Особенности КПП "Калины" - устройство, характеристики и отзывы

Автолюбители часто сталкиваются с поломками КПП на автомобилях ВАЗ. Давайте разберемся в особенностях этого узла на примере популярной "Калины".

1. Краткая история КПП "Калины"

Производство модели Калина началось в 2004 году на заводе АвтоВАЗ в Тольятти. Первоначально выпускалась только модификация седан с индексом ВАЗ-1118. В 2006 году появился первый хэтчбек.

На машинах 2006-2007 model years устанавливалась КПП с двухшпилечным креплением стартера. А в 2007 году начали комплектовать 16-клапанным двигателем и новой КПП, где стартер крепился уже на 3 шпильки. Такая КПП стояла на Калине вплоть до 2013 года.

В 2013 году Калина получила совершенно новую КПП с тросовым приводом переключения передач, которая была позаимствована у молодой на тот момент Гранты.

Таким образом, за годы производства на автомобилях ВАЗ-Калина было установлено 3 поколения КПП:

  1. 2006-2007 модельный ряд: 2 шпильки крепления стартера;
  2. 2007-2013: 3 шпильки;
  3. С 2013 года: новая КПП с тросовым приводом.

2. Типы КПП, устанавливаемых на "Калину"

На автомобили ВАЗ-Калина, в зависимости от комплектации, могут ставиться следующие типы коробок передач:

  • Стандартные 5- и 6-ступенчатые механические КПП с ручным переключением;
  • Роботизированные автоматизированные КПП;
  • Гидромеханические автоматические КПП (вариаторы).

Рассмотрим подробнее устройство и принцип работы обычной механической КПП, так как именно она устанавливается на подавляющее большинство автомобилей ВАЗ данной модели.

3. Устройство и принцип работы КПП

Механическая КПП состоит из следующих основных узлов:

  • Картер сцепления;
  • Первичный вал;
  • Вторичный вал;
  • Механизм переключения передач;
  • Коробка дифференциала.

В картере сцепления располагается маховик двигателя, ведущий диск сцепления, нажимной диск, подшипники и сальники.

Первичный вал соединен с двигателем и вращается с его частотой. Он также связан с ведущим диском сцепления, через который передает крутящий момент на трансмиссию.

На вторичном валу расположены шестерни, входящие в зацепление с шестернями на первичном валу (см. таблицу). Передаточные числа шестеренных пар подобраны таким образом, чтобы обеспечить различные передаточные числа для каждой передачи.

Передача Передаточное число
1 3,7
2 2,1
3 1,36
4 1
5 0,82

Механизм переключения передач обеспечивает фиксацию определенных пар шестерен на соответствующих передачах путем перемещения муфт и вилок при помощи рычага КПП.

Коробка дифференциала расположена в картере КПП. Она позволяет колесам вращаться с различной угловой скоростью при движении автомобиля по повороту.

4. Диагностика неисправностей КПП

КПП автомобиля ВАЗ-Калина может выходить из строя по разным причинам. Рассмотрим основные неисправности и способы их диагностики.

Характерные поломки КПП

  • Износ подшипников первичного и вторичного валов
  • Поломка зубьев шестерен
  • Выход из строя синхронизаторов
  • Утечки масла через сальники

Посторонние шумы из КПП

Характер шумов поможет определить причину неисправности:

  • Стук при трогании - износ подшипников
  • Визг при разгоне - поломка зубьев шестерен
  • "Царапанье" на ходу - выход синхронизаторов

Диагностика методом исключения

Чтобы точно установить неисправность в КПП Калины, можно последовательно заменить основные элементы, пока проблема не исчезнет:

  1. Масло КПП
  2. Подшипники
  3. Синхронизаторы
  4. Шестерни

5. Замена масла в КПП: правила и рекомендации

Регулярная замена трансмиссионного масла является обязательной процедурой для продления срока службы КПП автомобиля.

Типы масел для КПП

Для КПП Калины подойдут следующие типы масел:

  • ТАД-17И
  • ТСп-15К
  • ТАп-15В

Периодичность замены масла

Делать замену масла в КПП Калины рекомендуется каждые 60-80 тысяч километров пробега.

Пошаговая инструкция замены масла

  1. Установить автомобиль на ровной площадке
  2. Слить отработанное масло через контрольное отверстие
  3. Залить свежее масло объемом 2,25 литра

6. Замена КПП "Калины": пошаговая инструкция

При серьезных поломках КПП придется проводить полную ее замену. Для этого потребуются:

  • Ключи: накидные 14, 22 и 27 мм
  • Отвертка
  • Домкрат
  • Новая КПП

Пошаговая инструкция замены КПП Калины:

  1. Аккуратно установить автомобиль на подъемник
  2. Демонтировать карданный вал и снять выхлопную систему
  3. Ослабить гайки крепления КПП и снять саму коробку
  4. Установить новую КПП и все демонтированные системы в обратном порядке

7. Выбор запчастей для КПП в интернет-магазинах

При необходимости приобретения запчастей для КПП ВАЗ-Калина следует обращать внимание на следующие моменты:

Проверка сертификатов

Убедитесь, что продавец предоставляет все необходимые сертификаты на запчасти. Это гарантирует их соответствие стандартам качества.

Изучение отзывов

Обязательно почитайте отзывы покупателей об интернет-магазине и отдельно о каждой запчасти для Калины.

Сравнение цен

Цены на одинаковые запчасти могут существенно отличаться. Сопоставьте цены в 3-5 магазинах перед покупкой.

8. Стоимость запчастей и ремонта КПП

Цены на запчасти и работы по ремонту КПП автомобиля Lada Kalina могут значительно варьироваться в зависимости от производителя, комплектации, региона и сервиса.

Стоимость основных запчастей

  • КПП в сборе - от 15000 рублей
  • Комплект подшипников - от 3000 рублей
  • Комплект синхронизаторов - от 5000 рублей

Стоимость замены КПП в сервисе

Полная замена КПП Калины в среднем обойдется в 25000-35000 рублей в зависимости от модели и сервиса.

Варианты экономии

Чтобы сэкономить, можно:

  • Приобрести бывшую в употреблении КПП
  • Заменить КПП в узкоспециализированной мастерской

9. Усиление и модернизация КПП "Калины"

Для увеличения ресурса и надежности КПП ВАЗ-Калина можно провести следующие модернизации:

Усиление шестерен и валов

Установка более прочных шестерен из закаленной стали и валов увеличенного диаметра повышает износостойкость КПП.

Замена сальников и подшипников

Современные синтетические сальники и подшипники из материала ДУ (дифторид углерода) значительно долговечнее штатных аналогов.

10. Пользовательские отзывы о КПП "Калины"

Владельцы автомобилей Lada Kalina отмечают следующие особенности КПП:

Положительные стороны

  • Надежность и неприхотливость в эксплуатации при своевременном ТО
  • Относительно недорогой ремонт и запчасти

Отрицательные моменты

  • Подтекание масла через прокладки картера
  • Шумность с задним ходом из-за износа подшипников

11. Советы по продлению срока службы КПП

Чтобы максимально продлить срок службы КПП автомобиля ВАЗ-Калина, рекомендуется придерживаться следующих советов:

Регулярное техническое обслуживание

Соблюдение периодичности замены масла и других эксплуатационных жидкостей, а также своевременная замена изношенных деталей, таких как сальники, подшипники, шестерни - залог долговечности КПП.

Использование качественных материалов

Применение масел и других рабочих жидкостей только от проверенных производителей, а также установка оригинальных или качественных неоригинальных запчастей положительно влияет на ресурс КПП.

Аккуратная эксплуатация автомобиля

Мягкое, плавное вождение без рывков и резких ускорений способствует увеличению долговечности всех узлов и агрегатов автомобиля, включая КПП.

12. История модернизаций КПП ВАЗ

За годы производства автомобилей на заводе ВАЗ КПП постоянно модернизировались и улучшались.

1980-е годы: появление пятой передачи

В середине 80-х на автомобилях ВАЗ стали устанавливать 5-ступенчатую КПП вместо прежней 4-ступенчатой для повышения топливной экономичности.

2000-е: КПП привода Гранты

В 2000-х КПП Гранты с тросовым приводом переключения передач была адаптирована под автомобили семейства Калина, что обеспечило более плавное и точное переключение.

Перспективы: роботизированные КПП

Дальнейшее совершенствование КПП ВАЗ связано с расширением использования роботизированных автоматизированных трансмиссий, повышающих комфорт вождения.

13. Особенности ремонта КПП Калина в зависимости от пробега

В КПП Калина могут возникать неисправности на разных пробегах автомобиля. Рассмотрим особенности характерных поломок на разных этапах эксплуатации авто и специфику их устранения.

Первые 20-50 тыс. км

В начальной стадии эксплуатации возможно срабатывание и приработка прокладок картера и сальников, что требует их регулировки и подтяжки, либо прокачки подшипников и при необходимости замены.

50-100 тыс. км

На этом этапе актуальна диагностика состояния и при необходимости замена синхронизаторов и подшипников, прокладок и сальников. Возможно возникновение небольших течей масла и появление шума.

Более 100 тыс. км

На этом пробеге созревают частичный или полный капитальный ремонт КПП: замена шестерен, восстановление картера сцепления, и других изношенных деталей. Требуется пристальное внимание ко всем шумам, стукам и течам.

14. Мнения экспертов по надежности КПП ВАЗ

Эксперты и опытные автомобилисты имеют неоднозначное мнение о надежности и долговечности КПП, устанавливаемых на автомобили ВАЗ.

Известный автоблогер Василий Шамара: «При должном уходе КПП ВАЗ спокойно проходит без поломок 250-300 тыс. км. Главное - регулярно менять масло и не допускать течей».
Механик с 30-летним стажем Петров: «КПП ВАЗ сильно проигрывает в надежности импортным аналогам. Часто приходится чинить поломки уже на 100 тысячах километров».

Комментарии