Молитва "Отче наш" - одна из важнейших христианских молитв, данная самим Иисусом Христом. Ее глубокий смысл и сакральное значение по сей день волнуют умы верующих.
Происхождение молитвы "Отче наш"
Молитва "Отче наш" впервые упоминается в Евангелиях от Матфея и Луки. У двух евангелистов приводятся разные варианты этого важнейшего христианского текста.
В Евангелии от Матфея молитва "Отче наш" выглядит так:
"Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь."
В Евангелии от Луки вариант молитвы "Отче наш" короче:
"Отче! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого."
Как видно, у Луки нет начального обращения "Отче наш, сущий на небесах", отсутствует концовка "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки".
Считается, что изначально текст Луки был еще короче, а различия с версией Матфея появились позднее. При переписывании Евангелий тексты постепенно становились все более похожими.
Кроме библейских источников, на формирование молитвы "Отче наш" оказали влияние иудейские и зороастрийские традиции. Молитвы с похожими фразами и структурой существовали в этих религиях.
Структура и составные части молитвы
Молитва "Отче наш" состоит из 7 частей, которые можно разделить на три блока:
- Призывание - "Отче наш, сущий на небесах"
- Славословие - "Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе"
- Прошения:
- "Хлеб наш насущный дай нам на сей день" "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" "И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого"
Завершает молитву "Отче наш" доксология: "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки". Эта фраза в большинстве древних списков отсутствует и считается позднейшей вставкой.
Каждая фраза молитвы "Отче наш" несет глубокий смысл. Рассмотрим значение первых трех:
"Отче наш, иже еси на небесех"
Это обращение указывает на Бога как на Отца всего человечества, а также на Его возвышенность и обитание "на небесах". Фраза задает тон всей молитве как доверительному разговору с любящим небесным Отцом.
"Да святится имя Твое"
Здесь выражается почитание Божьего имени, которое священно и неприкосновенно. Прославление имени Бога - долг каждого верующего.
"Да приидет Царствие Твое"
Эти слова отражают христианскую надежду на наступление Царства Божьего. Это духовное царство, которое уже присутствует, но еще не раскрылось в полноте. Его окончательное откровение произойдет в конце времен.
Далее в молитве "Отче наш" следуют конкретные прошения к Богу о разных нуждах человека. Эта практическая часть не менее важна, чем возвышенные философские истины, изложенные в начале.
"Хлеб наш насущный даждь нам днесь"
Фраза о "хлебе насущном" - одна из самых неоднозначных во всей молитве "Отче наш". Как понимать эти слова - в прямом, материальном смысле или как образ, метафору?
Одни считают, что здесь речь идет о реальной пище, которую Бог посылает людям каждый день. Другие видят в этом духовную пищу - учение Христа, Его благодать.
Хлеб наш насущный - это Слово Твое, Христос, пребывающий с нами каждый день в Причастии и Евхаристии.
В пользу второго, духовного толкования говорит тот факт, что вся молитва "Отче наш" посвящена возвышенным, отвлеченным понятиям. Просьба о материальном хлебе кажется здесь несколько неуместной.
С другой стороны, Иисус и апостолы нередко использовали образ хлеба для обозначения духовной пищи. Например, Христос назвал Себя "хлебом, жизнь приносящим". А в притчах часто упоминается повседневный хлеб.
Так что трактовки могут быть самые разные. Главное - упование в этой фразе на ежедневное Божье промышление, которым Он поддерживает Свои творения.
"И остави нам долги наши"
Здесь под "долгами" подразумеваются грехи - нарушение Божественных заповедей. Человек просит Бога простить ему эти "долги", то есть помиловать и очистить от греха.
При этом в молитве содержится важное условие: "как и мы прощаем должникам нашим". Иисус неоднократно подчеркивал, что Бог прощает нам в той мере, в какой мы сами прощаем других людей.
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Евангелие от Матфея 6:14-15)
Так в молитве "Отче наш" сформулирован важнейший нравственный принцип: мы имеем право рассчитывать на милость Божью, только если сами эту милость проявляем к ближним.
Далее в молитве следует прошение об избавлении от искушений и зла. Эта тема тесно перекликается с мотивом прощения грехов. Рассмотрим ее подробнее в следующих разделах статьи.
Искушения и "лукавый"
В конце молитвы "Отче наш" содержится прошение: "И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого". Как понимать эти слова?
"Искушение" здесь - испытание веры, соблазн совершить грех. Человек просит Бога об укреплении его духовных сил, чтобы противостоять этим искушениям.
Господи, укрепи меня, чтобы я мог пройти все испытания и не поддаться греховным соблазнам!
В то же время Бог Сам напрямую не искушает людей, а лишь попускает испытания. Поэтому некоторые богословы предлагают перевод "не допусти нас до искушения".
Что касается "лукавого", то это олицетворение злых сил, действующих в мире против Бога и людей. В христианской традиции - это дьявол, или сатана.
"Сущий на небесах" - небесный Отец
Фраза молитвы "Отче наш, сущий на небесах" указывает на возвышенность и трансцендентность Бога. Он - вездесущий Дух, но вместе с тем обитает "на небесах", то есть вне материального земного мира.
Это выражение задает тон всей молитве как взиранию к тому Небесному Отцу, Который выше всех тварных вещей.
Мы обращаемся не просто к "Отцу", но к "Отцу Небесному", то есть Всевышнему.
В древних культурах "небо" ассоциировалось с обиталищем богов. Отсюда выражение "на небесах" как синоним обители Всевышнего.
Святость Божьего Имени
Прославление имени Божьего - важная тема Библии. Уже в Ветхом Завете святость имени Яхве подчеркивается:
Имя Господа свято и страшно (Псалтирь 110:10).
Когда Иисус учит молиться "Да святится Имя Твое", Он имеет в виду то же самое благоговейное отношение.
Для древних библейский имена несут огромную смысловую нагрузку. Они отражают сущность и характер своего носителя.
Поэтому прославление Божьего Имени означает прославление Самого Бога, всех Его свойств и деяний.
Царство Божие здесь и сейчас
Христианская концепция Царства Божьего очень многогранна и сложна. Это и наступающая в конце времен Божественная эра, и духовная реальность, уже присутствующая среди людей.
Молитва "Отче наш" отражает как раз второй аспект - Царство как незримое присутствие Бога, которое постепенно раскрывается все полнее. Христианин молится о том, чтобы это духовное Царство являлось и в его собственной жизни.
Царствие Божие внутри вас есть, - говорил Христос (Лк. 17:21).
Как конкретный человек может жить по законам Царства Божьего уже сейчас? Это тема отдельного разговора.
Жизнь по воле Божьей
Еще одна важная тема молитвы "Отче наш" - исполнение Божественной воли. Что это значит на практике для христианина?
Прежде всего, нужно различать между своей человеческой волей и волей Бога. Первая часто бывает эгоистичной, греховной. Вторая несет высшее благо.
Господи, дай мне силы и мудрости, чтобы распознавать Твою волю и исполнять ее, отвергая собственные корыстные желания!
Конкретные пути познания воли Божьей - молитва, чтение Писания, наставления старцев и пастырей Церкви.
Но и тут есть опасность фанатизма, когда человек абсолютизирует какое-то свое мнение или внешние авторитеты.
Поэтому важно совмещать внешние ориентиры с внутренним голосом совести, чувством любви к ближним.
Духовный смысл "хлеба насущного"
Разбор молитвы "Отче наш" показывает, что под "хлебом насущным" можно понимать не только материальную пищу, но и духовную.
В этом ключе "хлеб" - учение Христа, Его благодать, присутствие в таинствах.
Я есмь хлеб жизни, - говорит Сам Иисус (Ин. 6:35).
Кроме того, Он учил, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим" (Лк. 4:4).
Здесь подчеркивается, что духовная пища не менее важна для поддержания жизни, чем телесная.
И в расшифровке молитвы "Отче наш" эта идея тоже присутствует: человеку нужна ежедневная духовная подпитка от Бога.
"Долги" как грехи
Когда верующий просит Бога "оставить нам долги наши", речь идет о прощении грехов.
Этот образ заимствован из экономических отношений: грех предстает как долг перед Богом, как обязательство, которое человек не может исполнить своими силами.
Отсюда мольба к Всевышнему: "Прости мне мои грехи, слабому и немощному творению!" И далее упование на Божественное милосердие и очищение.
Борьба с греховными соблазнами
Тесно связана с темой прощения грехов просьба об избавлении от искушений и "лукавого", то есть демонических сил.
Здесь в объяснении молитвы "Отче наш" важно понимать, что Бог напрямую не искушает людей, но лишь попускает испытания. А дьявол по своей природе - клеветник и искуситель.
Поэтому христианин молится о духовной бдительности и защите от этих коварных атак. И просит силу от Бога, чтобы не поддаться греховным соблазнам.