Реле задержки включения 12В: подбираем по назначению и характеристикам
Реле задержки включения 12В - устройство, позволяющее отложить запуск подключенной к нему электрической цепи на заданный промежуток времени. Это может быть полезно в автомобиле для плавного включения мощных потребителей тока, разгрузки аккумуляторной батареи в момент запуска двигателя, предотвращения перегрузок и провалов напряжения.
Назначение и применение
Реле задержки включения используется в автомобиле, как правило, для отсрочки запуска следующих устройств:
- Фары дальнего света
- Обогреватели (салона, стекол, зеркал, сидений)
- Вентиляторы
- Насосы стеклоомывателя
- Пневмоподвеска
Это позволяет добиться следующих эффектов:
- Разгрузить аккумуляторную батарею и генератор в момент запуска двигателя, когда происходит пиковый отбор тока стартером
- Избежать просадки напряжения в бортовой сети при одновременном включении нескольких мощных потребителей
- Поэтапно включить потребители для более плавного нарастания нагрузки на генератор
Типы реле задержки включения 12В
Реле задержки включения для автомобиля бывают нескольких видов:
По способу установки времени задержки
- С фиксированным временем задержки (как правило, 3-10 секунд)
- С регулируемым временем задержки (от нескольких секунд до нескольких минут)
Регулируемые реле удобнее, так как позволяют точно настроить требуемое время задержки под конкретную нагрузку и особенности электросистемы автомобиля.
По количеству контактов
- Одноконтактные
- Двухконтактные
- Четырехконтактные
Чем больше контактов, тем больше нагрузок можно подключить через одно реле.
По величине коммутируемого тока
- Малогабаритные (до 15 А)
- Средней мощности (до 30 А)
- Мощные (свыше 30 А)
Необходимо выбирать реле с запасом по максимальному току, чтобы оно не перегревалось.
Реле задержки включения 12В своими руками
Собрать реле задержки включения 12В можно самостоятельно с минимальными затратами, используя:
- Готовое автомобильное реле
- Микросхему NE555
- Несколько резисторов и конденсаторов
Схема очень простая, ее работа основана на формировании задержки с помощью RC-цепочки. Для расчета значений R и C можно воспользоваться следующей формулой:
Где:
- t - необходимое время задержки, с
- R1 - сопротивление резистора, Ом
- C1 - емкость конденсатора, Ф
Подобрав R1 и C1, можно реализовать задержку практически любой длительности от долей секунды до нескольких минут.
Пошаговое руководство по сборке реле задержки включения
- В автомобильном реле аккуратно выпилить углубление для размещения NE555 и элементов схемы
- Установить NE555 и элементы на макетной плате или монтажных проводах
- Закрепить плату внутри корпуса реле
- Вывести контакты питания, управления и нагрузки на клеммы реле
- С помощью кнопки проверить работу задержки включения нагрузки
- При необходимости отрегулировать время задержки подбором R и C
Собранное вами реле готово к установке на автомобиль и использованию в течении длительного времени!
Выбор комплектующих для самодельного реле
Чтобы собрать реле задержки включения самостоятельно, потребуются следующие комплектующие:
- Микросхема NE555 в корпусе DIP8
- Конденсатор емкостью 100 мкФ × 16 В (керамический или танталовый)
- Резистор 1 кОм
- Резистор 10 кОм (подстроечный)
- Светодиод
- Автомобильное реле с рабочим напряжением 12 В и током контактов не менее 20 А
- Клеммы, провода, изоляционная лента
Устройства на NE555
Существует несколько доступных устройств на NE555, схожих по задачам с реле задержки включения 12В:
- реле времени
- однопериодный генератор
- мультивибратор
- реле времени с задержкой выключения
Их можно использовать в автомобиле, например, для:
- Размыкающийся "стоп-сигнал"
- Кратковременный звуковой сигнал
- Индикации незакрытой двери
Особенности подключения самодельного реле
При монтаже в автомобиль самодельного реле задержки включения нужно учитывать:
- Нагрузочная способность контактов реле должна соответствовать мощности подключаемых потребителей
- Желательно установить дополнительный предохранитель в цепь нагрузки
- Использовать провод сечением не менее 2,5 мм2 для коммутации мощных нагрузок
- Закрепить реле, исключив вибрации и удары
При соблюдении этих правил самодельное реле прослужит долгие годы!
Возможные неисправности
Если реле задержки включения, собранное на NE555, работает некорректно, проверьте:
- Надежность пайки и контактов
- Исправность микросхемы и других элементов
- Правильность сборки схемы, полярность элементов
- Напряжение питания должно быть стабильным 12 В
Также возможна неточность установки временных интервалов. В этом случае подберите значения R1 и C1.
Дополнительные возможности
Функционал реле задержки включения на базе NE555 можно расширить:
- Установить потенциометр для плавной регулировки времени задержки
- Добавить световую индикацию срабатывания реле
- Сделать возможность ручного управления без задержки
- Подключить выключатель обхода задержки
Альтернативы NE555
Вместо микросхемы NE555 можно использовать:
- Микроконтроллер (AVR, PIC и др.) - бóльшая гибкость настройки
- Дискретная схема на транзисторах и реле
- Готовое программируемое реле времени
- Автомобильный монтажный блок с реле
Примеры готовых реле задержки 12В
Среди популярных моделей можно выделить:
- ПР-1М - серия отечественных реле, до 30 А
- UNI-T UTD2102CEL - регулируемое до 20 минут
- SainSmart - для Arduino, 5V
- Hella 189508181 - OEM для европейских авто
В ассортименте есть версии 6В, 12В, 24В, с разными токами и функциями.
Стоимость реле задержки
Ориентировочные цены на реле задержки 12В:
- Простые от 100 рублей
- Среднего класса - от 300 рублей
- Мощные премиум бренды - от 1000 рублей
- Самодельное - от 50 руб (стоимость комплектующих)