Как определить признаки неисправности датчика распредвала - 5 главных симптомов
Неожиданное отключение двигателя автомобиля в пути - настоящий кошмар для водителя. Часто причиной таких ситуаций становится поломка датчика распределительного вала. Давайте разберем, как распознать неисправность по симптомам и что делать дальше.
Зачем нужен датчик распредвала в автомобиле
Датчик распредвала выполняет две важные функции:
- Контролирует работу клапанов двигателя, отвечающих за впуск и выпуск топливно-воздушной смеси
- Синхронизирует моменты впрыска топлива форсунками и подачи искры на свечи зажигания в нужный цилиндр
Различают магнитные датчики и датчики по эффекту Холла. Первые генерируют переменный ток сами, вторые питаются от бортовой сети автомобиля. Количество датчиков распредвала зависит от марки и модели транспортного средства.
Основные причины выхода из строя
К сожалению, со временем датчик распределительного вала может дать сбой. Чаще всего это происходит по таким причинам:
- Естественный износ внутренних деталей и обмоток
- Поломка связанных компонентов системы, например ремня ГРМ
- Короткое замыкание или обрыв проводки
По статистике, у 70% отказавших датчиков распредвала обнаруживается износ контактных групп в разъеме.
Признак No 1 - блокировка коробки передач
В некоторых моделях автомобилей при выходе из строя датчика распредвала может заклинивать коробку передач. Обычно это проявляется так:
- Трансмиссия фиксируется на определенной передаче
- Переключить скорость становится невозможно
- Блокировка снимается только после перезапуска двигателя
Подобные симптомы могут наблюдаться на автомобилях ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и некоторых иномарках.
Признак No 2 - движение рывками и потеря скорости
Еще одним характерным проявлением неисправности датчика распределительного вала является "прихрамывание" мотора во время движения:
- Автомобиль начинает ехать рывками, "подтормаживать"
- Резко падает динамика разгона
- Скорость не превышает 60 км/ч даже при полностью нажатой педали газа
Так двигатель реагирует на некорректные сигналы о моментах открытия форсунок и свечей зажигания.
Тип датчика | Напряжение питания | Ток в цепи, мА |
Магнитный | Переменный | 125-150 |
По эффекту Холла | 12 В постоянного тока | 150-200 |
Как видно из таблицы, датчики распредвала существенно отличаются по техническим параметрам.
Признак No 3 - резкое падение мощности
Еще один тревожный сигнал - двигатель едва "тянет", разгоняя автомобиль с большим трудом и не развивая скорость выше 60 км/ч. При этом расход топлива резко возрастает. Так проявляется аварийный режим работы системы впрыска из-за отсутствия данных от датчика фаз.
Признак No 4 - спонтанное глохание двигателя
Отказ датчика распредвала может привести к внезапным остановкам мотора во время движения. При этом двигатель глохнет мгновенно, без "предупреждения" и перехода на аварийные режимы работы. Запустить мотор обратно не удается - требуется вмешательство водителя или диагностика неисправности.
Признак No 5 - проблемы с запуском
Наиболее опасный сценарий - отказ двигателя запуститься. Это происходит из-за отсутствия искры на свечах зажигания. Компьютер не получает от датчика распредвала данных о порядке работы цилиндров и не может открывать форсунки в нужные фазы цикла.
Датчик распредвала ваз является наиболее уязвимым элементом этой системы из-за особенностей конструкции.
Как видите, неисправность датчика фаз грозит если не полной остановкой автомобиля, то весьма серьезными проблемами. Чтобы их предотвратить, нужно вовремя распознать характерные признаки и принять меры по замене датчика распредвала .
безотказной работы всего газораспределительного механизма.
При соблюдении всех правил обслуживания и своевременном техническом осмотре, ресурс работы датчика распредвала может достигать 250-300 тысяч км пробега автомобиля.
Особенности эксплуатации автомобиля с замененным датчиком распредвала:
- Запускать двигатель сразу после установки датчика
- Не увеличивать мгновенную нагрузку на двигатель
- Тщательно следить за сигналами приборной панели первые 100 км
Эти простые правила помогут адаптировать новый датчик распредвала и обеспечить его стабильную работу.
Профилактика выхода из строя датчика распределительного вала
Можно значительно увеличить ресурс работы датчика распредвала и избежать его неожиданного отказа на ходу.
- Регулярно проводить ТО системы питания и зажигания двигателя
- Своевременно заменять масло, фильтры, технические жидкости
- Использовать топливо рекомендованного качества
Таким образом можно обеспечить стабильную работу всего газораспределительного механизма - от распредвала до клапанов и форсунок.
Влияние неисправного датчика распредвала на расход топлива
Как уже отмечалось ранее, одним из главных признаков поломки датчика является заметное увеличение расхода топлива. Дело в том, что при выходе датчика из строя двигатель переходит в аварийный режим работы.
- Форсунки впрыскивают топливо хаотично, не в нужной последовательности
- Часть топлива не успевает полностью сгореть в цилиндрах
- Резко возрастают токсичные выбросы и дымность отработавших газов
Влияние поломки датчика распредвала на мощность двигателя
Наряду с увеличением расхода, отказ датчика приводит к падению мощностных показателей двигателя:
- Снижается крутящий момент на валу из-за неполного сгорания топлива
- Падает динамика разгона автомобиля
- Двигатель с трудом набирает обороты, "тянет" слабо
Влияние неисправного датчика распредвала на токсичность выхлопа
Выбросы вредных веществ с отработавшими газами при неработающем датчике распределительного вала могут увеличиваться в несколько раз!
- Резкий рост СО - оксида углерода
- Повышенное содержание углеводородов
- Утяжеление дымности выхлопа