Устройство тягово-сцепного устройства и особенности эксплуатации

Тягово-сцепные устройства - важнейший элемент конструкции любого автопоезда. От их надежности и правильной эксплуатации зависит безопасность движения. Давайте разберемся, что представляют из себя эти механизмы.

Фотография шарового тягово-сцепного устройства легкового автомобиля

Назначение и классификация тягово-сцепных устройств

Основным назначением тягово-сцепного устройства является шарнирное соединение тягача и прицепа для возможности их быстрой сцепки-расцепки, а также передачи вертикальных и продольных нагрузок от одного звена автопоезда к другому.

По типу разъемно-сцепного механизма ТСУ подразделяют на три основных типа:

  • крюковые (пара крюк–петля)
  • вилочные или шкворневые (пара шкворень–петля)
  • шаровые (пара шар–полусфера)

Устройства типа шар-полусфера часто называют фаркопами. Они предназначены для буксировки легких прицепов полной массой до 3,5 т. В роли тягачей здесь выступают легковые автомобили, пикапы, микроавтобусы и небольшие грузовики.

Крюковые ТСУ наиболее широко применяются благодаря простоте конструкции и большим углам поворота. Это важно при движении по пересеченной местности. Однако такие устройства имеют люфт в соединении крюк-петля, из-за чего возникают динамические нагрузки и быстрый износ деталей.

Устройство тягово-сцепного устройства

Тягово-сцепное устройство в общем случае состоит из:

  • разъемно-сцепного механизма
  • амортизационно-поглощающего механизма
  • элементов крепления к раме тягача

Рассмотрим конструкцию на примере наиболее распространенных тягово-сцепных устройств прицепов крюкового типа.

Фотография крюкового тягово-сцепного устройства

Крюковое ТСУ

Основным элементом здесь является тяговый крюк, устанавливаемый на тягаче. На прицепе монтируется жесткое дышло со сцепной петлей. В ТСУ крюкового типа обычно используется двусторонняя амортизация - как на стороне крюка, так и на стороне петли.

Согласно ГОСТ 2349–75, крюковые устройства должны обеспечивать углы поворота относительно поперечной оси зева крюка не менее ±40°, вертикальной оси ±55°, продольной ±15°.

Конструкция тягового крюка включает:

  • корпус
  • стержень крюка с возможностью поворота в корпусе
  • резиновый или пружинный амортизатор
  • элементы крепления

Также в состав крюкового ТСУ входит защелка с предохранительным замком и стопорным шплинтом. Это исключает возможность саморасцепки автопоезда при движении.

Шаровой тип ТСУ (фаркоп)

Для буксировки легких прицепов используют устройство фаркопа - шарового типа по стандарту ISO 1103. Здесь в роли разъемно-сцепного механизма выступает пара "шар диаметром 50 мм - полусфера".

Шар крепится на специальном кронштейне к нижней части кузова или раме тягача. Как правило, шаровой фаркоп одноосный либо со сдвоенной/трехосной тележкой в центре.

В отличие от крюкового варианта, здесь ТСУ передает не только продольные тяговые и тормозные усилия, но и вертикальные нагрузки от дышла прицепа.

Монтаж и эксплуатация ТСУ

Установка тягово-сцепного устройства должна осуществляться в соответствии с предписаниями производителя ТСУ и с учетом особенностей автомобиля. Несоблюдение требований чревато преждевременным выходом фаркопа из строя.

Монтаж ТСУ

Основные этапы установки:

  1. Подготовка автомобиля: демонтаж заднего бампера, очистка мест крепления, разметка по месту установки.
  2. Непосредственная установка кронштейнов крепления и сцепного элемента (шара или крюка).
  3. Электромонтаж: подключение проводки прицепа к электросистеме автомобиля.
  4. Окончательная затяжка всех соединений, проверка люфтов и зазоров.

Эксплуатация и обслуживание

В процессе использования устройств тягово-сцепных необходимо:

  • Регулярно проверять крепежные соединения, подтягивать ослабевшие гайки.
  • Следить за техническим состоянием амортизаторов, своевременно заменять изношенные.
  • Исключать применение сцепных элементов прицепа с отличающимися от ТСУ тягача параметрами.

Периодически требуется диагностировать техническое состояние фаркопа с целью своевременного выявления дефектов и предотвращения аварийных ситуаций при эксплуатации автопоездов.

Безопасность и надежность ТСУ

Конструктивные решения современных тягово-сцепных устройств направлены на повышение их безопасности и надежности.

К таким решениям относятся:

  • Увеличенные коэффициенты запаса прочности
  • Применение износостойких и коррозионностойких материалов
  • Автоматические системы фиксации сцепки
  • Встроенные демпфирующие/амортизирующие элементы

Большую роль играет регулярная диагностика технического состояния универсального фаркопа и других элементов автопоезда. Это позволяет выявлять возможные проблемы на ранней стадии и предотвращать серьезные аварии при эксплуатации.

Диагностика ТСУ

Среди основных параметров, подлежащих проверке:

  • Люфты в местах крепления и подвижных соединениях
  • Работоспособность стопорных и фиксирующих элементов
  • Состояние амортизаторов и демпферов
  • Целостность сварных швов и других неразъемных соединений

Выбор ТСУ

При подборе тягово-сцепного устройства для легкового автомобиля или другого транспортного средства необходимо учитывать ряд факторов:

  • Тип тягача и особенности его конструкции
  • Параметры буксируемого прицепа (полная масса, тип дышла и сцепного элемента)
  • Условия и интенсивность планируемой эксплуатации
  • Требуемые углы поворота автопоезда

Также важно выбирать ТСУ с характеристиками не ниже, чем у оригинальной заводской тягово-сцепной системы транспортного средства (если таковая имеется).

Монтаж нестандартных ТСУ

В случае установки на тягач тягово-сцепного устройства, отличного от предусмотренного изготовителем транспортного средства, могут потребоваться доработки автомобиля:

  • Усиление элементов кузова или рамы в местах крепления ТСУ
  • Изменение электропроводки при несовпадении штатных и устанавливаемых электрических разъемов

Все переделки должны выполняться с максимальным соответствием технической документации как на ТСУ, так и на транспортное средство.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.