Распределительные валы ВАЗ: чертеж, ремонт, замена, установка

Распределительный вал является ключевым компонентом механизма газораспределения в двигателях ВАЗ. От его технического состояния напрямую зависит работоспособность всего двигателя.

Конструкция распредвалов ВАЗ

Распредвалы ВАЗ изготавливаются из высокопрочного чугуна или стали. Для повышения износостойкости применяется закалка и азотирование поверхности. Основными конструктивными элементами являются:

  • Опорные шейки с подшипниками качения для вращения вала;
  • Кулачки со специальным профилем для открытия клапанов;
  • Масляные каналы и отверстия в шейках для подачи смазки.

Для передачи вращения от коленвала используется цепь или ремень привода расположенные в передней части вала.

Типы распредвалов для разных двигателей ВАЗ

В автомобилях ВАЗ устанавливались как 8-ми клапанные двигатели, так и 16-клапанные.

Для 8-клапанных двигателей применяются распредвалы с 4 или 8 кулачками. Конструктивно это один вал, управляющий всеми клапанами.

В 16-клапанных двигателях устанавливаются два распределительных вала: один для впускных, другой для выпускных клапанов. Такая конструкция позволяет оптимизировать фазы газораспределения для повышения мощности.

Диагностика неисправностей распредвала

Распределительные валы относятся к числу ответственных и быстроизнашивающихся деталей двигателя. Своевременное обнаружение дефектов поможет предотвратить серьезные поломки.

Наиболее характерными неисправностями являются:

  • Повышенный шум и стуки при работе двигателя
  • Пропуски зажигания, нестабильная работа на холостом ходу
  • Падение компрессии в цилиндрах, вибрация на определенных оборотах

Для точной диагностики состояния распредвала необходимо произвести его осмотр в разобранном двигателе или с помощью специального диагностического сканера, замеряющего зазоры в приводе клапанов.

Ремонт распределительного вала

При обнаружении дефектов или повышенного износа распредвала необходим капитальный ремонт данного узла.

Основные этапы ремонта распредвала:

  1. Полная разборка с дефектовкой всех деталей;
  2. Замена изношенных подшипников, сальников, уплотнений;
  3. Механическая обработка поверхностей, шлифовка, притирка;
  4. Сборка с регулировкой зазоров в соответствии с нормативами.

После ремонта обязательно проводят тестовый прогон двигателя для проверки работоспособности и отсутствия шумов.

Покупка и подбор распредвалов ВАЗ

При необходимости замены изношенного распределительного вала важно правильно подобрать новый.

Основные критерии выбора:

  • Соответствие модели и комплектации двигателя;
  • Материал изготовления и качество поверхностной обработки;
  • Наличие сертификатов и соответствие стандартам.

Рекомендуется приобретать распределительные валы только проверенных брендов у официальных дилеров. Это гарантирует подлинность и надежность изделия.

Установка распределительного вала

Установка нового распредвала требует специальных навыков и инструментов. Рекомендуется доверять эту операцию квалифицированному автомеханику.

Основные этапы установки:

  1. Снятие старого распределительного вала и нанесение меток для выставления фаз газораспределения;
  2. Установка нового распредвала в блок двигателя;
  3. Выставление и фиксация фаз газораспределения по меткам;
  4. Регулировка и проверка натяжения приводной цепи/ремня.

После установки обязательно проводится тестовый прогон и диагностика работы двигателя с помощью специального сканера.

Распределительный вал: чертеж

Для изготовления или ремонта распределительного вала необходим чертеж. Он содержит точные значения всех размеров, допусков, параметров обработки поверхностей.

Чертеж позволяет:

  • Изготовить распредвал на станках или с помощью 3D-печати;
  • Подобрать необходимые инструменты и материалы;
  • Контролировать соответствие параметров при диагностике или ремонте.

Для разных типов двигателей ВАЗ чертежи распредвалов могут сильно отличаться.

Профилактика и обслуживание

Для предотвращения преждевременного износа и выхода из строя распределительного вала необходимо проводить регулярное обслуживание.

В рамках периодического ТО рекомендуется выполнять:

  • Проверку и регулировку натяжения цепи или ремня привода распредвала;
  • Замену масла в поддоне распределительного вала;
  • Осмотр состояния подшипников и уплотнений, при необходимости замена.

Своевременное обслуживание позволит продлить срок службы распредвала и избежать внезапных поломок.

Возможные неисправности

К наиболее распространенным неисправностям распределительного вала относятся:

  • Повышенный шум и вибрация из-за ослабления крепления, износа подшипников;
  • Нарушение регулировки или поломка приводной цепи/ремня;
  • Заклинивание вала из-за отсутствия или недостатка смазки.

При появлении первых признаков неисправностей необходимо обратиться к автомеханику для диагностики и ремонта.

Сборка и регулировка

После ремонта или замены необходимо правильно собрать и отрегулировать распределительный вал.

Основные этапы сборки:

  1. Установка вала в блок двигателя с фиксацией осевого люфта;
  2. Монтаж подшипников, сальников, крышек;
  3. Установка и натяжение цепи или ремня привода распредвала.

После сборки обязательна проверка и регулировка фаз газораспределения в соответствии с заводскими нормативами.

Проверка после ремонта

Перед эксплуатацией автомобиля после ремонта или замены распредвала необходимо провести обкатку двигателя и диагностику.

  • Проверка работы двигателя на всех оборотах на холостом ходу и под нагрузкой;
  • Диагностика клапанных зазоров и фаз газораспределения;
  • Оценка вибрации, шумности, давления масла.

Такая комплексная проверка позволит убедиться в правильности работы распредвала и двигателя в целом.

Выбор материалов для изготовления

При изготовлении или восстановлении распределительного вала важно правильно подобрать материалы.

Для основы чаще всего используют:

  • Сталь 40Х или 38Х2МЮА - обеспечивает высокую прочность и стойкость к нагрузкам;
  • Серый чугун СЧ20 - отличается хорошей обрабатываемостью, невысокая стоимость.

Для повышения износостойкости применяют закалку ТВЧ или азотирование. Выбор материалов зависит от требований к прочности и стоимости.

Технология изготовления распредвала

Изготовление распределительного вала включает следующие этапы:

  1. Заготовка вала заданного размера из выбранного материала;
  2. Фрезеровка опорных шеек и установочных поверхностей;
  3. Формирование кулачков и масляных каналов;
  4. Термическая обработка детали;
  5. Шлифовка и доводка всех поверхностей.

Для обеспечения заданных параметров применяется точное CNC оборудование и контрольно-измерительные приборы.

Подбор инструментов и расходных материалов

Для ремонта или изготовления распредвала необходим специальный инструмент:

  • Ключи рожковые, торцовые для отворачивания гаек крепления;
  • Съемники для снятия вала с опор и подшипников;
  • Набор фрез, сверл, плашек для механической обработки;
  • Шлифовальная бумага разных зернистостей.

Также потребуются расходные материалы: смазочные, уплотнительные, крепеж.

Контроль геометрии и размеров

После изготовления или восстановления необходима проверка геометрии распредвала на соответствие чертежу:

  • Контроль диаметров шеек и посадочных мест под подшипники;
  • Замеры профиля и высот кулачков;
  • Проверка биения вала и перпендикулярности осей.

Все должно соответствовать заданным допускам чертежа для обеспечения надежной работы.

Комментарии