Особенности КПП "Калины" - устройство, характеристики и отзывы
Автолюбители часто сталкиваются с поломками КПП на автомобилях ВАЗ. Давайте разберемся в особенностях этого узла на примере популярной "Калины".
1. Краткая история КПП "Калины"
Производство модели Калина началось в 2004 году на заводе АвтоВАЗ в Тольятти. Первоначально выпускалась только модификация седан с индексом ВАЗ-1118. В 2006 году появился первый хэтчбек.
На машинах 2006-2007 model years устанавливалась КПП с двухшпилечным креплением стартера. А в 2007 году начали комплектовать 16-клапанным двигателем и новой КПП, где стартер крепился уже на 3 шпильки. Такая КПП стояла на Калине вплоть до 2013 года.
В 2013 году Калина получила совершенно новую КПП с тросовым приводом переключения передач, которая была позаимствована у молодой на тот момент Гранты.
Таким образом, за годы производства на автомобилях ВАЗ-Калина было установлено 3 поколения КПП:
- 2006-2007 модельный ряд: 2 шпильки крепления стартера;
- 2007-2013: 3 шпильки;
- С 2013 года: новая КПП с тросовым приводом.
2. Типы КПП, устанавливаемых на "Калину"
На автомобили ВАЗ-Калина, в зависимости от комплектации, могут ставиться следующие типы коробок передач:
- Стандартные 5- и 6-ступенчатые механические КПП с ручным переключением;
- Роботизированные автоматизированные КПП;
- Гидромеханические автоматические КПП (вариаторы).
Рассмотрим подробнее устройство и принцип работы обычной механической КПП, так как именно она устанавливается на подавляющее большинство автомобилей ВАЗ данной модели.
3. Устройство и принцип работы КПП
Механическая КПП состоит из следующих основных узлов:
- Картер сцепления;
- Первичный вал;
- Вторичный вал;
- Механизм переключения передач;
- Коробка дифференциала.
В картере сцепления располагается маховик двигателя, ведущий диск сцепления, нажимной диск, подшипники и сальники.
Первичный вал соединен с двигателем и вращается с его частотой. Он также связан с ведущим диском сцепления, через который передает крутящий момент на трансмиссию.
На вторичном валу расположены шестерни, входящие в зацепление с шестернями на первичном валу (см. таблицу). Передаточные числа шестеренных пар подобраны таким образом, чтобы обеспечить различные передаточные числа для каждой передачи.
Передача | Передаточное число |
1 | 3,7 |
2 | 2,1 |
3 | 1,36 |
4 | 1 |
5 | 0,82 |
Механизм переключения передач обеспечивает фиксацию определенных пар шестерен на соответствующих передачах путем перемещения муфт и вилок при помощи рычага КПП.
Коробка дифференциала расположена в картере КПП. Она позволяет колесам вращаться с различной угловой скоростью при движении автомобиля по повороту.
4. Диагностика неисправностей КПП
КПП автомобиля ВАЗ-Калина может выходить из строя по разным причинам. Рассмотрим основные неисправности и способы их диагностики.
Характерные поломки КПП
- Износ подшипников первичного и вторичного валов
- Поломка зубьев шестерен
- Выход из строя синхронизаторов
- Утечки масла через сальники
Посторонние шумы из КПП
Характер шумов поможет определить причину неисправности:
- Стук при трогании - износ подшипников
- Визг при разгоне - поломка зубьев шестерен
- "Царапанье" на ходу - выход синхронизаторов
Диагностика методом исключения
Чтобы точно установить неисправность в КПП Калины, можно последовательно заменить основные элементы, пока проблема не исчезнет:
- Масло КПП
- Подшипники
- Синхронизаторы
- Шестерни
5. Замена масла в КПП: правила и рекомендации
Регулярная замена трансмиссионного масла является обязательной процедурой для продления срока службы КПП автомобиля.
Типы масел для КПП
Для КПП Калины подойдут следующие типы масел:
- ТАД-17И
- ТСп-15К
- ТАп-15В
Периодичность замены масла
Делать замену масла в КПП Калины рекомендуется каждые 60-80 тысяч километров пробега.
Пошаговая инструкция замены масла
- Установить автомобиль на ровной площадке
- Слить отработанное масло через контрольное отверстие
- Залить свежее масло объемом 2,25 литра
6. Замена КПП "Калины": пошаговая инструкция
При серьезных поломках КПП придется проводить полную ее замену. Для этого потребуются:
- Ключи: накидные 14, 22 и 27 мм
- Отвертка
- Домкрат
- Новая КПП
Пошаговая инструкция замены КПП Калины:
- Аккуратно установить автомобиль на подъемник
- Демонтировать карданный вал и снять выхлопную систему
- Ослабить гайки крепления КПП и снять саму коробку
- Установить новую КПП и все демонтированные системы в обратном порядке
7. Выбор запчастей для КПП в интернет-магазинах
При необходимости приобретения запчастей для КПП ВАЗ-Калина следует обращать внимание на следующие моменты:
Проверка сертификатов
Убедитесь, что продавец предоставляет все необходимые сертификаты на запчасти. Это гарантирует их соответствие стандартам качества.
Изучение отзывов
Обязательно почитайте отзывы покупателей об интернет-магазине и отдельно о каждой запчасти для Калины.
Сравнение цен
Цены на одинаковые запчасти могут существенно отличаться. Сопоставьте цены в 3-5 магазинах перед покупкой.
8. Стоимость запчастей и ремонта КПП
Цены на запчасти и работы по ремонту КПП автомобиля Lada Kalina могут значительно варьироваться в зависимости от производителя, комплектации, региона и сервиса.
Стоимость основных запчастей
- КПП в сборе - от 15000 рублей
- Комплект подшипников - от 3000 рублей
- Комплект синхронизаторов - от 5000 рублей
Стоимость замены КПП в сервисе
Полная замена КПП Калины в среднем обойдется в 25000-35000 рублей в зависимости от модели и сервиса.
Варианты экономии
Чтобы сэкономить, можно:
- Приобрести бывшую в употреблении КПП
- Заменить КПП в узкоспециализированной мастерской
9. Усиление и модернизация КПП "Калины"
Для увеличения ресурса и надежности КПП ВАЗ-Калина можно провести следующие модернизации:
Усиление шестерен и валов
Установка более прочных шестерен из закаленной стали и валов увеличенного диаметра повышает износостойкость КПП.
Замена сальников и подшипников
Современные синтетические сальники и подшипники из материала ДУ (дифторид углерода) значительно долговечнее штатных аналогов.
10. Пользовательские отзывы о КПП "Калины"
Владельцы автомобилей Lada Kalina отмечают следующие особенности КПП:
Положительные стороны
- Надежность и неприхотливость в эксплуатации при своевременном ТО
- Относительно недорогой ремонт и запчасти
Отрицательные моменты
- Подтекание масла через прокладки картера
- Шумность с задним ходом из-за износа подшипников
11. Советы по продлению срока службы КПП
Чтобы максимально продлить срок службы КПП автомобиля ВАЗ-Калина, рекомендуется придерживаться следующих советов:
Регулярное техническое обслуживание
Соблюдение периодичности замены масла и других эксплуатационных жидкостей, а также своевременная замена изношенных деталей, таких как сальники, подшипники, шестерни - залог долговечности КПП.
Использование качественных материалов
Применение масел и других рабочих жидкостей только от проверенных производителей, а также установка оригинальных или качественных неоригинальных запчастей положительно влияет на ресурс КПП.
Аккуратная эксплуатация автомобиля
Мягкое, плавное вождение без рывков и резких ускорений способствует увеличению долговечности всех узлов и агрегатов автомобиля, включая КПП.
12. История модернизаций КПП ВАЗ
За годы производства автомобилей на заводе ВАЗ КПП постоянно модернизировались и улучшались.
1980-е годы: появление пятой передачи
В середине 80-х на автомобилях ВАЗ стали устанавливать 5-ступенчатую КПП вместо прежней 4-ступенчатой для повышения топливной экономичности.
2000-е: КПП привода Гранты
В 2000-х КПП Гранты с тросовым приводом переключения передач была адаптирована под автомобили семейства Калина, что обеспечило более плавное и точное переключение.
Перспективы: роботизированные КПП
Дальнейшее совершенствование КПП ВАЗ связано с расширением использования роботизированных автоматизированных трансмиссий, повышающих комфорт вождения.
13. Особенности ремонта КПП Калина в зависимости от пробега
В КПП Калина могут возникать неисправности на разных пробегах автомобиля. Рассмотрим особенности характерных поломок на разных этапах эксплуатации авто и специфику их устранения.
Первые 20-50 тыс. км
В начальной стадии эксплуатации возможно срабатывание и приработка прокладок картера и сальников, что требует их регулировки и подтяжки, либо прокачки подшипников и при необходимости замены.
50-100 тыс. км
На этом этапе актуальна диагностика состояния и при необходимости замена синхронизаторов и подшипников, прокладок и сальников. Возможно возникновение небольших течей масла и появление шума.
Более 100 тыс. км
На этом пробеге созревают частичный или полный капитальный ремонт КПП: замена шестерен, восстановление картера сцепления, и других изношенных деталей. Требуется пристальное внимание ко всем шумам, стукам и течам.
14. Мнения экспертов по надежности КПП ВАЗ
Эксперты и опытные автомобилисты имеют неоднозначное мнение о надежности и долговечности КПП, устанавливаемых на автомобили ВАЗ.
Известный автоблогер Василий Шамара: «При должном уходе КПП ВАЗ спокойно проходит без поломок 250-300 тыс. км. Главное - регулярно менять масло и не допускать течей».
Механик с 30-летним стажем Петров: «КПП ВАЗ сильно проигрывает в надежности импортным аналогам. Часто приходится чинить поломки уже на 100 тысячах километров».