Классы глаголов в русском языке: определение, разновидности
Глагол является важнейшей частью речи в русском языке, выражающей действие или состояние. При словоизменении глаголов проявляется различное соотношение между основами инфинитива и настоящего времени. В зависимости от этого соотношения, а также типа спряжения, все глаголы делятся на классы.
Определение классов глаголов
Классы глаголов – это группы глаголов, принадлежащие к одному типу спряжения и имеющие одинаковое соотношение основ настоящего и прошедшего времени. Например, глаголы типа "читать", "писать" относятся к одному классу, так как имеют основу настоящего времени на -aj- и основу прошедшего времени с суффиксом -л-.
Классы глаголов делятся на продуктивные и непродуктивные. Продуктивные классы постоянно пополняются новыми глаголами, а непродуктивные - нет.
Продуктивные классы глаголов
Выделяется 5 основных продуктивных классов глаголов в русском языке:
- Глаголы на -ать, -ять (читать, гулять)
- Глаголы на -еть (уметь, жалеть)
- Глаголы на -овать, -евать (рисовать, странствовать)
- Глаголы на -нуть (гаснуть, вянуть)
- Глаголы на -ить (учить, строить)
К этим классам относится большинство глаголов в русском языке. Они легко образуют новые глаголы по своим моделям.
Непродуктивные классы глаголов
К непродуктивным классам глаголов относятся:
- Глаголы на -ти, -чи (нести, печь)
- Глаголы на -ать с основой на согласный (дышать, слышать)
- Глаголы на -ереть (запереть)
- Глаголы на -оть (молоть, колоть)
- Глаголы на -ва- (давать, узнавать) и др.
Классы глаголов в русском языке по этим моделям уже не пополняются. Это закрытые группы слов.
Морфологические классы глаголов
Помимо традиционного деления глаголов на классы, в науке используется понятие "морфологических классов". Они выделяются на основе общих признаков в структуре слова.
Например, к одному морфологическому классу могут относиться глаголы с чередованием согласных в основе (бежать - бегу), с основой на шипящий (писать), глаголы без чередования (нести) и т.д.
Таким образом, морфологические классы глаголов - это еще один подход к их классификации в языкознании.
Подклассы глаголов в русском языке
Внутри основных классов глаголов также выделяются подклассы - более дробные группы слов с общими признаками.
Например, среди глаголов на -ить различают:
- Глаголы с корнем на глухой согласный (строить)
- Глаголы с корнем на звонкий согласный (любить)
- Глаголы с чередующейся гласной в корне (сидеть - сижу)
Выделение подклассов позволяет детальнее изучить особенности словообразования и формоизменения глаголов в русском языке.
Классы глаголов в русском языке образуют разветвленную систему с более мелкими группами внутри каждого класса. Это важный аспект для понимания морфологии глагола.
Спряжение глаголов разных классов
Глаголы разных классов имеют свои особенности спряжения. Так, большинство продуктивных классов относится к I спряжению. А глаголы на -ить (5 класс) - ко II спряжению.
В непродуктивных классах встречаются оба типа спряжения. Например, глаголы на -сти, -зти относятся к I спряжению (нести). А глаголы на -чь, -ти - ко II спряжению (течь, брести).
Употребление глаголов разных классов
Наиболее употребительны в речи глаголы продуктивных классов, особенно 1 и 2 класса. Это связано с их способностью легко образовывать новые слова для выражения нужных значений.
Из непродуктивных классов наиболее частотны глаголы движения типа нести, вести, глаголы состояния типа болеть, соответствовать и некоторые другие.
Исторические изменения классов глаголов
Со временем одни классы глаголов утрачивают продуктивность, а другие, наоборот, становятся все более востребованными в языке.
Так, в древнерусском языке продуктивными были глаголы на -ти, которые в современном русском относятся к непродуктивным классам. А такой класс, как глаголы на -ова-/-ева-, раньше вообще не существовал.
Заимствованные глаголы и классы
Заимствованные глаголы в русском языке также распределяются по классам. Чаще всего они присоединяются к какому-либо продуктивному классу.
Например, глаголы типа тренировать, репетировать относятся к 1 классу глаголов на -овать/-евать. А глаголы копировать, сканировать входят в 3 класс глаголов на -овать/-евать.
Переход глаголов из одного класса в другой
Иногда глаголы со временем переходят из одного класса в другой. Это происходит при изменении их морфологических и словообразовательных свойств.
Например, старые глаголы типа сясти, вести раньше относились к разным классам. А теперь входят в один непродуктивный класс глаголов движения на -сти, -зти.
Омонимия основ у глаголов разных классов
Интересный факт - у глаголов из разных классов могут совпадать основы настоящего или прошедшего времени. Это явление называется омонимией.
Например, формы "несу", "несли" могут принадлежать глаголам нести (I спр.) и носить (II спр.). А форма "пеку" - глаголам печь (II спр.) и пекать (I спр.).
Синонимия глаголов из разных классов
Бывают случаи, когда глаголы из разных классов имеют близкие или совпадающие лексические значения. Это явление называют межклассовой синонимией.
Например, глаголы давить и жать, хлестать и сечь. Одни из них относятся к продуктивным классам, другие - к непродуктивным. Но значения их очень близки.
Различные основы у одного глагола
У некоторых глаголов в пределах их парадигмы наблюдается варьирование основ. То есть у одного глагола могут быть разные основы настоящего или прошедшего времени.
Это характерно для непродуктивных классов. Например, у глагола течь основы тек-/теку-, а у глагола обрести - обрет-/обрел-.
Нестандартные формы у глаголов
За пределами литературной нормы у некоторых глаголов встречаются нестандартные формы, не соответствующие их классу.
Это может проявляться в неправильном образовании личных форм, видовых пар и т.д. Например, "они биют" вместо "они бьют".
Индивидуальные изменения глаголов
Под влиянием разговорной речи или диалектов некоторые глаголы претерпевают индивидуальные изменения, несвойственные их классу.
Это может затрагивать спряжение, образование форм прошедшего времени и другие особенности. Например, разговорное "они хочут" вместо "они хотят".