужно найти логическую ошибку или нарушение законов физики, которое привело к такой нелепости.

Упражнение 5. "Хорошо - плохо"

Берется любая жизненная ситуация и к ней нужно найти как можно больше "за" и "против", положительных и отрицательных сторон. Чем больше аспектов удастся рассмотреть, тем лучше.

При всех достоинствах, у абстрактного мышления есть и теневая сторона, о которой стоит помнить.

Риск ухода от реальности

Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к отрыву от реальности и формированию ложных убеждений. Человек начинает жить в мире собственных фантазий и иллюзий, неспособный отличить их от действительности.

Тревожные расстройства

Способность продуцировать абстрактные идеи иногда играет злую шутку - человек начинает придумывать множество гипотетических угроз и опасностей, впадая в тревогу или депрессию. Особенно это касается людей с богатым воображением.

Навязчивые идеи

В результате избыточного теоретизирования может развиться склонность к навязчивым мыслям и идеям. Человек постоянно крутит в голове одни и те же мысли, не в силах от них избавиться.

Неумение действовать практически

Чрезмерно теоретизируя, человек теряет связь с реальностью и практическими навыками. В итоге он много рассуждает, но мало что делает в реальной жизни, что мешает ему добиваться успеха.

Как поддерживать баланс

Чтобы избежать негативных последствий, важно поддерживать баланс между абстрактным и конкретным мышлением. Развивайте практичность, заземляйте теории в реальные проекты, занимайтесь физическим трудом. И тогда абстрактное мышление будет только помогать вам, а не мешать жить.

Способы поддержания баланса для взрослых

Взрослым, чтобы избежать крайностей абстрактного мышления, помогут следующие способы:

  • Заниматься физическим трудом или спортом
  • Выполнять практические задачи по дому
  • Вести дневник наблюдений за повседневной жизнью
  • Обсуждать свои идеи с близкими людьми
  • Ставить практические цели и воплощать планы в жизнь

Рекомендации для развития детей

Чтобы у ребенка гармонично развивались оба вида мышления, важно:

  • Давать практические задания наряду с умственными
  • Чередовать занятия творчеством и точными науками
  • Поощрять физическую активность
  • Не перегружать интеллектуальными занятиями

Когда обратиться к психологу

Если наблюдаются явные признаки потери связи с реальностью, депрессии, навязчивых идей - необходима консультация специалиста. Психолог поможет восстановить баланс с помощью когнитивно-поведенческой терапии.

Развитие абстрактного мышления у детей

У детей процесс формирования абстрактного мышления имеет свои особенности. Рассмотрим подробнее, как помочь ребенку в развитии этого навыка.

Возрастные рамки

По теории Пиаже, абстрактное мышление начинает складываться после 11 лет. Но элементы его проявляются значительно раньше - в виде фантазирования, творческих игр.

Задачи для дошкольников

До 7 лет можно давать простые задания на классификацию, установление сходства, поиск закономерностей. Это закладывает базу.

Упражнения для младших школьников

В 7-10 лет полезны уже более сложные головоломки, задачи со спичками, логические упражнения типа "Найди лишний предмет". Решать такие задачи ребенок должен самостоятельно максимально короткое время.

Тренировки для подростков

В подростковом возрасте актуальны задания на прогнозирование последствий, оценку вероятности событий, составление алгоритмов. Полезно решать математические и физические задачи с нестандартными условиями.

Развитие одаренных детей

Для особо одаренных детей подойдут темы по философии, логике, парадоксам. Можно начинать знакомство с аксиоматическим методом построения научных теорий.

Комментарии