Что такое "психика" и как ее понимать
Психика сопровождает человека на протяжении всей его эволюции. Изучая этот феномен, мы открываем путь к пониманию самих себя. В данной статье мы попытаемся разобраться, что представляет собой психика, как она устроена и как развивалась в процессе становления человека.
Эволюция форм психики
На протяжении биологической эволюции формы психического отражения постепенно усложнялись и совершенствовались. А.Н. Леонтьев выделяет три основные стадии:
-
Элементарная сенсорная психика - отражение отдельных свойств объектов;
-
Перцептивная психика - целостное восприятие образов;
-
Интеллектуальная психика - абстрактно-логическое мышление.
Наивысшее развитие психика получает у человека. Именно на этом этапе эволюции появляется такая ее форма, как сознание. Возникновение сознания обусловлено характером человеческого труда, социальной жизнью индивида и использованием языка.
Таким образом, прослеживая эволюцию форм психического отражения от примитивных до высокоразвитых, мы можем глубже понять природу и сущность этого удивительного феномена.
Практическое применение знаний о психике
Итак, что такое психика? Это сложная система отражения и регуляции, присущая человеку и животным. Как же можно использовать полученные знания о ее структуре и функционировании?
Понимание себя и других
Зная закономерности работы собственной психики, мы лучше осознаем мотивы своих поступков, причины эмоциональных реакций. Это помогает взглянуть на ситуацию со стороны и найти наиболее конструктивный выход.
Понимание основ психологии также способствует эмпатии по отношению к другим людям, умению "читать" их чувства и намерения.
Регуляция психических состояний
Знание того, как устроена психика, дает нам инструменты управления собственными мыслями, эмоциями, поведением. С помощью определенных психотехник можно настроиться на нужный лад, сконцентрировать внимание, успокоиться и многое другое.
Развитие познавательных и ментальных способностей
Понимание принципов работы таких функций психики, как память, мышление, внимание, позволяет целенаправленно тренировать их. А это, в свою очередь, расширяет наши возможности в учебе, карьере, творчестве.
Преодоление психологических барьеров
Заглянув вглубь собственной психики и разобравшись в ее устройстве, мы можем выявить и проработать скрытые страхи, комплексы, иррациональные установки, мешающие нам двигаться вперед. Осознание их истинных причин - первый шаг к избавлению.
Психика в контексте культурно-исторической теории
Что такое психика с точки зрения культурно-исторического подхода? Это - результат социального развития человека, интериоризации общественно-исторического опыта.
Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции формируются в процессе усвоения знаний и навыков в социуме. Так, ребенок сначала учится решать задачи при помощи взрослого, а затем эти механизмы интериоризуются, становясь его собственными.
Таким образом, психика человека глубоко укоренена в культуре и не может рассматриваться в отрыве от нее.
Роль языка в развитии психики
Согласно культурно-исторической теории, важнейшую роль в становлении психики человека играет язык. Приобретая речь, ребенок получает мощный инструмент мышления, регуляции поведения, познания мира.
Язык также лежит в основе такого важнейшего свойства человеческой психики как сознание. По мнению Л.С. Выготского, именно слово придает нашим мыслям осознанность и позволяет оперировать ими.
Интериоризация как механизм психического развития
В процессе интериоризации внешние социальные действия трансформируются во внутренние психологические - от конкретных предметных операций мы переходим к абстрактному мышлению.
Так, например, решая математические задачи с помощью инструментов, ребенок постепенно учится решать их в уме. То же касается и других навыков - чтения, письма и т.д.
Социальная природа психики
Таким образом, психические функции изначально носят социальный характер и лишь впоследствии интериоризируются, превращаясь во внутренние психологические структуры.
Это еще раз подтверждает тезис о том, что человеческую психику нельзя рассматривать в отрыве от социокультурного контекста ее формирования.
Психика и совместная деятельность
Еще одним важным аспектом концепции Выготского является идея о том, что именно в совместной деятельности и общении формируются высшие психические функции ребенка.
На начальном этапе взрослый берет на себя руководящую роль, помогая ребенку справиться с задачей. Затем эта роль постепенно передается самому ребенку по мере развития его собственных психологических механизмов.
Зона ближайшего развития
Выготский вводит понятие "зоны ближайшего развития" - это расстояние между актуальным уровнем психического развития ребенка и потенциальным, которого он может достичь под руководством взрослого.
Исходя из зоны ближайшего развития, учитель может ставить перед учеником задачи оптимальной сложности, стимулирующие рост его способностей.
Применение идей Выготского на практике
Теоретические положения Выготского о социальной обусловленности психического развития находят широкое применение в педагогике, методиках обучения и воспитания.
Они диктуют необходимость строить образовательный процесс с опорой на зону ближайшего развития ребенка, в социальном взаимодействии и создании для него "развивающих ситуаций".