Северный речной порт Москвы – история и современность

Северный речной порт Москвы - уникальный исторический объект, связанный с освоением северных речных путей столицы. Его история насчитывает почти 100 лет, а сегодня порт переживает новый этап развития.

История создания Северного речного порта

Северный речной порт был построен в 1937 году одновременно со строительством канала имени Москвы. Это стратегически важный объект позволил наладить речное сообщение по северному направлению от Москвы. Порт стал основным звеном водной магистрали протяженностью 128 км от Москвы до Волги.

«Открытие канала имени Москвы и Северного речного порта позволило вывести столицу к водным артериям центральной России и освоить обширные северные территории».

Первоначально порт включал 12 складов общей площадью 13 гектаров. В 1970-х годах была проведена реконструкция порта с расширением складских мощностей. Сегодня Северный речной порт способен принимать суда водоизмещением до 5 тысяч тонн и осадкой до 3,6 метра.

Ежегодный грузооборот порта составляет более 2 миллионов тонн. Основу грузоперевозок составляют навалочные и насыпные грузы - песок, щебень, уголь.

В 1987 году здание Северного речного вокзала, расположенного рядом с портом, было признано памятником архитектуры ХХ века регионального значения.

Современное использование порта

ПАО Северный порт сегодня является одним из крупнейших речных портов Москвы. Основным видом деятельности предприятия является перевалка и хранение грузов.

В состав порта входят:

  • 12 крытых складов общей площадью 13 га
  • открытые складские площадки
  • причальный фронт длиной 1,2 км
  • железнодорожные подъездные пути
  • автомобильные подъездные пути

Основные грузы, которые обрабатывает Северный порт:

  1. Песок, щебень, гравий
  2. Металлы и металлопрокат
  3. Лесные и строительные грузы
  4. Минеральные удобрения
  5. Зерно

Среди клиентов порта крупные строительные и промышленные предприятия Москвы и Московской области. Например, ГК "Абсолют", ЗАО "Кнауф Гипс", ООО "ТехноНИКОЛЬ-Строительные Системы" и др.

Грузооборот порта в 2022 году составил 2,5 млн тонн. Это на 8% больше показателя 2021 года. Рост объемов грузоперевозок связан с активным строительством в Московском регионе.

Конкурентными преимуществами Северного порта являются:

  • Удобное географическое положение
  • Наличие железнодорожных и автомобильных подъездных путей
  • Большая территория и складские мощности
  • Квалифицированный персонал

Благодаря этим факторам порт успешно развивает свой бизнес и привлекает новых клиентов.

Перспективы развития порта

У Северного речного порта есть большой потенциал для дальнейшего развития и наращивания объемов грузоперевозок. Для этого планируется:

  • Модернизация причального фронта с увеличением его длины до 1,5 км
  • Расширение складских площадей за счет строительства новых крытых складов
  • Приобретение современного погрузочно-разгрузочного оборудования
  • Увеличение парка техники для перевалки грузов

Эти меры позволят увеличить грузооборот порта до 3 млн тонн в год. Ассортимент обрабатываемых грузов также может быть расширен за счет химических удобрений, цемента, нерудных строительных материалов.

Порт и город

Северный речной порт играет важную роль в транспортном сообщении и жизни Москвы. Расположенный в черте города, он позволяет осуществлять поставку стройматериалов для нужд столицы водным путем.

Комплекс зданий порта представляет историко-архитектурную ценность как образец промышленной архитектуры 1930-х годов. В планах властей - провести реконструкцию и благоустройство набережной, чтобы сделать эту территорию более комфортной для горожан.

В будущем возможно включение Северного речного порта в туристические маршруты, посвященные истории и архитектуре Москвы. Экскурсии на теплоходе с посещением порта могли бы стать интересным вариантом отдыха для москвичей и гостей столицы.

Порт в популярной культуре

Образ Северного речного порта нашел отражение в произведениях литературы и искусства. В частности, порт упоминается в романах Ильфа и Петрова, посвященных истории Москвы 1930-х годов.

«Над каналом, словно корабли, стояли огромные баржи. За ними виднелись краны и трубы Северного речного порта».

Здание вокзала с колоннадой фасада запечатлено на полотнах живописцев соцреализма. Некоторые киностудии использовали территорию порта для съемок фильмов о жизни речников.

Северный порт вдохновлял поэтов на создание стихов, посвященных романтике и героизму профессии речника. В народе ходят легенды о призраке Летучего голландца, который иногда появляется в тумане у причалов порта.

Перспективы застройки территории порта

В последние годы обсуждаются планы комплексной застройки территории Северного речного порта. Эксперты и общественность расходятся во мнениях о целесообразности таких проектов.

С одной стороны, современные кварталы жилья и офисов могут сделать эту зону более привлекательной и удобной для жизни. С другой стороны, есть опасения потери исторического облика промзоны и нарушения сложившейся экосистемы.

Поиск компромисса возможен в варианте частичного сохранения старых зданий порта и аккуратной застройки оставшейся территории. При грамотном подходе это позволит соединить историю и современность на берегах канала имени Москвы.

Заключение

Северный речной порт Москвы имеет богатую историю и играет важную роль в экономике и жизни столицы. Сегодня порт успешно развивает грузовые перевозки и планирует дальнейшую модернизацию. В то же время необходимо бережно относиться к историческому наследию этого комплекса при любых проектах развития территории.

Комментарии